КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и типы управленческого контроля
Условия действенности управленческого контроля: • конкретизация наиболее важных исходных факторов; • построение модели контроля; • особое внимание динамике модели; • постоянная корректировка выбранных исходных факторов; • оценка расхождения между планируемым и фактическим; • определение возможных корректирующих действий. Контроль не является вопросом доверия или недоверия к сотрудникам. Это обязательный компонент системы управления, который реализуется в обязательном порядке при соблюдении ряда принципов: • всеохватность; • централизованность (руководитель должен первым знать обо всех серьезных отклонениях, сбоях от установленного плана, а если это невозможно, то контролировать самые важные участки работы); • адекватность содержанию деятельности (система контроля должна быть приспособлена к характеру деятельности конкретной организации); • контроль должен быть прямым (осуществляется непосредственным руководителем, отвечающим за выполнение соответствующих планов); • стратегическая направленность (отражение общих приоритетов организации и их поддержка); • объективность (недопустимость использования личных симпатий и антипатий руководителя в отношении кого-либо из подчиненных и, более того, использования контроля как «карательного» средства в работе с персоналом, в особенности когда у руководителя имеется предубеждение против того или иного сотрудника; достигается введением системы контроля по объективным показателям, понятным и принятым всеми членами коллектива); • гибкость (приспособление к происходящим изменениям); • опережающим (должен давать сигнал об отклонениях еще до того, как они произойдут, чтобы можно было вовремя поправить положение); • нацеленность на решение проблемы (а не на ее выявление и констатацию); • простота (обеспечивает лучшее понимание целей и инструментов контроля, а значит, и поддержку существующей системы контроля персоналом организации); • приоритетность мониторинговых точек (руководителю нет необходимости проверять все до мелочей, достаточно сосредоточить внимание на узловых моментах деятельности, по которым можно проверять ход выполнения работ); • постоянство (чем меньше промежуток времени между операциями контроля, тем выше активность контроля и тем более действенные меры можно принять); • стандартизированность (критерии эффективности работы должны быть выражены в поддающихся проверке количественных или качественных показателях, дающих четкое и однозначное представление о результативности деятельности); • своевременность (обеспечение возможности устранять отклонения прежде, чем они примут серьезные размеры); • экономичность (преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование); • автоматизация (должен осуществляться автоматически при минимальном вмешательстве руководителя); • адекватность системы контроля личности руководителя (система контроля должна выбираться индивидуально для каждого руководителя с учетом его личностных особенностей); • ориентация на человеческий фактор и т. д. Известно чрезвычайно много видов управленческого контроля. Их классификация возможна по многим основаниям (рис. 12.6): • по времени осуществления контрольных действий – предварительный, текущий, итоговый (последующий) контроль; • по временной направленности контроля – стратегический, тактический, операционный контроль; • по масштабу – всеобщий, коллегиальный и индивидуальный (вопрос справедливости) контроль; • по иерархичности объектов контроля – контроль системы объектов в целом (всей организации), контроль подсистем системы объектов, контроль отдельных объектов; • по степени открытости – открытый, полуоткрытый, скрытый контроль; • по возможности дальнейшего использования объекта контроля – разрушающий и неразрушающий контроль; • по характеру контрольных мероприятий – плановый и внезапный контроль; • по источнику данных контроля – документальный, фактический, автоматизированный контроль; • по характеру отношения к объекту – направляющий и фильтрующий (этапный) контроль; • по принимаемому решению – активный и пассивный контроль; • по методике проведения – формализованный и визуальный контроль; • по способу взаимоотношений работников – односторонний (функционально-принудительный), взаимный (двусторонний или многосторонний) контроль; • по характеру взаимоотношений контролирующего и контролируемого работников – контроль, обусловленный отношениями подчиненности (формальный) и контроль, не обусловленный отношениями подчиненности (неформальный); • по этапу получения информации – первичный и сводный контроль; • по объекту контроля – контроль предмета труда, контроль за средствами производства, технологический контроль, информационный контроль, экологический контроль и т. д.; • по величине (сложности) объекта контроля – тематический и комплексный контроль; • по стадии производственного процесса – входной контроль, операционный, контроль хранения, контроль транспортировки, контроль готовой продукции и т. д.; • по исполнителю – самоконтроль, управленческий контроль, государственный контроль, международный контроль, контроль силами органов местного самоуправления, партийный контроль, врачебный контроль, этический, религиозный и т. д.; • по реж иму – усиленный контроль, нормальный (в облегченном режиме) контроль; • по пространственному аспекту – входной, процессный, выходной контроль; • по полноте охвата объекта контроля – сплошной (тотальный) контроль и несплошной (выборочный) контроль; • по периодичности проведения контрольных мероприятий – систематический, периодический и эпизодический контроль; • по степени механизации – ручной, механизированный, компьютеризированный, технологизированный и т. д.; • по способу получения и обработки информации – статистический, расчетно-аналитический, регистрационный контроль; • по степени мотивационной значимости – жесткий и мягкий, констатирующий и делающий выводы, карательный и носящий характер помощи; • по фазе воспроизводственного цикла – контроль снабженческо-заготовительной деятельности, контроль производственной деятельности, контроль финансово-сбытовой деятельности;
Рис. 12.6. Типы управленческого контроля • по функциональной направленности – администраторский, финансово-экономический, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации; • по направленности на сферу организации – внешний (осущест-вляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность) и внутренний (осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал) и т. д.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |