Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы управления организацией




 

Пятая классификация принципов управления организацией[13] предполагает их разделение на четыре группы (рис. 2.5):

• принципы статической и динамической организации;

• принципы формирования процесса организации;

• принципы рационализации деятельности организации;

• принципы организационного аудита.

 

 

 


Рис. 2.5. Соотношение принципов

Принципы статической и динамической организации. Организация как любая материальная система проходит все эта­пы жизненного цикла или часть их. Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую. Первой группе соответствует статическая организация. В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Организацию, находящуюся в динамической группе жизненного цикла, называют динамической. В такой органи­зации преобладают координирующие действия.

Принципы приоритета:

• принцип приоритета цели: в системе (цель – задача – функ­ция) наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функ­ция (конкретная работа);

• принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: для конкретного набора функций создается набор структурных единиц. Если невозможно сформировать набор струк­турных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматрива­ются варианты по принципу приоритета цели;

• принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются;

• принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании органи­зации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации;

• принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные под­разделения с учетом их совместимости.

Принципы соответствия:

• принцип соответствия между поставленными целями и выде­ленными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор ма­териальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспе­чить выполнение набора задач;

• принцип соответствия распорядительности и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных;

• принцип соответствия эффективности производства и эконо­мичности: для каждой организации должно быть найдено соответст­вие между эффективностью и затратами;

• принцип оптимального сочетания централизации и децентра­лизации производства и управления: как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эф­фективно, чем их промежуточные по размеру аналоги;

• принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным коли­чеством вспомогательных операций;

• принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам;

• принцип пропорциональности: производственные и информа­ционные процессы должны идти по графику, чтобы не было просто­ев и затоваривания;

• принцип синхронизации (системный принцип): среди произ­водственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.

Принципы формирования процесса организации. Процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления во всех его фазах, этапах и стадиях. Процесс организации состоит из следующих этапов: цель – ситуа­ция – проблема – решение. Каждый этап состоит из набора проце­дур и операций. Набор процедур для всех этапов одинаков и вклю­чает: разработку, согласование, утверждение, организацию и приня­тие решений. Каждая процедура включает следующий набор операций: определение, формулировка, разработка альтернатив, на­копление, хранение, обработка, анализ, оценка, разработка средств реализации и др.

Принципы формирования процесса организации можно сфор­мировать следующим образом:

• процесс должен быть направлен на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий;

• при выявлении проблемы необходимо учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на про­цесс;

• следует максимально сокращать влияние субъективного факто­ра на процесс;

• процесс должен обеспечиваться оптимальной информационной средой;

• процедуры и операции каждого этапа процесса должны быть обоснованны (согласованы, утверждены и т. д.);

• обеспечение соответствия свойств процесса техническим и ор­ганизационным ресурсам и организации.

Принципы рационализации деятельности организации. В любой организации постоянно происходят различного рода изменения. Изменения – это объективный процесс и регулируется законом единства анализа и синтеза. Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований. Этот механизм включает технологию мыслительных аспектов деятельности чело­века, технологию консультационной деятельности, социологиче­скую и психологическую палитры восприятия перемен организа­цией, самоорганизацию работников в форме кружков качества и т. д.

Существует три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм. Каждый из них имеет глубокие исторические корни и накладывает существен­ный отпечаток на реализацию изменений в организации.

• Рационализм – усовершенствование, формирование более це­лесообразной организации чего-либо.

• Иррационализм – это познание реальности через аспекты ду­ховной жизни человека: волю (волюнтаризм), интуицию, инстинкт, озарение.

• Сенсуализм – это познание реальности только через воспри­ятие, чувство, ощущение (сенсорика).

Результативность организационной системы характеризуется дей­ственностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств.

Принципы организационного аудита. Организационный аудит представляет собой контроль функционирования процессов управления или реорганизации предприятия на основе принятых норм, законов и принципов организации. Наиболее важные принципы организационного аудита следующие:

• принцип выделения главного;

• принцип соответствия;

• принцип энциклопедичности;

• принцип полноты;

• принцип системности;

• принцип централизации учета;

• принцип стандартизации;

• принцип своевременного использования учетных данных;

• принцип эластичности;

• принцип планирования;

• принцип координации;

• принцип включения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.