КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы эффективной мотивации труда
Существует четыре исходных принципа создания систем мотивирования: во-первых, они должны быть ориентированы не на часть всех потребностей работника (обычно – материальные), а на все присущие ему типы и виды потребностей; во-вторых, многообразие типов потребностей определяет чрезвычайную сложность формирующихся на их основе мотивов, следовательно, существует множество путей воздействия на мотивационную сферу через «подключение» различных категорий потребностей; в-третьих, любое поведение, любая форма трудовой деятельности всегда имеет в своей основе не какой-либо один, а несколько мотивов, при этом между различными мотивами могут складываться те или иные отношения (как позитивного (взаимоусиливающего), так и негативного характера), следовательно, обеспечение мотивации трудовой деятельности должно учитывать и необходимость согласованности мотивационных воздействий на исполнителя; в-четвертых, они должны адекватно выявлять и учитывать реальный вклад каждого исполнителя в итоговый результат и обеспечивать стимулирование, пропорциональное этому вкладу. Эффективное функционирование систем мотивирования возможно только при соблюдении руководителем ряда принципов мотивации [102]: • установление четких целей и задач, так как какими бы эффективными не были формы мотивации, они не принесут ожидаемых плодов, если человек не понимает и не знает точно, каких результатов он должен достичь и какие задачи выполнить; • увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки, так как работники должны знать, какое вознаграждение они получат при определенных результатах работы; • гласность и наличие обратной связи, так как: ○ сообщение о результатах работы каждого сотрудника может стимулировать трудовую деятельность, создавая настрой состязательности; ○ сообщение о результатах работы всего коллектива (при условии здорового климата в коллективе) создает у работников чувства причастности и ответственности; ○ сообщение о вознаграждениях по результатам работы и объяснение объективной разницы в их размерах помогает избежать чувства обиды и несправедливости у некоторых работников; • создание благоприятных условий для эффективной работы, так как проявление заботы о своих работниках, участие в их проблемах способствуют мотивации, повышению привлекательности труда; • единство моральных и материальных методов стимулирования, их оптимальное сочетание; • учет личных качеств работников, так как характер восприятия, способности, системы ценностей и другие характеристики конкретного человека определяют факторы мотивации, способные оказывать на него наибольшее воздействие; • использование преимущественно положительных стимулов, так как преобладание штрафов, нареканий со стороны начальства и другие стимулы отрицательного воздействия могут привести к напряженной обстановке в коллективе, боязни сотрудников брать на себя ответственность за какие-либо решения либо действия, к сокрытию информации, а иногда и потере ценных работников. Структура системы оптимальной мотивации труда может включать в себя три основных блока[103]: Первый блок – индивидный аспект, обслуживающий общую заинтересованность в работе привлекаемого работника в данной организации; Второй блок – субъектный аспект, обслуживающий исполнительскую дисциплину, производительную нормативную заинтересованность и активность работника; Третий блок – личностный аспект, обслуживающий управление мотивацией работника, направленной на рационализацию своего труда (творческой, инновационной и т. п.) активности работника. Основы системы оптимальной мотивации труда: • направленность системы мотивации труда должна соответствовать стратегии кадрового управления, а стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации; • система мотивации труда должна учитывать особенности внешних по отношению к организации условий: ○ правовая среда – система должна учитывать существующее трудовое и другие законодательства; ○ экономическая среда – система должна учитывать ситуацию на рынке труда и общие экономические условия в государстве, регионе и т. д.; ○ социальная среда – система должна учитывать средний уровень жизни (прожиточный минимум), особенности профессиональных и общественных объединений, в которые так или иначе включены сотрудники организации, уровень преступности, перспективность региона, уровень напряженности и т. д.; ○ политическая ситуация – система должна учитывать общеполитическую ситуацию, сложившуюся в регионе (наличие забастовок, стачек и т. д.); ○ социокультурные факторы – система должна учитывать культурные традиции, сложившиеся общественные нормы поведения и т. п.; ○ экологические факторы – система должна учитывать экологическую ситуацию, особенно при неблагоприятной экологической обстановке; • система мотивации труда должна включать в себякак часть механизм оптимального стимулирования труда; • система мотивации труда призвана обеспечивать адекватнуюмотивацию работника к труду в организации и к кругу своих профессиональных задач; • система мотивации труда призвана поощрять такой труд работника, которыйценен для организации. Стадии мотивационного процесса (рис. 13.2): • осознание потребностей (формирование интереса); • поиск путей удовлетворения потребностей; • определение целей действий по удовлетворению потребностей; • осуществление процедур по удовлетворению потребностей; • получение вознаграждения за осуществленные мероприятия; • удовлетворение осознанных потребностей (интересов).
Рис. 13.2. Стадии мотивационного процесса § 3. Теории содержания мотивации
Теории содержания мотивации анализируют совокупности потребностей, которые оказывают наибольшее влияние на мотивацию труда человека: • теория иерархии потребностей А. Маслоу; • теория ERG К. Альдерфера; • теория двух факторов Ф. Герцберга; • «теория X» и «теория Y» Д. МакГрегора; • «теория Z» В. Оучи; • теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда. Теория иерархии потребностей А. Маслоу классифицирует человеческие потребности по пяти уровням (рис. 13.3):
Рис. 13.3. Иерархия потребностей по теории А. Маслоу
• физиологические потребности (I уровень), которые являются необходимыми для выживания, включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности; • потребности в безопасности и уверенности в будущем (II уровень) включают потребности в защите от физических и психоло-гических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем; • социальные потребности (III уровень) – это необходимость социальных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки; • потребности в уважении (IV уровень) – это потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании; • потребности самовыражения (V уровень) заключаются в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. В соответствии с данной теорией потребности первых уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека в первую очередь, после чего начинают сказываться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Данная теория утверждает, что для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Эффективная мотивация трудовой активности требует использовать все уровни потребностей в комплексе. Варианты рекомендаций по удовлетворению основных уровней потребностей могут быть самыми разными (табл. 13.1)[104].
Таблица 13.1
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |