Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии жизненного цикла организации И. Адизеса




Стадии Характеристика стадии Проблема управления
Ухаживание Предшествует созданию орга­низации, ее физическому по­явлению на свет. На этой ста­дии организация существует только как идея у будущего основателя. Компания рожда­ется тогда, когда основатель берет на себя обязательства. На данной стадии много раз­говоров, но отсутствуют кон­кретные действия, т.е. ос­нователь проходит своеобраз­ное тестирование своей идеи, посвящая в нее знакомых и близких.
Младенчество Происходит трансформация предпринимательской энергии в устойчивые денежные по­токи. Она характеризуется ориентацией на действие, практическим отсутствием систем, процедур и правил, а также высокой уязвимостью компании, что вызывает необ­ходимость в постоянном ан­тикризисном управлении. В это время основатель фирмы не желает делегировать пол­номочия, и все решения при­нимает единолично. Продажи – это критический момент развития организации, так как без денежных потоков фирма не может выжить. Сле­довательно, необходим посто­янный контроль и забота. Ос­нователь вынужден работать помногу часов, чтобы избе­жать ежедневных кризисов.
Дикие годы: «Давай-давай» Компания имеет хорошие фи­нансовые средства, продажи растут, идеи воплощаются в действие. Организация про­цветает и чувствует, что она непобедима. Фирма не видит проблем, по­скольку основатель, считая себя непобедимым. Руководитель при­обретает новый бизнес, в ко­тором ничего не смыслит. Все кажется приоритетным, но это может привести к краху.
Юность На данной стадии происходит делегирование полномочий, так как основатель фирмы по­нимает, что он не может быть специалистом во всех облас­тях, т.е. происходит отделение менеджмента от собственно­сти (от предпринимательства к профессиональному менедж­менту). Смена приоритетов: от «больше - это лучше» к целям «лучше - это больше». Происходят конфликты ме­жду: - «старослужащими» и «но­вичками», - основателями и профессио­нальными менеджерами, - основателями и их компа­ниями, - корпоративными и индиви­дуальными целями.
Ранний расцвет Данная стадия характеризу­ется контролируемой и разви­ваемой креативностью, изме­нением приоритетов, органи­зационной плодовитостью. Компания приводит в порядок свои процессы, интегрируя их в функциональные системы. Структура организации соот­ветствует миссии и целям, разделяемым всеми сотрудни­ками организации. Растут не только продажи, но и доходы. В центре внимания находятся сотрудники компании с их нуждами и потребностями. Основная проблема – как ос­таться на этой стадии. Посте­пенно для фирмы наступает так называемая «сумеречная зона». Компания начинает те­рять свои позиции, так как ру­ководство теряет бдитель­ность.
Поздний расцвет / Упадок Очень трудно провести гра­ницу между данными ста­диями, поскольку поведение фирмы одинаково. Отличие только в частоте проявления характеристик и длительности поведения. Компания теряет дух креативности, инноваци­онности, энтузиазма. Происходит постепенное, на первый взгляд, незаметное разрушение всех элементов управления организацией. Компания еще функциони­рует на основе инерции, т.е. тех оборотов, которые были набраны на более ранних ста­диях развития.
Старение: Аристократизм Происходит снижение инте­реса к завоеванию новых рын­ков, акцент делает на про­шлые достижения. Руково­дство фирмы подозрительно относится ко всем изменениям. Формализация в одежде и от­ношениях. Большая забота о том, как делаются вещи, а не о том, зачем они делаются. Коммуникации приобретают невнятный характер, люди на­чинают неясно выражать свои мысли. Каждый понимает, что в компании не все в порядке, но боится это сказать вслух. Руководители теряют волю и начинают принимать слабые решения. Они занимают вы­жидательную позицию.
Салем Сити* Люди фокусируют свое вни­мание на том, кто является причиной проблем, а не что делать с ними. Начинается «охота на ведьм». Люди во­влечены в межличностные конфликты. «паранойя» замо­раживает организацию. Менеджеры борются друг против друга, талантливые люди покидают компанию. Не решаются организационные проблемы, и никто не имеет времени для удовлетворения потребностей клиентов.
Бюрократизация Компания существует только благодаря поддержке из внешней среды, т.е. она под­держивается искусственно. Отсутствие четкого контроля, наличие большего числа про­цедур, уже утративших свою ценность.
Смерть Никто не хочет хорошо рабо­тать, так как исчезла мотива­ция. Нет людей, готовых принять на себя ответственность.

* Город Салем больше всего известен как место самых страшных процессов инквизиции в 1692 г. на территории нынешних Соединенных Штатов. Десятки женщин в Салеме пали жертвой «охоты на ведьм».

 

Таким образом, каждая организация проходит несколько стадий, которым присущи определенные характеристики.

Можно выделить ряд различий между данными моделями:

1. И. Адизес представил завершенную модель от рождения организации до ее смерти, а Л. Грейнер считает, что стадий может быть бесконечно много, т.е. его модель является незавершенной.

2. И. Адизес называет оптимальную точку развития – расцвет, а у Л. Грейнера такого нет.

3. И. Адизес учитывает фактор помощи государства организациям, чего нет у Л. Грейнера.

Несмотря на определенные различия между этими моделями, тем не менее оба исследователя выделяют одинаковые проблемы, возникающие по мере роста организации: необходимость делегирования полномочий, межличностные конфликты и т.д.

Таким образом, все организации ощущают потребность в росте, однако и большие и малые фирмы имеют свои преимущества. Для анализа роста компании используют модели жизненного цикла, согласно которым организации рождаются, взрослеют, стареют и умирают.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.