Предшествует созданию организации, ее физическому появлению на свет. На этой стадии организация существует только как идея у будущего основателя. Компания рождается тогда, когда основатель берет на себя обязательства.
На данной стадии много разговоров, но отсутствуют конкретные действия, т.е. основатель проходит своеобразное тестирование своей идеи, посвящая в нее знакомых и близких.
Младенчество
Происходит трансформация предпринимательской энергии в устойчивые денежные потоки. Она характеризуется ориентацией на действие, практическим отсутствием систем, процедур и правил, а также высокой уязвимостью компании, что вызывает необходимость в постоянном антикризисном управлении. В это время основатель фирмы не желает делегировать полномочия, и все решения принимает единолично.
Продажи – это критический момент развития организации, так как без денежных потоков фирма не может выжить. Следовательно, необходим постоянный контроль и забота. Основатель вынужден работать помногу часов, чтобы избежать ежедневных кризисов.
Дикие годы: «Давай-давай»
Компания имеет хорошие финансовые средства, продажи растут, идеи воплощаются в действие. Организация процветает и чувствует, что она непобедима.
Фирма не видит проблем, поскольку основатель, считая себя непобедимым. Руководитель приобретает новый бизнес, в котором ничего не смыслит. Все кажется приоритетным, но это может привести к краху.
Юность
На данной стадии происходит делегирование полномочий, так как основатель фирмы понимает, что он не может быть специалистом во всех областях, т.е. происходит отделение менеджмента от собственности (от предпринимательства к профессиональному менеджменту). Смена приоритетов: от «больше - это лучше» к целям «лучше - это больше».
Происходят конфликты между:
- «старослужащими» и «новичками»,
- основателями и профессиональными менеджерами,
- основателями и их компаниями,
- корпоративными и индивидуальными целями.
Ранний расцвет
Данная стадия характеризуется контролируемой и развиваемой креативностью, изменением приоритетов, организационной плодовитостью. Компания приводит в порядок свои процессы, интегрируя их в функциональные системы. Структура организации соответствует миссии и целям, разделяемым всеми сотрудниками организации. Растут не только продажи, но и доходы. В центре внимания находятся сотрудники компании с их нуждами и потребностями.
Основная проблема – как остаться на этой стадии. Постепенно для фирмы наступает так называемая «сумеречная зона». Компания начинает терять свои позиции, так как руководство теряет бдительность.
Поздний расцвет / Упадок
Очень трудно провести границу между данными стадиями, поскольку поведение фирмы одинаково. Отличие только в частоте проявления характеристик и длительности поведения. Компания теряет дух креативности, инновационности, энтузиазма.
Происходит постепенное, на первый взгляд, незаметное разрушение всех элементов управления организацией. Компания еще функционирует на основе инерции, т.е. тех оборотов, которые были набраны на более ранних стадиях развития.
Старение: Аристократизм
Происходит снижение интереса к завоеванию новых рынков, акцент делает на прошлые достижения. Руководство фирмы подозрительно относится ко всем изменениям. Формализация в одежде и отношениях. Большая забота о том, как делаются вещи, а не о том, зачем они делаются.
Коммуникации приобретают невнятный характер, люди начинают неясно выражать свои мысли. Каждый понимает, что в компании не все в порядке, но боится это сказать вслух. Руководители теряют волю и начинают принимать слабые решения. Они занимают выжидательную позицию.
Салем Сити*
Люди фокусируют свое внимание на том, кто является причиной проблем, а не что делать с ними. Начинается «охота на ведьм». Люди вовлечены в межличностные конфликты. «паранойя» замораживает организацию.
Менеджеры борются друг против друга, талантливые люди покидают компанию. Не решаются организационные проблемы, и никто не имеет времени для удовлетворения потребностей клиентов.
Бюрократизация
Компания существует только благодаря поддержке из внешней среды, т.е. она поддерживается искусственно.
Отсутствие четкого контроля, наличие большего числа процедур, уже утративших свою ценность.
Смерть
Никто не хочет хорошо работать, так как исчезла мотивация.
Нет людей, готовых принять на себя ответственность.
* Город Салем больше всего известен как место самых страшных процессов инквизиции в 1692 г. на территории нынешних Соединенных Штатов. Десятки женщин в Салеме пали жертвой «охоты на ведьм».
Таким образом, каждая организация проходит несколько стадий, которым присущи определенные характеристики.
Можно выделить ряд различий между данными моделями:
1. И. Адизес представил завершенную модель от рождения организации до ее смерти, а Л. Грейнер считает, что стадий может быть бесконечно много, т.е. его модель является незавершенной.
2. И. Адизес называет оптимальную точку развития – расцвет, а у Л. Грейнера такого нет.
3. И. Адизес учитывает фактор помощи государства организациям, чего нет у Л. Грейнера.
Несмотря на определенные различия между этими моделями, тем не менее оба исследователя выделяют одинаковые проблемы, возникающие по мере роста организации: необходимость делегирования полномочий, межличностные конфликты и т.д.
Таким образом, все организации ощущают потребность в росте, однако и большие и малые фирмы имеют свои преимущества. Для анализа роста компании используют модели жизненного цикла, согласно которым организации рождаются, взрослеют, стареют и умирают.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление