КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логико-интуитивные методы исследования систем управления 165
ПРАВИЛА КОНСТРУИРОВАНИЯ И ФОРМУЛИРОВАНИЯ ТЕСТОВ Для проведения работ по тестированию необходимо: • четко определять цели, задачи, правила, условия, требуемые результаты, начало и конец, отразив все эти данные в соответствующем плане; • установить возможные последствия тестирования; • определить необходимый объем информации, и методы ее сбора, обработки и использования; разработать сценарии действий всех участников; • сформулировать методику проведения оценки результатов тестирования; • определить направления и варианты использования результатов. Независимо от вида и разработанного порядка тестирования большое значение для получения объективных результатов имеет конструирование и формулирование тестов. Конструктивно тесты в зависимости от их предназначения могут быть заданы и спроектированы в различной форме. В общем случае тест может рассматриваться в рамках: 1) искусственно созданного воздействия испытательного характера; 2) ответной реакции объекта испытания. Так, для социального тестирования ответная реакция на тест может конструироваться в виде высказываний: • «да», «нет»; • «согласен», «не согласен»; • «правильно», «неправильно»; • «совершенно верно», «верно», «скорее верно, чем неверно», «трудно сказать», «скорее неверно, чем верно», «неверно», «совсем неверно». Высказывания могут быть даны также в виде оценок, например: • «очень высокая», «высокая», «выше среднего», «средняя», «ниже среднего», «низкая», «очень низкая»; • от 1 до 10 баллов; • от 0 до 1 балла. Желательно, чтобы конструктивно ответная реакция на тест позволяла обрабатывать результаты тестирования математико-статис-тическими методами. К основным правшам формулирования искусственно созданных воздействий испытательного характера (например, для тестов социально-экономических СУ) следует отнести: • целенаправленность; • однозначность понимания; Глава 5 • логичность; • краткость (желательно не более одного придаточного предложения); • информативность; • простота, понятность и доступность; • нейтральность; • позитивность и негативность высказываемых суждений • альтернативность (с числом возможных суждений не менее четырех и не более десяти, причем как позитивного, так негативного характера); • отсутствие намека на ожидаемый ответ; • сбалансированность; • наличие ключа к каждому тесту для обработки полученной информации в соответствии с целями тестирования. К ответным реакциям, отражаемым в виде высказываний или оценок, практически во многом предъявляется требования, аналогичные тем, которые предъявляются непосредственно к воздействиям, при этом дополнительно включаются требования односложности и точности. Каждый тест, включая социально-экономические, должен обладать определенными свойствами, в частности свойствами назначения, безопасности, экологичности, этичности, экономичности, ва-лидности и надежности. Свойства безопасности и экологичности относятся только к воздействиям технического характера. Этичность теста характеризует его с точки зрения морали, нравственности и корректности Валидность теста — свойство, обеспечивающее (в зависимости от цели исследования) измерение состояния исследуемого объекта, позволяющее проверять результаты измерения на основе анализа оценки или другими способами, сравнивая полученные данные. Надежность теста определяется его качеством, и прежде всего точностью измерения. Требования к надежности устанавливаются в зависимости целей и задач тестирования. Проверка надежности осуществляется, как правило, параллельным или повторным тестированием объекта исследования. Кроме того, надежность может определяться методами корреляционного (на основе корреляции высказываний), дисперсионного и факторный анализов. Характеристики остальных свойств тестов достаточно очевидны. Пример тестов приведен в Приложении 1.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |