КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия создания
Тема 4. САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение субъекту и объекту управления в организации. 2. Выделите критерии классификаций управленческих отношений (связей) в организации. 3. Обоснуйте целесообразность делегирования полномочий в системе управления организацией. 4. Охарактеризуйте отношения субординации и координации. 5. Назовите основные принципы эффективного делегирования полномочий. 6. Охарактеризуйте классификационную упорядоченность функций и обязанностей подразделений. 7. Дайте определение должностным полномочиям и охарактеризуйте их основные типы.
Список литературы 1. Большаков, А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. – СПб., 2002. 2. Граждан, В. Д. Теория управления: уч. пособие / В. Д. Граждан. – М., 2005. 3. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: Учебник / Н. И. Кабушкин. – Минск, 1996. 4. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003. 5. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. / Г. Кунц, С. О'Доннел. – М., 1981. 6. Мардас, А. Н. Организационный менеджмент / А. Н. Мардас, О. А. Мардас. – СПб., 2003. 7. Общий менеджмент: дайджест учебного курса / под ред. А. К. Казанцева. – М., 1999. 8. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. 9. Паркинсон, С. Искусство управления / С. Паркинсон, М. Рустомджи. – М., 1999. 10. Смирнова, В. Г. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2 / В. Г. Смирнова. – М., 2000. 11. Теория организации: учебник / под ред. В. Г. Алиева. – 2-е изд. – М., 2003.
§ 1. Система самоуправления: понятие, признаки наличия,
Развитие самоуправления связано с демократизацией общества (хотя отождествлять самоуправление и демократизацию ошибочно) и конкретной организации, и является одной из важнейших составляющих концепции управления человеческими ресурсами. Любая организация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления, при этом управление – внешнее воздействие, «поступающее» в организацию извне (не важно – целенаправленно или нет), а самоуправление – внутреннее воздействие, вырабатываемое самой организацией. Динамично меняющаяся как внутренняя, так и внешняя среда оказывает существенное влияние на сочетание управления и самоуправления. Любая организация без эффективной структуры внутреннего управления (самоуправления) в рамках общей глобализации управления и сетизации структур рано или поздно оказывается в кризисном состоянии. Самоуправление предполагает превращение всего коллектива организации из объекта управления в субъекта управления. Это особая форма организации управления равноправными субъектами в процесс-се их совместной деятельности по поводу достижения общих целей. В рамках самоуправления объединяются два типа труда: исполнительский и управленческий. Непосредственные исполнители самостоятельно принимают решения. Самоуправление представляет собой одно из наиболее действенных средств активизации личного творчества, воспитания характера, удовлетворения потребности в сопричастности, повышения ответственности и требовательности к себе. Отношения субординации практически сглаживаются и на первый план выходят отношения координации, партнерства. При системе самоуправления организация функционирует практически автономно, самостоятельно выбирая цели и пути их достижения, самостоятельно легитимизируя их. Степень децентрализации при самоуправлении максимальная, но она не противоречит планомерности, так как представляется реальным средством вовлечения в плановую деятельность всех сотрудников всех уровней управления. Самоуправление в трудовом коллективе – это, прежде всего, система отношений между людьми, это несанкционированное управление и организация. Отличительные признаки наличия самоуправления[25]: • участие сотрудников в управлении может иметь место даже в случае, если оно будет локализовано в какой-нибудь одной функции менеджмента, а самоуправление – это такое участие в управлении, когда оно затрагивает решающую фазу управленческого процесса (прежде всего, процесс принятия решения); • при самоуправлении решающий голос в решении наиболее важных вопросов деятельности организации (стратегии, перспектив развития важнейших направлений деятельности, коммерции, социального развития) должен принадлежать сотрудникам (в том числе трудовому коллективу или в его лице – специальному выборному органу). Ч. Манц и Г. Симе разработали концепцию саморуководства, в основу которой заложено два элемента: (1) саморуководство сотрудников на основе (2) сверхруководства менеджера. Смысл саморуководства заключается в естественном мотивировании и самостоятельности действий работников, направленных на выполнение обязательных задач, за которые денежное вознаграждение не предусмотрено. Для обучения саморуководству необходимы действия сверхруководителя, который занимается самообразованием и моделирует его для своих подчиненных[26]. В 90-х гг. XX в. роль руководителя в организации некоторыми исследованиями рассматривается с точки зрения тренерской работы. Роль руководителя при данном подходе заключается в подборе «игроков», в их подготовке и корректировке действий. При этом сам руководитель «не участвует в игре», а лишь демонстрирует поддержку и проводит неформальные консультации[27]. Рыночная ориентация организации наиболее созвучна самоуправлению, так как личный экономический и социальный интерес каждого участника производственного процесса ставится в зависимость от эффективности управления организацией в целом. Коллективная заинтересованность побуждает к максимальному напряжению творческих и физических усилий по подготовке и принятию управленческих решений, качеству выполняемых работ. Условия создания системы самоуправления: • профессиональная готовность коллектива; • наличие необходимых правовых, финансовых и социально-психологических условий; • традиции регионального, национального и организационного самоуправления; • понимание и установка на самоуправление; • реализация каждым сотрудником себя в качестве субъекта собственности; • низкая конфликтность в коллективе; • новые методы руководства; • достаточная информированность. Концептуальная модель самоуправления имеет три характеристики: функциональную, информационную и морфологическую, которые могут быть раскрытыв динамике, статике и механизме народовластия (рис. 4.1)[28]. Функциональная структура системы самоуправления состоит из органически взаимосвязанных процессов организации, управления и самоорганизации, отображающих связи функций органов самоуправления, а конкретное соотношение и коммуникации связей органов, определяются предметом, иерархической ступенью иуровнем самоуправления, а также количественным соотношением субъекта и объекта управления. Информационная структура системы самоуправления раскрывает механизм народовластия, важнейшими элементами которого являются: • социальная активность сотрудников; • законодательные акты, общеорганизационные решения, нормы и нормативы; • принципы самоуправления; • методы самоуправления (авторитарно-организационные, административные, экономические и социальные); • функции органов самоуправления; • информационная структура системы самоуправления.
Рис. 4.1. Концептуальная модель самоуправления
Морфологическая структура системы самоуправления включает такие элементы, как представительные, государственные, общественные и административно-хозяйственные органы самоуправления (федеральные, региональные, местные); творческий актив коллектива; руководители.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |