КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Попова С.Н. 1 страница
ЧАСТЬ I УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ С.Н. Попова
Учебное пособие
Издательство Томского политехнического университета УДК 0054(075.8) ББК У9(2)212я73 П58
П58 Управление проектами. Часть I: учебное пособие / С.Н. Попова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 121 с.
В учебном пособии исследованы теоретические аспекты управления проектами, касающиеся понятия и структуры проектов, видов и особенностей проектных процессов. Наиболее подробно раскрывается стадия разработки проекта, вопросы структурирования проектных работ, планирования проекта. Пособие соответствует программе дисциплины и требованиям Государственного образовательного стандарта и предназначено для студентов, обучающихся по системе элитного технического образования.
УДК 0054(075.8) ББК У9(2)21я73
Рецензенты
Кандидат технических наук, доцент кафедры налогообложения и учёта Сибирской академии государственной службы Д.В. Куницын Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Томского экономико-юридического института Г.С. Дмитренко
университет», 2010 © Попова С.Н., 2010 © Оформление. Издательство Томского Оглавление ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ.. 5 1.1.. Основные положения проекта. Процесс управления проектами. 5 1.2. Классификация проектов. 8 1.2.. Окружение проектов. 13 1.3.. Участники проекта. 15 1.4.. Дополнительные направления проектной деятельности. 17 ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.. 21 2.1.. Проектное и программно-целевое управление. 21 2.2.. Инициация проекта. Формирование концепции проекта. 23 2.2.1. Формирование инвестиционного замысла или идеи проекта. 23 2.2.2. Предварительная проработка целей и задач проекта. 25 2.2.3. Предварительный анализ перспектив реализации проекта. 27 2.3. Декомпозиция (структуризация) проекта. 28 2.4. Жизненный цикл проекта. 33 2.5. Программное обеспечение разработки ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА.. 44 3.1. Виды планов в системе проектного управления. Процесс планирования 44 3.2. Модели отображения календарных планов. 50 3.3. Бизнес планирование в системе проектного менеджмента. 58 ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА.. 62 4.1. Организационные структуры в проектном менеджменте. 62 4.2. Современные методы и средства организационного моделирования проектов 65 ГЛАВА 5. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА.. 73 5.1. Оценка стоимости проекта. 73 5.2. Бюджетирование проекта. 77 5.3. Контроль бюджета по графикам освоенного объема. 78 ГЛАВА 6. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.. 92 6.1. Основные положения оценки эффективности 6.1.1. Определение и виды эффективности инвестиционных проектов 92 6.1.2. Основные принципы оценки эффективности. 93 6.1.3. Общая схема оценки эффективности инвестиционных проектов 94 6.1.4. Денежные потоки инвестиционного проекта. 94 6.1.5. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта. 95 6.2. Классификация показателей эффективности инвестиционного проекта 96 6.3. Учет инфляции и рисков при оценке инвестиционных проектов. Выбор и обоснование нормы дисконта. 97 6.3.1. Классификация норм дисконта. 97 6.3.2. Учет инфляционных процессов при определении нормы дисконта 104 Список литературы.. 109 глава 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ 1.1. Основные положения проекта. Процесс управления проектами Принимая решения по поводу строительства новой дачи, приобретения в собственность компании по переработке бытовых отходов или организации новой системы управления персоналом, мы действуем в условиях неопределенности и риска и, тем не менее, строим планы на будущее, определяем перспективы своего предприятия. Причем процесс планирования сопровождает нас постоянно, начиная от планирования рабочего дня или собственного досуга, заканчивая более крупными и грандиозными планами. Иногда, для того чтобы, достичь поставленной цели, следует обратиться к процессу проектирования. Проекты всегда сопряжены с изменениями, преобразованиями, модификацией и трансформацией окружающей среды. Для их осуществления недостаточно просто быть профессионалом в составлении планов, необходим творческий подход, энергия и активность. В целом понятие проект долгое время использовалось только инженерами и до сих пор связано с представлениями о технической и сметной документации, необходимой для создания технической продукции: машин оборудования, зданий, сооружений. В современной практике понятие проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые следующими признаками: · направленность на достижение конкретных целей, которые определяют уровень требований для входящих параметров и итоговых результатов; · координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных операций; · ограниченная протяженность во времени. Отличие проекта от общего направления планирования на предприятии состоит в том, что он представляет собой однократную нециклическую деятельность. Примером классической модели проекта может служить проектирование работ по строительству жилого дома, которое включает в себя следующие стадии: определение цели проекта, задание параметров для формирования проекта и проектной группы, начало работы проекта и т. д., реализация проекта и его ликвидация (закрытие). Стадия закрытия проекта наступает в момент, когда цели достигнуты (жилой дом построен и сдан), либо дальнейшая реализация проекта нецелесообразна. Однако в последнее время проектный подход все чаще применяется к процессам, имеющим долгосрочный и непрерывный характер. В данном случае проект существует ровно столько времени, сколько требуется для получения конкретного результата. С точки зрения системного подхода, проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное, который предполагает получение конкретного результата (достижение целей) при участии ряда ограничений и механизмов (рис. 1.1). [9, 12]
Рис. 1.1. Проект как процесс перехода системы из исходного Естественно проектная концепция не должна противоречить политике и целям фирмы. Поэтому важно не просто создать проект (т. е. задать параметры для организации некоторых работ), следует управлять данным процессом, создавать условия для успешной реализации проекта. Относительно недавно в России появилось новое направление менеджмента – управление проектами (Project Management). Основу нового направления составляет взгляд на проект, как на изменение исходного состояния любой системы связанное с затратами времени и средств. Проектный подход тесно связан с программно-целевым методом управления, который предусматривает формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ (ЦКП). ЦКП представляет собой систему взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных поставленных целей. Основателем методологии управления проектами (1965 г.) считается Р.В. Гутч, развивший идею управления проектами от сетевого метода, применяемого в аэрокосмическом военном ведомствах. Он стал основателем крупнейшей международной организацией в области управления проектами «ИНТЕРНЕТ» Internet – Международная ассоциация управления проектами, которая объединяет боле двадцати национальных обществ Европы и других территорий. С 1991 года российская ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) является ее членом. В целом «Управление проектами» – синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и надпрофессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той или иной деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, образовательные, экологические, исследовательские, реорганизационные …). В настоящее время методология управления проектами используется в различных областях деятельности. Соответственно для каждого направления существует своя специфика, но существуют и общие закономерности, учитываемые при реализации разных проектов, выделяют общие методы управления проектами, которые позволяют · определить цели проекта; · выявить структуру проекта (подцели, задачи проекта, основные этапы работы, которые предстоит выполнить); · определить необходимые объемы и источники финансирования; · подобрать исполнителей (в т. ч. через процедуры торгов и конкурсов); · подготовить и заключить контракты; · определить сроки выполнения проекта, построить поэтапный график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы, определить графики их привлечения и скоординировать их с графиком выполнения работ по проекту; · рассчитать смету и бюджет проекта; · учитывать и планировать риски; · обеспечить контроль за ходом выполнением проекта и т. д. В целом проектный менеджмент представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации, контроля кадровых, финансовых, материально-технических, технологических, информационных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла проекта, направленную на достижение его целей, получение наилучшего результата. Сам проект, как и управление им, представляют собой совокупность процессов (рис. 1.2), поэтому базируется на реализации процессного подхода. Еще одной характеристикой процесса управления проектом является жизненный цикл проекта – промежуток времени между моментом формирования проекта и моментом его завершения. Его можно разделить на четыре основные фазы: прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную. Количество и характер фаз проекта могут меняться в зависимости от масштабов проекта и сферы деятельности, которую он затрагивает.
Рис. 1.2. Процессы управления проектом 1.2. Классификация проектов Осуществление любого проекта происходит в окружении некоторой динамической внутренней и внешней среды, которая оказывает на него определенное воздействие: физическое, экономическое, социальное, организационное и др. Изучение отношения между проектами и окружающей средой позволило предложить классификацию проектов по признаку содержания и формы. Содержание проекта – определяющая сторона целого, совокупность его частей. Форма – способ существования и выражения содержания. В ходе развития проектов образуется несоответствие содержания и формы, которое в конечном итоге разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, соответственно развившемуся содержанию. Формы проекта(по идее, образу, особенности, содержанию) предлагается отличать как: государственные, осуществляемые по государственному заказу и государственным требованиям; государственными и муниципальными органами; частные, выполняемые по заказам идоговорам с организациями негосударственной собственности, с общественными и некоммерческими организациями; индивидуальные формы проектов, которые появляются по заявкам частных физических лиц; совместные – это проекты нескольких участников: государство, организация, физические лица и др. При участии иностранных граждан и государств формы считаются международными; иностранные – осуществляются иностранными государствами и гражданами. Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Так, например, нормальная, длительное время функционирующая, организация служит основой для возникновения потребности в инновациях, что в результате ведет к возникновению проекта. Когда же проект по-настоящему начат, он получает вскоре самостоятельную жизнь. Во время осуществления проекта его команда концентрируется на выполнении своих заданий. Они живут, думают и действуют в мире их проекта. В рамках долговременной организации-предприятия возникает маленькая, относительно кратковременная организация «проект». К основным параметрам классификации проектов относят их класс, масштаб, сложность и тип. По составу, структуре проекта и его предметной области выделяют следующие классы проектов: монопроект, мультипроект, мегапроект. Монопроект – это отдельный проект различного типа вида и масштаба. Мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий многопроектного управления. Мегапроект в целом может быть представлен в виде программ развития регионов, отраслей экономики и других образований, которые включают в себя моно- и мульти проекты. По размерам самого проекта, количеству участников, степени влияния на окружающую среду выделяют малые, средние, крупные и очень крупные проекты. По масштабу проекты также подразделяют международные, национальные, региональные, межотраслевые, корпоративные, ведомственные, групповые. Естественно, с масштабами проектов изменяется и их сложность. Более крупные проекты имеют комплексный характер, требуют большего внимания, затрат времени, финансовых, кадровых ресурсов. В зависимости от основных сфер деятельности, в которых реализуются проекты, выделяют следующие их виды: технический проект, организационный, экономический, социальный, смешанный. К техническим проектам можно отнести диверсификацию производства, его переоборудование, разведка новых месторождений углеводородного сырья и т. д. Они имеют свои особенности. Целью технического проекта является создание нового оборудования, новой продукции, использование существующего оборудования для выпуска нового продукта, поиск и освоение новых ресурсов и т. д. При продвижении проекта цели могут меняться и корректироваться в зависимости от природной, социальной, политической, экономической среды и других элементов окружения проекта. Особенностью технических проектов является большое потребление ресурсов. Поэтому осуществляться они должны по мере возможности, по приоритетам и по конкурсу вариантов. Организационные проекты часто связаны с реформированием предприятия, реализацией концепции новой системы управления, созданием новой организации, проведением международного форума. Хотя цели таких проектов заранее определены, их результаты сложнее выразить в количественных и качественных показателях, чем в первом случае, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы. Сроки выполнения работ задаются предварительно, ресурсы предоставляются по мере возможности. Приватизация предприятий, введение нового налогового жилищного кодекса, создание новой консалтинговой фирмы представляют собой экономические проекты. Их целью может выступать улучшение экономических параметров работы системы, повышение доходов экономических субъектов и т. д. Цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере продвижения проекта, то же самое относится к срокам проекта. Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в определенные сроки при установленном бюджете. Объем ресурсов для проекта предоставляется в зависимости от потребностей. Социальные проекты определяются заказом общества и могут быть направлены на реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, формирование накопительной системы пенсионного обеспечения, строительство социального жилья для незащищенных слоев населения и. т. д. В качестве цели социального проекта выступает выполнение социального заказа отдельных слоев общества и общественных групп. Особенностью социальных проектов является высокий уровень ограничений, которые снижают эффективность результатов проекта. Социальные проекты обычно имеют значительные бюджетные ограничения. Кроме того, команда, реализующая проект непосредственно не заинтересована в его результативности. Поэтому сроки реализации проектов часто не соблюдаются. Современная экономическая система носит динамичный характер. В российской экономике постоянно происходит обновление законодательной базы, меняются условия хозяйствования, происходит реорганизация существующих и создание новых организаций. Например, изменение структуры собственников нефтяной компании ЮКОС в 2004 году, привело к ее реорганизации, часть предприятий вышли из состава холдингового образования. Естественно, изменились и условия ведения бизнеса. Реорганизация фирм или создание новых реализуются в рамках смешанных проектов, которые объединяют в себе все их типы. В основе проекта обычно лежат экономические цели, но одновременно данные проекты затаривают социальные (например, решается проблема трудоустройства молодых специалистов), организационные и технологические вопросы. По характеру и предметной области выделяют следующие виды проектов: инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный и комбинированный. В инвестиционном проекте всегда четко определены и фиксированы: цель проекта; срок завершения и продолжительность; расходы на проект. Требуемые ресурсы и фактическая стоимость проекта будут зависеть в первую очередь от хода выполнения работ и продвижения каждого проекта. Для этого вида проектов требуемые мощности должны предоставляться в соответствии с графиком и сроком готовности этапов и завершения проекта. По своему характеру большая часть проектов являются инвестиционными. Под инновационными проектами в широком смысле понимаются проекты, разработанные на прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, общественного, административного или иного характера. Инновационные проекты требуют затрат различных ресурсов, основными из которых являются – инвестиции и время. Инновационные проекты могут инициироваться службой маркетинга организации или результатами научно-исследовательских работ, полученных при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, могут разрабатываться и для коммерциализации различных видов интеллектуальной деятельности (изобретений, новых технологий, решений и т. д.). При этом они требуют больших финансовых средствкак на разработку, так и на внедрение. Поэтому используются организациями, учреждениями, предприятиями, которые стабильно развиваются в рыночной экономике. Проекты исследования и развития. Разработка нового продукта, исследования в области строительных конструкций или разработка новой информационно – управляющей системы характеризуются следующими особенностями – главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов; срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение, однако они должны корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего продвижения проекта; планирование расходов на проект часто больше зависит от выделенных ассигнований и меньше – от действительного продвижения проекта; основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов). Как правило, здесь имеющиеся мощности определяют расходы на проект и срок его готовности. Переход нашей страны к рыночной экономике вызвал резкое увеличение интереса к образованию, так как в условиях конкуренции проблема функционирования и развития организаций резко отличаются от условий планово-распорядительной экономики. Предприятия и организации различных форм собственности в условиях рынка должны самостоятельно разрабатывать и принимать стратегию развития и функционирования, разрабатывать бизнес-планы,программы и проекты, а также методы их реализации. Для переквалификации, повышения квалификации и переподготовки кадров и разрабатываются учебно-образовательные проекты. Эти проекты реализуются в различных «бизнес школах» и «бизнес центрах», профессиональных ассоциациях, Биржах занятости и учебных заведениях. Продолжительность таких проектов (ЖЦП) зависит от цели проекта, Программы обучения, а также бюджета проекта и может быть от 3 дней (в виде курсов или семинаров) до 3–5 лет при получении второго высшего образования. При этом обучение слушателей может быть организовано в очной или заочной форме и. т. д. Финансированиеучебно-образовательных проектов осуществляется за счет бюджетов всех уровней, собственных средств слушателей и средств, выделяемых благотворительными фондами. Следует учитывать, что учебно-образовательные проекты требуют затрат на такие ресурсы, как: высококвалифицированные преподаватели; компьютерная, организационная техника; аренда помещений; раздаточный материал (учебные пособия, учебники, справочная, нормативная, юридическая и др. литература); информационное обеспечение (реклама, публикации в СМИ, информационный материал для слушателей) и т. д. Поэтому при возникновении проблемы разработки и реализации учебно-образовательного проекта необходимо выполнить анализ возможностей организации, предприятия, учреждения на предмет осуществления проекта. Изменение требований к образованию в период переходной экономики способствовало созданию новых институтов, университетов как полигонов по развитию науки, производства и новых форм обучения. Это пример комбинированного проекта, включающего все основные виды проектов: учебно-образовательных (новые специальности, образовательные стандарты, формы и методы обучения); исследования и развития (создание при университетах региональных научно-исследовательских институтов новейших технологий для развития промышленного потенциала регионов); инновационных (использование венчурного капитала для осуществления проектов развития); инвестиционных (реконструкция университетских комплексов с формированием технопарков, строительством новых корпусов, общежитий, жилых зданий, сооружений и др.). Развитие такого проекта может продолжаться в течение 15–20 лет при нормальном финансировании. В условиях ограниченного бюджета проекта возникает неопределенность сроков и условий создания такого мегаполиса. В этом случае для завершения проекта в установленные сроки он будет скорректирован или осуществлен другой – совместный международный проект. 1.3. Окружение проектов Осуществление проекта происходит в окружении некоторой динамической среды, которая оказывает на его выполнение определенное воздействие. Если проект реализуется конкретной организацией, то окружение проекта можно условно разделить на внутреннее и внешнее окружение. При этом во внешнем окружении можно выделить: ближнее окружение – деловое или партнерское; дальнее окружение – фоновое (политическое, социально-экономическое и технологическое состояние экономики страны) (рис. 1.3). Внешнее окружение – это окружение организации или предприятия. Следует учитывать, что внешняя и внутренняя среда, а также организация и проект постоянно находятся в функциональном взаимодействии. При разработке стратегии и концепции проекта, а также методов и средств его реализации важно определить и учесть все возможные как внутренние, так и внешние воздействия на проект. В противном случае, в определенных условиях каждое из внутренних и внешних воздействий может оказаться критическим и привести к разрушению проекта. Факторы окружения проекта должны быть проанализированы и выделены те из них, которые будут оказывать на реализацию проекта заметное влияние. В задачи руководителя проекта, его команды и проект – менеджмента входят: · сбор полных требований к проекту; · обеспечение проектной информацией всех заинтересованных участников; · определение возможности и степени удовлетворения требований; · определение формы и масштабов сбора информации о требованиях к проекту и их изменениях; · формирование прогноза динамики окружения проекта; · формирование критериев оценки приоритетов и иерархии требований: от обязательных для исполнения до «мелких пожеланий».
Следует отметить, что на проект особое влияние оказывает внутреннее окружение, если этот проект технический и инвестиционный и выполняется в составе предприятия. Наиболее существенными факторами внутреннего окружения являются: Стиль руководства проектом, которыйопределяет психологический климат и атмосферу в команде проекта, влияет на ее творческую активность, работоспособность и дисциплину; Специфическая организация проекта, которая формирует взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей и влияет на успех осуществления проекта; Участники проекта реализуют различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют свои требования в соответствии с целями и мотивацией и оказывают влияние на проект в соответствии со своими интересами, компетенцией и степенью «вовлеченности» в проект; Команда проекта является «мозговым центром», мотором и исполнительным органом проекта, от которого во многом зависит прогресс и успех проекта. Методы и средства коммуникации определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между заинтересованными участниками проекта. По существу это «нервная система проекта», от степени совершенства которой зависит во многом его успех; Экономические условия проекта связаны со сметой и бюджетом проекта, ценами, налогами и тарифами, риском и страхованием, стимулами и льготами и другими экономическими факторами, действующими внутри проекта и определяющими его основные стоимостные характеристики; Социальные условия проекта характеризуются: · обеспечением стандартных условий жизни для участников проекта, · уровнем заработной платы, · предоставляемыми коммунальными услугами, · предоставлением социальных условий: школы, сады, медобслуживание, отдых и т. д., · условиями труда и техники безопасности, страхованием и социальным обеспечением и др. Безусловно, все это влияет на успешное осуществление проекта. К прочим факторам можно отнести: Экологическое воздействие результатов проекта на окружающую среду. Технические условия: · принятые основные технологии проекта; · оборудование, машины, техника, организационная и связь. Уровень компьютеризации и информатизации проекта. Организация, система документации проекта. Система планирования и контроля. 1.4. Участники проекта Естественно, основным элементом, характеризующим структуру проекта, являются его участники. В зависимости от условий, на которых работают поставщики, подрядчики, инвесторы и, наконец, заказчики проекта формируется состав проекта и его основные параметры, и характеристики. Участники обеспечивают реализацию замысла проекта. В зависимости от типа проекта, в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Все эти организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта. Главный участник – заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве такового может выступать и физическое, и юридическое лицо. При этом заказчиком бывает как одна единственная организация, так и несколько, объединивших усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов. Заказчиками (например, застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов. Не менее важная роль принадлежит инвестору – стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это – одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик – не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в Российской Федерации могут выступать:
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |