КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы систем и их свойства
Системы возможно классифицировать по самым разнообразным основаниям, однако, особое внимание уделяется, прежде всего, функциональному критерию (классификация К. Боулдинга)[5] (рис. 1.1). Системы подразделяются на жесткие и мягкие. К жестким системам относят механические системы, физические и химические процессы. К мягким системам относят биологические и социальные системы. Жесткие системы отличаются от мягких большей степенью предсказуемости поведения. Кроме того, системы отличают по степени сложности на неживые и живые.
Рис. 1.1. Классификация систем
К неживым следует относить: 1. Системы с самосохраняемой структурой, не подверженные функциональным воздействиям в течение длительного периода времени. Например, залегающие на большой глубине объем газа или нефти. 2. Системы с периодически изменяющейся структурой во времени и имеющие несколько функций. Например, гейзер, часовой механизм. 3. Системы, находящиеся на стыке живых и неживых организмов (так называемые, кибернетические системы). К живым системам относят, прежде всего: 1. Системы с самосохраняемой структурой (уровень клеточных организмов). 2. Системы с низким уровнем восприятия информации (уровень многоклеточных, растений). 3. Системы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием (уровень животных). 4. Системы с развитым самосознанием, мышлением, нетривиальным поведением (человек). 5. Социальные системы и социальные организации. Административный менеджмент осуществляется в социальных системах и организациях. Отличительные признаки социальных систем: • общая цель (как системная совокупность индивидуальных целей); • люди; • структура управления. Структура совокупности свойств систем достаточно обширна: • сложность, постижение которой в настоящее время возможно лишь в некоторой степени посредством определения порога условного представления системы ее моделью; • семиотическая структуризация, представляющая собой полноценную языковую природу информационных связей; • неаддитивность, заключающаяся в том, что система как целое превышает сумму подсистем, в нее входящих; • агрегирование как объединение нескольких параметров системы в параметры более высокого уровня; • эмерджентность, предполагающая несовпадение целевых функций подсистем и самой системы; • адаптивность (как саморегулирование), ориентирующаяся на преобразование целей системы и подсистем при изменении внешних и внутренних условий функционирования; • синергетичность, т. е. зависимость увеличения степени упорядоченности, самоорганизации системы от однонаправленных действий, которые приводят к умножению конечного результата; • иерархичность, имеющая атрибутивное происхождение; • мультипликативность, предполагающая возведение в степень отрицательных и положительных эффектов (отрицательные умножаются значительно быстрее, что способствует постоянному сохранению угрозы саморазрушения системы); • целостность, означающая отсутствие необходимости добавления или устранения отдельных подсистем и элементов для повышения эффективности и устойчивости функционирования; • стойкость (запас прочности), позволяющая системе выполнять свои функции при нарушении параметров внешней среды; • уязвимость к воздействиям внешних и внутренних факторов; • обособленность, характеризующая относительную индифферентность системы; • централизованность, предполагающая оптимальное сочетание централизации и децентрализации, наделение отдельных компонентов руководящими функциями; • совместимость (компонентов и элементов системы); • надежность реализации системой заданных функций в течение определенного периода с заданными параметрами. К базовым объектам административного менеджмента следует отнести: • систему государственного управления; • систему общественного самоуправления – организация местным самоуправлением, социально-экономических и культурных процессов на конкретной территории в рамках административного деления; • систему управления в бюджетных организациях; • систему управления в бизнес-организациях. Система государственного управления (СГУ) состоит из трех основных компонентов (рис. 1.2): 1) подсистема объективная, включающая природные ресурсы, материально-техническую оснащенность, людей; 2) подсистема субъективная, включающая систему знаний, информацию, теории, концепции, идеи; 3) подсистема субъективно-объективных зависимостей, включающая, во-первых, субъект управления, то есть государственное управление, институты, государственных служащих, во-вторых, объект управления – часть общества, подверженная управлению; в-третьих, отношения между субъектом и объектом управления, которые могут выражаться как в воздействии субъекта на объект управления, так и взаимодействия между ними. Система общественного самоуправления (СОС) состоит из шести компонентов (рис. 1.3): 1) социально-экономическая подсистема – раскрывает отношения общества с природной средой своего обитания; 2) социально-этическая подсистема – раскрывает взаимоотношения между личностью и социальными группами, общностями, этносами;
Рис. 1.2. Система госуправления
Рис. 1.3. Система общественного самоуправления
3) подсистема производства и распределения – раскрывает отношения между людьми и социальными общностями по поводу собственности, результатов труда; 4) политическая подсистема – раскрывает отношения граждан по поводу политической власти и государственного управления; 5) подсистема духовной жизни – раскрывает отношения граждан, социальных общностей по поводу идей, общественных, религиозных, культурных концепций; 6) подсистема внешних связей – раскрывает отношения данного общества с другими социальными системами (с сопредельными обществами). Система управления в бюджетных и бизнес-организациях (СУБО) состоит из четырех основных подсистем (рис. 1.4): 1) целевая подсистема – отвечает за методическое обеспечение конкурентоспособности товара, маркетинг и формирование рыночной стратегии, ценовую политику, управление качеством товара, политику ресурсосбережения, методы нормирования ресурсов, методики прогнозирования организационно-технического развития производства и планиро-
Рис. 1.4. Система управления в бюджетных и бизнес-организациях
вания социального развития коллектива, а также за охрану окружающей среды; 2) функциональная подсистема – отвечает за организацию процессов производства, учет и контроль в системе, мотивацию и регулирование в системе; 3) управляющая подсистема – отвечает за научную организацию труда менеджера и управление персоналом, социально-психологические аспекты менеджмента, стили руководства; 4) обеспечивающая подсистема – отвечает за методическое, информационное, правовое и организационно-технологическое обеспечение системы. Среди научных подходов, применяемых в современном менеджменте, кроме системного, необходимо выделить следующие: • Ситуационный, который позволяет анализировать системный объект, его специфику, функции, структуры, влияние окружения в конкретно-определенный период времени, и применим при локальном исследовании подсистем (анализ подсистем, функций). • Структурно-функциональный, который позволяет исследовать структурные разновидности (формы, виды, типы, модели) явлений, процессов, факторов и тенденций и, вместе с тем, особенности реализации этими структурными разновидностями своих социальных функций. • Организмический, который применяется для анализа таких систем, как общество, государство и основан на аналогии живого организма и социального организма, позволяет выявлять основные этапы в развитии систем, анализировать генезис систем. • Институциональный, который позволяет исследовать системные проявления, возникающие в социальной общности любого уровня, через призму ее институциональных признаков – социальных институтов, отношений, норм и ценностей, эмерджентных свойств, статусно-ролевой структуры, социальных функций. • Деятельностный, который позволяет исследовать системные проявления через осуществление ими тех или иных видов деятельности как во внутренней сфере социальной системы, так и во внешней, посредством определения иерархии целей и способов их достижения. • Классический, который позволяет исследовать социальные организации, основываясь на балансе материального и человеческого факторов в социальной организации. • Поведенческий, который рассматривает социальную систему как предпосылку для развития индивида, основным фактором взаимодействия между индивидами в организации выступает социально значимая мотивация и заинтересованность индивида в результатах своего труда. • Комплексный, который позволяет эффективно использовать межпредметные связи административного менеджмента с другими дисциплинами, а именно рассматривает возможность применения социологических, математических, экономических методов в исследовании системных объектов на основе их совместимости. • Аксиолого-синергетический подход, который позволяет исследовать систему организационного управления посредством задействования потенциалов отдельных элементов и компонентов, организаций и социальных субъектов. Наиболее распространенным в современном управлении является системный подход, который применяется при решении любых социально-экономических, социально-политических, инженерно-технических и иных задач, предлагающих изучение или проектирование и создание системных объектов высокой сложности, а также управления ими. Понятие «систематизированное» противоположно понятию «хаотическое». Хаотической ситуацией можно назвать такую, где «все зависит от всего другого», но логика взаимосвязей непонятна. Так как двумя основными целями исследования в любой области являются объяснение и предсказание, то такое положение недопустимо. Поэтому существуют веские мотивы для развития областей знания, которые можно объединить в комплексное целое, части которого оказываются взаимосвязанными. В каждом конкретном случае системный подход должен реализовываться в виде конкретного системного метода, адаптированного к особенностям системы. Для системного анализа характерно: • Системный метод (анализ) базируется на представлении о целостности системы. Система может быть управляема, т. е. понята и реконструирована либо создана как нечто целое лишь в том случае, когда она в качестве системы противостоит своему окружению – среде. Расчленение системы приводит к понятию элемента – единицы, свойства и функции которой определяются ее местом в рамках целого. При этом не следует забывать об относительной самостоятельности и специфических свойствах элементов. • Целостность системы конкретизируется и осуществляется через связи. Главное место в системах управления занимают системообразующие связи, выражающие закономерности отношения и определяющие организацию системы. Однако следует иметь в виду, что, к примеру, хозяйственная организация как открытая система взаимодействует со средой, обменивается с ней материалами, энергией, людьми, информацией. Среда воздействует на систему, и связи со средой (окружением) могут оказывать влияние на внутреннюю структуру организации. • Совокупность связей приводит к понятию структуры и организации системы управления. Структура организации материальных элементов, их связей придают системе управления устойчивость, стабильность выдерживать воздействие окружения, не теряя своей качественной определенности. • Структура может характеризоваться как по горизонтали, так и по вертикали. Вертикальная структура приводит к понятию уровней, их соподчиненности, иерархии. • Наличие управления в системе обусловливает целесообразность, характер связей и компонентов системы поведения. • В связи с управлением и необходимостью целесообразного характера поведения системы во многих случаях возникает проблема соотношения функционирования и развития, стабильности и инноваций с учетом факторов времени, пространства и экологии. Таким образом, системный анализ в административном менеджменте позволяет: 1. С учетом всей совокупности экономических и социально-поли-тических условий четко сформировать цели системы (хозяйственной организации, органа регионального управления, органа местного управления) и выяснить их иерархию до начала любой деятельности, связанной с принятием решений, особенно стратегического характера. 2. Установить конкретные взаимосвязанные задачи для каждого уровня и звена управления, исходя из его планируемого вклада в достижение общей цели. При этом необходимо согласование сроков, потребных и наличных ресурсов, единая информационная, методическая и процедурная основы. 3. Подготовить и всесторонне оценить альтернативные варианты управленческих решений по критерию получения максимального эффекта в достижении поставленных целей при минимальных затратах. 4. Осуществить выделение и распределение материальных, финансовых и человеческих ресурсов с учетом приоритетности целей и направлений деятельности, их взаимосвязи и фактора времени. 5. Оценить управленческий потенциал системы, выяснить необходимость и возможность делегирования ответственности и полномочий по уровням иерархии управления. Системный подход применяется в управлении любых системных объектов, так как позволяет учесть максимально все факторы, условия как внутренние, так и внешние, оказывающие влияние на функции и структуру системы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |