КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базисные потребности общества и человека
Принципы и виды самоуправления
В качестве руководящего начала выступают принципы самоуправления – основные идеи, в соответствии с которыми должна устраиваться и функционировать система руководства определенного типа (государственного, хозяйственного, административного, научного): • самоуправление всегда носит вторичный характер, так как любая организация создается для удовлетворения какой-то субъектной потребности или интереса, но если она не будет следовать законодательным актам государства, то будет ликвидирована, поэтому полностью самоуправляемая организация практически невозможна; • сочетание управления и самоуправления, так как обязательно удовлетворение потребностей и интересов персонала в организации, относящихся как к управлению, так и к самоуправлению (табл. 4.1)[29];
Таблица 4.1
• мягкая регламентация, так как процесс самоуправления не может быть жестко регламентированным законодательными актами и положениями организации, самоуправление основано на субъективизме активного персонала, а в случае жесткой регламентации самоуправление вырождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих потребностей и интересов; • руководящая роль представительных органов; • выбор основного, первоочередного звена, главного направления деятельности; • совместные согласованные действия (предполагает согласованную ответственность каждого должностного лица за порученное дело); • демократический централизм: ° обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих (нарушение или вульгарное представление хотя бы одного из направлений трансформации цели может привести к проявлению субъективизма в руководстве или узковедомственного, местнического подхода к решению поставленных задач); ° централизация постановки и формулировки стратегических целей в рамках конституционной законности; ° сочетание коллегиальности с индивидуальной ответст-венностью; ° соблюдение гибкости внутриорганизационной и внеорганизационной политики, обеспечивающей неукоснительное исполнение согласованного плана действий; ° единоначалие; ° концентрация усилий на слабых звеньях и критических путях достижения целей в процессе управления; ° организационное построение административного аппарата и производственного конвейера; ° широкое участие рядовых сотрудников в процессах управления, проявление местного почина, инициативы, творческого поиска разнообразных путей, приемов и средств достижения намечаемых целей. Централизм в организации и управлении воздействует на структуру взаимосвязанных административных органов и оргподразделений, обеспечивая при их формировании или реорганизации единство в основном и существенном, не исключая развития творческой местной инициативы в поисках целесообразных организационно-технических форм их построения. Соотношение централизации и самостоятельности мест корректируется при этом так, чтобы общеорганизационные вопросы решались в административных органах с обязательным учетом мнения оргподразделений и рядовых сотрудников, а вопросы локального значения – на местах в рамках компетенции оргподразделений и ограничений административных органов. Соблюдение принципа демократического централизма исключает, с одной стороны, «насаждение» шаблонной организационной структуры и системы делегирования полномочий сверху, а с другой – сепаратизм и местнический подход к их формированию в конкретных условиях. Самым важным условием успешного функционирования системы самоуправления в организации является самостоятельность оргподразделений и рядовых сотрудников, которая предполагает ответственность за свои действия и выражает высший уровень зрелости работника. Способность к максимальному вкладу в дела организации зависит от добровольного и раскованного проявления инициативы. Под инициативными работниками следует понимать тех, кто умеет творчески подходить к делу (находчиво и оперативно использовать обстоятельства, выбрать наилучший способ достижения цели), способен самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации, а также давать встречные предложения, направленные на улучшение работы[30]. Наиболее полное проявление самостоятельности и инициативы может произойти лишь вследствие делегирования подчиненным задач или деятельности вместе с полномочиями из сферы действий руководителя, а также при широком вовлечении подчиненных в процесс принятия решений (партиципативное управление), что стимулирует активную вовлеченность в реализацию принятых решений. С целью более полного использования интеллектуального потенциала и личного вклада каждого сотрудника в достижение общих целей организации менеджеры должны учитывать и использовать правила стимулирования инициативы подчиненных: • принятие на себя личной ответственности за создание организационного климата, где бы поощрялись нововведения с тем, чтобы активность сотрудников проявлялась при условии личной уверенности и заинтересованности руководителя в стимулировании инициативы; • постоянно искать новые формы организации труда, стремясь максимизировать творческое взаимодействие между сотрудниками; • четкая, понятная и наглядная формулировка вопросов и проблем, требующих решения, на вверенном участке; • научить своих подчиненных большей восприимчивости к новым идеям и передовому опыту; • изучать и учитывать индивидуальные особенности своих подчиненных, искать, поддерживать и стимулировать способные к творчеству личности; • поручение своим сотрудникам такой работы, выполнение которой вызвало бы в них чувство профессионального и личного удовлетворения; • поручение своим сотрудникам такой работы, выполнение которой потребует от них чуть больше профессионализма, чем тот, который они уже успели проявить; • изначально формулировать проблему широко, чтобы дать возможность максимальному полету фантазии своих сотрудников; • позаботиться о том, чтобы подчиненные имели доступ к необходимым ресурсам, информации, экспертному мнению, которые им могут потребоваться при творческом решении проблемы; • приучать себя и других не отвергать идею сразу, а искать в ней рациональное зерно; • всегда давать понять, что если идея не принята или не разрабатывается, это не значит, что она окончательно пропала; • заслужить репутацию умного и изобретательного человека, а не просто формального начальника; • создавать условия для немедленного воплощения инициативы, идей, предложений в конкретные дела; • поощрять и развивать инициативу подчиненных, сделать стимулирование творческой инициативы важнейшей частью всей работы. Развитие инициативы и самостоятельности подчиненных позволяет обеспечить безусловное выполнение стоящих перед коллективом задач и показателей работы и достичь профессионального и личного удовлетворения работников за счет повышения творческой содержательности труда. Именно этим можно объяснить стремление менеджеров к предпринимательскому управлению. По существу, предприниматель никому не подчинен, над ним нет вышестоящих начальников, он сам управляет своим делом и сотрудниками на свой «страх и риск». Естественно, он подотчетен специальным органам государства, осуществляющим надзор и контроль. С точки зрения предпринимателя, такое управление в большей степени есть самоуправление. Такая тенденция заставляет руководителей организаций допускать бутлегерство,т. е. разрешать, подталкивать, провоцировать и поддерживать у сотрудников стремление часть рабочего времени использовать для реализации своих «предпринимательских» интересов. Значение самоуправления повышается по мере и по степени погружения организации в рыночные взаимоотношения – бюджетные организации в наименьшей степени нуждаются в системе самоуправления, субъекты хозяйствования и коммерческие фирмы в наибольшей степени нуждаются в системе самоуправления, так как они должны сами «думать» по более широкому кругу вопросов своей деятельности, выбирать в зависимости от конкретных условий ее приоритетные направления и сами принимать решения по организации коммерческой, предпринимательской, производственно-хозяй-ственной деятельности, не ожидая «подсказок» или прямых указаний «сверху», со стороны вышестоящих и/или центральных органов государственного управления. В условиях хозяйственной независимости сопротивление административных органов созданию системы самоуправления приведет только к одному – банкротству фирмы. Виды самоуправления[31]: • индивидуальное самоуправление – это управление собой, способность именно к такому самоуправлению детерминирует возможность быть как неформальным лидером, так и профессиональным управляющим, так как кто не может управлять собой, тот не сможет управлять и другими; • групповое самоуправление: ° кооперационное самоуправление – может быть достигнуто на основе внутренней дисциплины, консенсуса и консолидации, к которым члены коллектива приходят самостоятельно или под влиянием лидера; ° конфронтационное самоуправление – когда управление не учитывает интересы и особенности самоуправляемой подсистемы, согласованность не достигается, то самоуправление может противостоять управлению; • профессиональное самоуправление – возникает вследствие иерархичности и реализуется администрацией; • общественное самоуправление – возникает вследствие демократичности, осуществляется общественными органами и/или организациями: ° общественное самоуправление,реализуемое трудовыми коллективами государственных предприятий, объединений и организаций, действующими в управлении на общественных началах; ° общественное самоуправление,реализуемое инициативными группами граждан по месту жительства; ° общественное самоуправление,реализуемое учредителями и членами всякого рода инициативных образований общественных организаций, ассоциаций, творческих союзов, фондов и т. п.; • политическое самоуправление – реализуетсяполитической организацией; • экономическое самоуправление – реализуетсякоммерческой организацией; • непосредственное самоуправление – субъект самостоятельно принимает решение, обязательное для исполнения им самим; • представительное самоуправление – принятие решения опосредуется через действия других лиц, физических и/или юридических, представляющих интересы полномочного субъекта, делегировавшего им определенные права и ответственность – выборные органы, как административные (старосты, начальники, члены, правлений и др.), так и общественные (делегаты, члены наблюдательных советов, участники конференций, собраний представителей, депутаты и т. п.), образованные хотя бы для разового представительства.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |