КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы эффективного делегирования полномочий
В любой организации всегда существует определенная степень децентрализации организационных полномочий. Децентрализации абсолютная и нулевая в организации невозможны. Важным моментом в делегировании является вопрос о том, какую долю работы руководитель должен оставить себе, не делегируя никому. Общий подход к определению круга вопросов, не подлежащих делегированию, предложен С. Паркинсоном и М. Рустомджи в виде «принципа исключения»[17]: «Руководитель должен быть избавлен от деталей повседневной деятельности с тем, чтобы уделять больше времени вопросам общей политики и предотвращению возможного кризиса. Он должен заниматься деталями только, когда где-то произошел серьезный сбой, и его не могут исправить руководители более низкого ранга. Если не применять этот «принцип исключения», руководители будут так вовлечены в мелкие повседневные вопросы, что по-настоящему важные дела окажутся заброшены. Руководители должны решать только такие вопросы, с которыми другие люди не в состоянии справиться». Не подлежат делегированию: • постановка задач и выдача заданий подчиненным; • контроль результатов деятельности подразделений и подчиненных; • подбор, расстановка, оценка деятельности подчиненных работников; • задачи особой важности и высокой степени риска; • срочные дела; • задачи строго доверительного характера. Делегировать в любом случае надо: • рутинную работу; • специализированную деятельность; • неактуальные, частные вопросы; • подготовительную и вспомогательную работу (справочные материалы, отчеты и т. п.). Имеется ряд причин, по которым руководители неохотно делегируют управленческие полномочия: • мнение руководителя, что сам он сможет выполнить данное задание лучше подчиненного: • сомнение в возможностях и способностях подчиненного и нежелание рисковать; • отсутствие у руководителя организаторских способностей; • опасение потерять контроль над делом; • отсутствие доверия к подчиненному; • нежелание развивать подчиненных; • позиция недопущения ошибок. Факторами, определяющими степень децентрализации управления, являются[18]: • восприимчивость к новым идеям; • готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления; • готовность доверять низшему звену управления; • стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный). Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами: • издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться; • размерами организации. Чем крупнее организация, тем сложнее координировать деятельность внутри нее. Здесь возникает преимущество горизонтальных связей. В крупных организациях необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения; • особенностями исторического развития и традициями; • характером и мировоззрением высших руководителей; • наличием необходимых кадров; • характером деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий; • динамикой деятельности – чем она выше, тем выше должна быть децентрализация; • внешними силами в виде государственного регулирования, особенностей налогообложения, действий профсоюзов. При выборе схемы делегирования полномочий в организации допустимый компромисс между централизацией и децентрализацией определяют после оценки следующих факторов: • величина затрат (выраженных как в деньгах, так и в иных ресурсах); • степень унификации процедур оперативного управления в подразделениях; • размеры организации (там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно); • философия менеджмента (руководители могут предпочитать авторитарный или демократический стиль управления); • наличие подходящего под делегируемые полномочия исполнителя (при отсутствии менеджеров требуемого уровня лучше оставить полномочия в высших звеньях управления); • используемые процедуры контроля (чем больше возможность контроля, тем больше полномочий можно отдать); • характер деятельности (если операции организации охватывают большие географические районы, то требуется и большая степень децентрализации); • подверженность влиянию внешней среды.
Целями делегирования являются[19] (рис. 3.3): • разгрузка менеджеров, освобождение их от рутинных задач, создание им условий для принятия стратегических решений; • активизация «человеческого фактора», увеличение вовлеченности и заинтересованности работников; • повышение дееспособности нижестоящих звеньев управления.
Рис. 3.3. Затраты по делегированию полномочий
Делегирование полномочий носит временный характер и основывается на принципах: • скалярный (подчиненные должны знать, во-первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых, на чье усмотрение они должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий); • диапазона полномочий; • уровня полномочий (решения в пределах полномочий отдельных сотрудников должны приниматься ими, а не переадресовываться на высшие уровни управления; на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на рассмотрение руководства передавать лишь те вопросы, которые выходят за рамки их компетенции; если право принятия решения делегировано должным образом, то руководителю не следует принимать решение самому); • функциональных дефиниций; • безусловной ответственности (подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же, в свою очередь, несут всю ответственность за деятельность подчиненных.); • ожидаемых результатов (делегируемые исполнителю полномочия должны быть обеспечены необходимыми ресурсами для получения ожидаемых результатов); • эффективного вознаграждения (сотрудник справедливо ожидает какого-то вознаграждения за дополнительные полномочия и ответственность, он имеет большую мотивацию к работе, если считают, что дает организации меньше, чем получает от нее.). Максимальный эффект делегирования достигается при совпадении объемов четырех основных компонент:
При несоблюдении принципов делегирования возможны варианты деформаций, которые резко снижают эффективность работы сотрудников:
Вариант А Вариант В Вариант С
Оценка уровня централизации или децентрализации возможна при помощи количества решений, принимаемых на нижестоя-щих уровнях управления, значимости этих решений, последствий от реализации этих решений, количества контроля за работой подчиненных.
§ 4. Должностные полномочия: виды и варианты распределения
Должностные полномочия должны включать в себя: • права, необходимые для выполнения предписанных работ; • ответственность за использование этих прав (ответственность не может быть делегирована в принципе, поэтому руководитель в любом случае ответственен перед вышестоящим руководством за все, что происходит в его коллективе); • перечень обязательных координационных коммуникационных связей. Предлагается различать два вида полномочий: линейные и штабные[20]. Линейные полномочия – это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. Таким образом, линейные полномочия создают иерархию управления в организации, называемую цепью команд (рис. 3.4).
Рис. 3.4
Штабные полномочия – это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями. В свою очередь, они подразделяются на четыре группы (рис. 3.5).
Рис. 3.5 Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства. Обязательные согласования обеспечивают расширение рекомендательных полномочий. В рамках такой организации управления линейное руководство обязано согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом. Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и дают право отклонять отдельные решения линейного руководства. Функциональные полномочия означают предоставление штабному аппарату прав не только предлагать, но и осуществлять определенные управляющие воздействия в пределах своей функции. Для реализации штабных функций и полномочий в организациях формируют специальный штабной (административный) аппарат. Выделяют следующие основные разновидности такого аппарата: • консультативный; • обслуживающий; • личный. Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которых входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.). Обслуживающий аппарат выполняет обслуживающие функции: • проводит маркетинговые исследования; • осуществляет подготовку планов финансирования, материально-технического снабжения и др. Личный аппарат – это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Зачастую в организациях сотрудники личного аппарата, не имея формальных полномочий, обладают большой властью. Для решения вопроса о делегировании используется матрица Эйзенхауэра. Делегируемые проблемы делятся на виды с позиции необходимости контроля: требующие обычного контроля с периодическим информированием руководителя, требующие специального контроля, требующие полного контроля и не допускающие отклонений от предписываемых действий. Децентрализованная система позволяет стимулировать «инициативу снизу», однако, эффективность работы структурных звеньев во многом связана с компетентностью ее руководителей. Децентрализация приближает руководителя, принимающего решение, к самой проблеме и к процессу ее разрешения. Тем самым обеспечивается подготовка будущих руководителей высшего звена управленческой иерархии в границах самой организации, открывает дополнительные перспективы служебного роста. Делегирование – это средство достижения целей организации. Если задача не делегирована исполнителю, руководитель вынужден будет выполнять ее сам, что во многих случаях просто невозможно. Правильно управляет тот, кто добивается выполнения работы другими. Именно умение делегировать задачи превращает человека в руководителя. Процесс делегирования полномочий показан на рис. 3.6[21].
Рис. 3.6
Полная ответственность руководителя за деятельность своих подчиненных сохраняется при любом типе делегирования (обратное, нулевое, ограниченное, полное). Возможны варианты распределения прав и ответственности в организации по системе «елочка» и по системе «матрешка»[22] (рис. 3.7).
«елочка» «матрешка» 1 – высший менеджмент (руководители высшего ранга) 2 – менеджмент обособленных организаций 3 – менеджмент среднего звена 4 – менеджмент низших звеньев Рис. 3.7 В системе «елочка» видно, что права и ответственность вышестоящего руководства поглощают только часть прав и ответственности (полномочий) нижестоящего руководителя. Это система бюрократической организации с высокой четкостью фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Руководители высших звеньев могут вмешиваться только в некоторые полномочия руководителей низших звеньев. Система «матрешка» – это система множественного подчинения. В ней права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность (полномочия) всех нижестоящих руководителей. Для подчиненных из делегирования вытекают специфические обязанности[23]: • самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность: • своевременно и подробно информировать руководителя; • ставить руководителя в известность обо всех необычных случаях; • повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявляемым требованиям. Подчиненные могут уклоняться от дополнительной ответственности по следующим основным причинам: • подчиненный считает удобным спросить у руководителя, чем самому решать проблему; • подчиненный боится критики за совершенные ошибки. Поскольку большая ответственность увеличивает возможность совершения ошибки, подчиненный уклоняется от нее; • у подчиненного отсутствует уверенность в себе; • подчиненному не предлагается каких-либо положительных стимулов дополнительной ответственности; • жесткие ограничения работы подчиненных со стороны руководителей, мелочная опека, болезненное реагирование на малейшее отклонение предложений подчиненных от собственного представления. В связи с этим руководителю необходимо знание некоторых приемов, которыми могут объективно или субъективно воспользоваться сотрудники в целях уклонения от выполнения задания: • брать задания без указания срока выполнения – никогда не будешь обвинен в срыве сроков и невыполнении; • добиться отсрочки или отмены задания без серьезных причин для этого; • не закончив одного дела, напрашиваться на какое-либо другое, потом будет оправдание невыполнения первоначального задания; • заниматься в неположенное время общественной работой или проявлять себя в рабочее время на других поприщах, не являющихся обязанностью или заданием; • заявлять, что «не помогают», что дает возможность уклониться от ответственности и взвалить на руководителя часть своих функций; • доказывать, что поручаемое задание не входит в его обязанности и что им должен заниматься кто-либо другой; • стараться всегда быть обиженным, что позволяет всегда оправдаться тем, что «в такой обстановке невозможно работать»; • обвинить начальника в том, что его нельзя понять; • обвинить начальника в предвзятости (рассуждения типа «Я знаю, что вы всегда ко мне относитесь несправедливо и ищете к чему придраться»); • немедленно признать себя виновным, каяться и давать обещания исправиться. Необходимо помнить, что существует две принципиально разных точки зрения на делегирование полномочий (рис. 3.8): классическая – передача полномочий сверху вниз (полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному); современная – принятие полномочий (полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным).
Рис. 3.8
Основные методики делегирования: • метод постановки общих задач. (Суть этого метода заключается в передаче подчиненным конечной цели деятельности (а не средств и способов). При этом методе контролируются главным образом результаты. Применение этого метода обосновано при высокой квалификации подчиненных); • метод детального инструктирования. (Суть этого метода состоит в определении руководителем не только задания, но и способов их выполнения, т. е. когда распоряжение выдается в виде подробных и детальных инструкций. Применяется в случаях, когда руководитель обладает высоким авторитетом, при низкой квалификации подчиненных или когда необходимо обеспечить оперативность, а также в случаях, когда надо поднять дисциплину труда); • метод параллельного поручения задания. (Суть метода заключается в поручении задания двум и более исполнителям. Его применение оправданно в случаях, когда необходимо исследовать предмет разными методами или для получения выигрыша во времени за счет параллельной разработки самостоятельных альтернативных вариантов решений, позволяющих повысить вероятность получения качественных характеристик задания в указанный срок. Последнее относится к практике параллельной работы над двумя или более проектами по одной и той же теме разными проектными группами, по результатам работы которых проводят оценку проектов и выбирают наиболее удачный); • метод параллельной организации работ. (Суть этого метода заключается в одновременном выполнении различных операций и этапов работ и применяется он для ускорения сроков выполнения работ) и др. Основными нормативными документами, содержащими систему распределения полномочий на предприятии, являются положения о подразделениях и должностные инструкции. Характерными недостатками действующих положений являются: • нечеткость и запутанность, что способствует пересечению функций; • рассогласование обязанностей, прав и ответственности, что удлиняет процессы принятия и реализации решений, нередко порождает конфликты, снижает уровень ответственности исполнителей; • неполный перечень всех функций и обязанностей (в основном описываются внешние, специальные функции, но мало отражаются функции информационные, учета, контроля, нормирования); • предпочтительная ориентация на текущую, оперативную работу при игнорировании функции перспективного направления работ, хотя такая работа, даже выполненная качественно и вовремя, не обеспечивает интенсивного развития производства и конкурентоспособности организации; • отсутствие механизма контроля возложенных функций и обязанностей (хотя систематическая оценка труда работников и, прежде всего, выполнение ими возложенных на них функций создает здоровый психологический климат в подразделении, имеет важное психологическое значение для развития сотрудников, особенно в профессиональном отношении, имеет большое воспитательное значение); • не отражены многие современные прогрессивные принципы и методы управления, что снижает эффективность и качество управления; • отражаемые взаимосвязи не раскрывают документооборота организации, так как в них определяются потоки информации, но не называются конкретные документы; • слабо формализованы управленческие взаимодействия по горизонтали, между смежными подразделениями, поэтому их эффективность часто зависит от того, сложились или не сложились личные отношения между руководителями соответствующих подразделений; • достаточно часто не определена роль положений и должностных инструкций в системе управления и не заложены принципы их развития и совершенствования, что приводит к быстрому старению разработанных положений, они не отслеживают непрерывно происходящие изменения в производстве, структуре, системе управления, в кадровом корпусе организации, а в конечном итоге положения и должностные инструкции перестают играть активную организующую роль в системе управления; • сами руководители не принимают участия в разработке этих документов. Ликвидация этих проблем оптимизирует должностные инструкции и систему делегирования полномочий в организации, искомым состоянием которой является классификационная упорядоченность функций и обязанностей подразделений[24] (рис. 3.9).
Рис. 3.9 Классификация позволяет глубже вникнуть в работу подразделений, охватить все стороны их деятельности, унифицировать процесс разработки. Внешние функции и обязанности проявляются во взаимодействии с производством, смежными службами, внешней средой, внутренние – внутри подразделения. Специальные функции и обязанности характерны только для работы данного подразделения, а общие – для всех или большинства подразделений. Рутинные функции и обязанности повторяются периодически и выполняются по неизменной технологии, творческие – всегда по-новому. Каждому виду функций соответствует свой метод планирования, контроля, стимулирования. Работы по стабильным рутинным функциям и обязанностям, у которых постоянны входные и выходные формы документов и сроки выполнения, не вписываются в планы отдела. Основанием для их выполнения являются положения о подразделениях или должностные инструкции, куда они вписываются в конкретной форме. Внутренние функции большей частью контролируются непосредственным руководителем, стоящим ступенью выше по иерархической лестнице, а внешние – производственными и функциональными службами, для которых выполняются работы или которые являются следующим звеном в последовательности прохождения этих работ. Творческие функции требуют больше внимания, усилий, квалификации, знаний, энергии, обеспечивают развитие и конкурентоспособность организации и поэтому выше оплачиваются и стимулируются. В целом классификационная упорядоченность позволяет логически соразмерить все функции, определить объективную роль каждой в процессе управления, найти рациональный метод ее планирования и контроля и благодаря этому повысить организующую роль положений и инструкций в системе управления.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |