Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполняемые функции, предъявляемые требования




Тема 16. Управленческое целеполагание

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение стиля управления организацией.

2. Охарактеризуйте основные подходы к оценке стиля и факторы, влияющие на его формирование.

3. Дайте развернутую характеристику авторитарного, демократического и нейтрального стилей руководства.

4. Дайте развернутую характеристику стилей руководства по теории Р. Блейка и Дж. Моутон.

5. Дайте развернутую характеристику стилей руководства ситуационной модели Ф. Фидлера.

6. Дайте развернутую характеристику стилей руководства теории жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара.

7. Обоснуйте необходимость оптимального сочетания различных стилей в деятельности руководителя.

 

Список литературы

 

1. Аникин, Б. А. Высший менеджмент для руководителей: учебное пособие / Б. А. Аникин. – М., 2000.

2. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – М., 1999.

3. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003.

4. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учебное пособие / А. В. Карпов. – М., 1999.

5. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В. И. Кнорринг. – М., 2001.

6. Кричевский, Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1996.

7. Общий и специальный менеджмент: учебник / общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М., 2001.

8. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003.

9. Переверзев, М. П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М., 2002.

10. Райченко, А. В. Прикладная организация / А. В. Райченко. – СПб., 2003.

11. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): учебное пособие / под ред. В. А. Абчука. – СПб., 2001.

 

 

 

 

 

Процесс управления направлен на достижение целей, стоящих перед организацией и отражаю­щих ее идеальное или желаемое в будущем состояние. Установление целей является одной из главных задач управления, ради достижения которых формируется, функционирует и развивает­ся организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера.

 

§ 1. Управленческие цели: понятие, факторы влияния,

 

Цели представляют собой субъективное отра­жение реальностей, характеризующих данную организацию, таких, как ее роль в обществе, характер производственного и кадрового по­тенциала. До­стижение цели сопряжено обычно с активными действиями, поэтому она должна быть полезна данному субъекту или окружающим.

В логике целеполагания определяющее значение имеет исходная посылка или первый шаг. Цель является мысленным предвосхищением результатов деятельности, направляющей и регулирующей мотивацией человеческой активности. Цели – это конкрет­ное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. В объективной реальности существуют только субъектные цели. Организационные цели представляют собой их трансформацию.

На формулировку организационно-управленческих целей наиболее существенное влияние ока­зывают интересы многочисленных самостоятельных субъектов внешней среды, связанных с деятель­ностью коллектива:

• учредители, владельцы, собственники организации, вышестоящие инстанции;

• персонал организации;

• контрагенты;

• потребители производимых товаров и услуг;

• органы государственного, регионального и местного управления;

• общество в целом.

В дополнение к этому каждый управленец, как самостоятельная личность, подвержен влиянию личностных моментов:

○ личная система ценностей;

○ материальное положение;

○ возраст;

○ среда, в которой он функционирует;

○ среда, в которой он воспитывался;

○ семейное положение;

○ состояние здоровья.

Выполняемые совокупностью организационных целей функции[137]:

легитимизация (оправдание в глазах общественности необходимости и законнос­ти существования данной организации);

отражение философии организации, концепции ее деятельности и развития;

поведенческое регулирование;

потребностная устремленность (сплочение вокруг себя энтузиас­тов, побуждение их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения);

конкретизация;

средовая адаптация (уменьшение неопределенности текущей дея­тельности как организации, так и отдельного человека, выполнение для них роли ориентиров в окружающем мире, помощь в приспособлении к нему, концентрация на достижении желаемых результатов, противостояние сиюминутным порывам и желаниям, регулирование собственных поступков и поведе­ния в целом);

конструирование (определение характера и особенностей общей и управленческой структуры);

стандартно-оценочная (основа критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов дея­тельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились).

Основные характеристики целей:

○ множественность;

○ иерархичность;

○ включение в нелинейную сеть.

Общие требования к формированию цели в организации (расположены по мере убывания значимости):

реальность и достижимость (нереальные цели не могут быть достигнуты никогда, поэтому они приводят к демотивации работников и потере ими ориентира деятельности и перспектив);

измеримость (представление целей не только качественно, но и в количественных пока­зателях позволяет сотрудникам легче их воспринимать, их легче согла­совывать, устранять между ними конфликты; они являются хоро­шей основой составления планов);

конкретность (чем более конкретна цель, тем легче ее достижение);

гибкость (способность к трансфор­мации и корректировке в соответствии со стремительно меняющи­мися условиями деятельности организации);

подразделенческая детализированность;

однозначность (четкость в формулировке цели не позволяет исполнителю трактовать ее на свое усмотрение);

совместимость (цели не должны противоречить друг другу);

ясность (сотрудники должны признавать их в качестве своих личных целей, что позволит им заинтересованно подходить к реализации та­ких целей и повышать эффективность своего труда);

проверяемость (что связано с необхо­димостью оценивать степень их достижения и соответствующим об­разом стимулировать сотрудников);

концентрация усилий и выявление приоритетов;

предопределенность;

направленность;

системность (они должны быть совместимыми друг с другом во временном и пространственном отношении, не ориентиро­вать членов организации на действия, противоречащие друг другу);

определение средств исполнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.