КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выполняемые функции, предъявляемые требования
Тема 16. Управленческое целеполагание Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение стиля управления организацией. 2. Охарактеризуйте основные подходы к оценке стиля и факторы, влияющие на его формирование. 3. Дайте развернутую характеристику авторитарного, демократического и нейтрального стилей руководства. 4. Дайте развернутую характеристику стилей руководства по теории Р. Блейка и Дж. Моутон. 5. Дайте развернутую характеристику стилей руководства ситуационной модели Ф. Фидлера. 6. Дайте развернутую характеристику стилей руководства теории жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара. 7. Обоснуйте необходимость оптимального сочетания различных стилей в деятельности руководителя.
Список литературы
1. Аникин, Б. А. Высший менеджмент для руководителей: учебное пособие / Б. А. Аникин. – М., 2000. 2. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – М., 1999. 3. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003. 4. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учебное пособие / А. В. Карпов. – М., 1999. 5. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В. И. Кнорринг. – М., 2001. 6. Кричевский, Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1996. 7. Общий и специальный менеджмент: учебник / общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М., 2001. 8. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. 9. Переверзев, М. П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М., 2002. 10. Райченко, А. В. Прикладная организация / А. В. Райченко. – СПб., 2003. 11. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере): учебное пособие / под ред. В. А. Абчука. – СПб., 2001.
Процесс управления направлен на достижение целей, стоящих перед организацией и отражающих ее идеальное или желаемое в будущем состояние. Установление целей является одной из главных задач управления, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера.
§ 1. Управленческие цели: понятие, факторы влияния,
Цели представляют собой субъективное отражение реальностей, характеризующих данную организацию, таких, как ее роль в обществе, характер производственного и кадрового потенциала. Достижение цели сопряжено обычно с активными действиями, поэтому она должна быть полезна данному субъекту или окружающим. В логике целеполагания определяющее значение имеет исходная посылка или первый шаг. Цель является мысленным предвосхищением результатов деятельности, направляющей и регулирующей мотивацией человеческой активности. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. В объективной реальности существуют только субъектные цели. Организационные цели представляют собой их трансформацию. На формулировку организационно-управленческих целей наиболее существенное влияние оказывают интересы многочисленных самостоятельных субъектов внешней среды, связанных с деятельностью коллектива: • учредители, владельцы, собственники организации, вышестоящие инстанции; • персонал организации; • контрагенты; • потребители производимых товаров и услуг; • органы государственного, регионального и местного управления; • общество в целом. В дополнение к этому каждый управленец, как самостоятельная личность, подвержен влиянию личностных моментов: ○ личная система ценностей; ○ материальное положение; ○ возраст; ○ среда, в которой он функционирует; ○ среда, в которой он воспитывался; ○ семейное положение; ○ состояние здоровья. Выполняемые совокупностью организационных целей функции[137]: • легитимизация (оправдание в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации); • отражение философии организации, концепции ее деятельности и развития; • поведенческое регулирование; • потребностная устремленность (сплочение вокруг себя энтузиастов, побуждение их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения); • конкретизация; • средовая адаптация (уменьшение неопределенности текущей деятельности как организации, так и отдельного человека, выполнение для них роли ориентиров в окружающем мире, помощь в приспособлении к нему, концентрация на достижении желаемых результатов, противостояние сиюминутным порывам и желаниям, регулирование собственных поступков и поведения в целом); • конструирование (определение характера и особенностей общей и управленческой структуры); • стандартно-оценочная (основа критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились). Основные характеристики целей: ○ множественность; ○ иерархичность; ○ включение в нелинейную сеть. Общие требования к формированию цели в организации (расположены по мере убывания значимости): ○ реальность и достижимость (нереальные цели не могут быть достигнуты никогда, поэтому они приводят к демотивации работников и потере ими ориентира деятельности и перспектив); ○ измеримость (представление целей не только качественно, но и в количественных показателях позволяет сотрудникам легче их воспринимать, их легче согласовывать, устранять между ними конфликты; они являются хорошей основой составления планов); ○ конкретность (чем более конкретна цель, тем легче ее достижение); ○ гибкость (способность к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации); ○ подразделенческая детализированность; ○ однозначность (четкость в формулировке цели не позволяет исполнителю трактовать ее на свое усмотрение); ○ совместимость (цели не должны противоречить друг другу); ○ ясность (сотрудники должны признавать их в качестве своих личных целей, что позволит им заинтересованно подходить к реализации таких целей и повышать эффективность своего труда); ○ проверяемость (что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и соответствующим образом стимулировать сотрудников); ○ концентрация усилий и выявление приоритетов; ○ предопределенность; ○ направленность; ○ системность (они должны быть совместимыми друг с другом во временном и пространственном отношении, не ориентировать членов организации на действия, противоречащие друг другу); ○ определение средств исполнения.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |