Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-план заявки на грант 1 страница




Бизнес-план – заявка на гарант

Бизнес-план – заявка на кредит

для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.

для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов, для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделенных средств или ресурсов под данный проект.

для получения на конкурсной основе средств из благотворительных фондов как национальных, так и международных. Такой бизнес-план разрабатывается по условиям, требованиям и рекомендациям конкретного Фонда.

Структура бизнес-планов, содержание разделов, необходимых расчетов и приложений обычно разрабатывается и предлагается Рекомендациями для конкретных областей деятельности и производств и хорошо представлены в источниках.

глава 4.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА

4.1. Организационные структуры в проектном менеджменте

Одной из основных задач успешного процесса управления проектами является построение эффективной организационной структуры проекта. В условиях уже функционирующего предприятия внедрение фрагментарных проектных структур часто становится затруднительным. Это связано с созданием новых организационных, хозяйственных и финансовых связей, разработкой новых принципов взаимодействия между структурными подразделениями организации и ее окружением.

Современная организация предприятий требует смягчения жесткого деления на отделы и разделения задач. Разработка продукта, например, в меньшей степени является работой изобретателя и становится результатом творческих идей и ноу-хау команды, работающей над их реализацией.. Чтобы гарантировать максимальный коэффициент полезного действия на всех фазах инновационного цикла, рекомендуется создать соответствующие организационные предпосылки.

Задачи, выходящие за рамки одного отдела, должны обрабатываться совместной командой, также выходящей за рамки одного отдела. Таким образом, будет гарантирован прямой обмен информацией между специализированными группами в команде проекта. Для этого необходимо собрать компетентных и способных работать в команде сотрудников, независимо от их прочих функций и отношений иерархии из всех важнейших сфер (рынок, техника и организация). В зависимости от поставленной проблемы могут быть привлечены к работе сторонние эксперты, например, исследователи рынка, адвокаты по защите патентов.

Оптимальная величина команды составляет приблизительно 6–8 человек. Такие проектные команды сводят к минимуму организационные потери при «притирке» и притупляют «природный» конфликт между техниками и экономистами.

Для реализации проектной структуры на практике, прежде всего, необходимо обратить внимание на следующие важные факторы:

· профессиональная компетенция членов команды является хотя и необходимой, но не исчерпывающей предпосылкой;

· руководители проекта должен быть организатором, но не обязательно «специалистом» во всех вопросах;

· искренность и готовность к критике ускоряют процесс реализации;

· для обеспечения успеха проекта необходимо нестандартное мышление.

В качестве организационных форм в основном существует три варианта:

а) Работа над проектом как дополнительная задача.

Это означает вплетение проекта в обычный ритм работы. Руководство определяет ответственного руководителя проекта, который одновременно в рамках организационной схемы выполняет и свои обычные обязанности, и дополнительно руководит проектной командой, имеет профессиональный доступ к значимым сотрудникам, вне зависимости от границ отделов, планирует ресурсы и координирует всю проектную деятельность. Эта модель выбирается в случае с ограниченными по времени и ресурсам проектами.

Проблемы могут заключаться в том, что менеджер проекта лишь в незначительной степени может влиять на сотрудников из других отделов из-за жесткой иерархии предприятия. Работа над проектом из-за каждодневной работы оттесняется на второй план – такая двойная нагрузка приводит к небрежностям. Как выход: проекту должно быть предоставлено достаточно свободных помещений, мощностей и ресурсов.

 

б) Классическая организация проекта («предприятие
в предприятии»).

В этой модели, которая выбирается при комплексных и объемных задачах, особенно подчеркнуто значение работы над проектом в организационной схеме предприятия. Работа в команде проекта имеет однозначный приоритет перед дисциплинарными отношениями подчинения классической структуры отделов. Проект опекается непосредственно руководством и руководитель проекта, и отдельные сотрудники проекта, полностью или частично освобождаются от своей обычной деятельности.

 

в) Смешанные формы.

На практике и, прежде всего, на средних предприятиях преобладают смешанные формы. Возможность состоит в том, что освобождается опытный руководитель проекта и, в зависимости от проекта, привлекаются специализированные сотрудники, которые, однако, одновременно занимаются своей обычной деятельностью. При этом вся ответственность лежит на «проектном профессионале», который полностью может сконцентрироваться на реализации проекта и благодаря обеспечению силами руководства имеет больше свободы при назначении сотрудников проекта.

Вторая возможность – назначение внутреннего координатора проекта, занимающего высокую иерархическую позицию на предприятии и ведущего проект дополнительно к своей обычной работе, которому, однако, выделен более молодой специалист – «инженер проекта», который посвящает себя исключительно проекту.

Таким образом, соответствующая организационная форма должна быть индивидуально подобрана под проект. Работа над проектом будет успешной тогда, когда будут устранены следующие препятствия:

· застарелое мышление в границах отделов;

· старое понимание ролей («это не мое дело, и потому это меня не интересует, потому Вы должны спросить моего шефа»);

· доминирование иерархии;

· инертность структур, принимающих решения;

· противостояние устойчивых сфер.

В зависимости от представленных форм выделяют организационные структуры, которые создают рамки для реализации проекта или группы проектов: матричные, проектные и смешанные структуры.

 

Рис. 4.1. Формирование команд на базе функциональной
организационной структуры

Эти структуры в основном носят фрагментарный характер и являются частью более сложной структуры, построенной по линейному, функциональному, дивизиональному принципам

Часто объединение коллектива с целью разработки и реализации проекта основывается на механизме горизонтальной интеграции функциональных структур через систему посредников. Если проект достаточно сложен, тогда для его реализации формируются проектные команды. Такие команды создаются над уже сформированными функциональными связями и действуют как самостоятельные организационные единицы (рис. 4.1).

 

Произвольное формирование команд в свою очередь помогает реализации проекта, однако для полноценной горизонтальной интеграции следует спроецировать на функциональную структуру принципы построения проектно-целевой организационной структуры (рис. 4.2, рис. 4.3).

Рис. 4.3. Проектная структура

4.2. Современные методы и средства организационного
моделирования проектов

В связи с тем, что выбор и разработка организационной структуры управления проектом – сложная, междисциплинарная и слабо формализуемая задача, попытки создания общего для этой деятельности алгоритма представляются ошибочными. Тем не менее, существует общая совокупность проблем, успешное разрешение которых приводит к созданию эффективной организационной структуры проекта.

Это, прежде всего, принципиальный выбор структуры в соответствии с изложенными принципами:

· соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта;

· соответствие организационной структуры содержанию проекта;

· соответствие организационной структуры требованиям окружения.

При этом следует понимать: указанные 3 принципа являются взаимосвязанными и, как правило, должны соблюдаться в комплексе и одновременно. Поэтому выбор оптимальной организационной структуры должен осуществляться в соответствии с общей системой этих критериев.

Кроме этого, существует общая зависимость выбираемой организационной структуры по содержанию и уровню структуризации от системы взаимоотношений участников проекта, выражаемой в схеме организационной структуры (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Взаимосвязь вида организационной структуры по содержанию
проекта, уровню структуризации и системы взаимоотношений
участников проекта

Организационные структуры по содержанию Схемы организационных структур в зависимости от системы коммуникаций между участниками проектов
«Выделенная структура» Управление проектами Всеобщее управление проектами «Двойная» организационная структура «Сложные» структуры управления проектами
Управление за заказчиком Управление за генподрядчиком Управление за управляющей фирмой Управляющая фирма + генподрядчик
Функциональные структуры + + +
  Поставщики + + ++ + –+
  Команды +– + +– + +–
Слабая матрица + + + + +– +– +–
Сбалансированная матрица ++ + + + + + +
Сильная матрица ++ ++ + –+ ++ ++ +
Проектно-целевая структура + –+ ++ + –+ ++ ++ ++
Смешанная (гибридная) структура + + + –+ –+ +–

 

 

Условные обозначения Эффективность применения организационных структур в зависимости от схемы взаимоотношений участников и содержания проекта Условные обозначения Целесообразный уровень структуризации деятельности
-низкая эф-ть   -низкий уровень
–+ -скорее низкая, чем высокая эф-ть   -средний уровень
+– -скорее высокая, чем низкая эф-ть   -высший уровень
+ -высокая эф-ть    
++ -очень высокая эф-ть    

 

В таблице с помощью условных обозначений показано, какую организационную структуру целесообразно использовать при той или иной схеме взаимоотношений участников проекта, и какой уровень структуризации при этом избрать.

Так, для «выделенной» структуры наиболее целесообразны функциональные или проектно-целевые структуры. Это связано с тем, что «выделенная» структура функционирует практически автономно от «материнской» и поэтому требует не горизонтальной интеграции этих двух структур, а централизованного контроля, что может быть достигнуто с помощью как функциональной, так и проектной структуры. Этим же обусловлен сравнительно высокий уровень структуризации (формализации) деятельности. В случае необходимости может быть достигнута либо функциональная специализация, либо горизонтальная интеграция.

«Управление по проектам» требует тесной координации деятельности между «проектной» и «материнской» структурами, что может быть достигнуто при использовании практически любых организационных структур. Но наиболее целесообразны матричные структуры, позволяющие совместить и горизонтальную, и вертикальную интеграцию проекта с «материнской» структурой. Требуемый уровень структуризации при этом обычно не выше среднего.

«Всеобщее управление проектами» целиком и полностью организует деятельность всей организации в виде проектов, поэтому для него предпочтительней в использовании горизонтальные структуры с невысоким уровнем структуризации.

«Двойственная» организационная структура предназначена для обеспечения горизонтальной интеграции деятельности двух равнозначных участников проекта, структура которых может быть любой. Для этого предпочтительней всего использовать механизм посредников, который не предъявляет особых требований к изменению структур участников. Но для более тесной интеграции длительности двух участников проекта можно использовать как матричные, так и проектно-целевые структуры. При этом требуются серьезные изменения структур самих участников. Высокий уровень структуризации требуется для четкого разграничения полномочий и ответственности двух не всегда согласных друг с другом участников.

Схема «управление за заказчиком» предполагает большее использование вертикальных структур. Это объясняется тем, что Заказчик, как правило, не является организацией, которая регулярно осуществляет проекты, и обычно функционирует как вертикальная структура. Применение матричных структур возможно для большей интеграции деятельности Заказчика по проекту.

В рамках схемы «управление за генподрядчиком» целесообразно использовать в большей степени горизонтальные организационные структуры, поскольку большинство генподрядных организаций строят всю свою работу на базе управления проектами и реализуют несколько проектов одновременно. То же самое можно сказать и о схеме «управление за управляющей фирмой».

В случае же совместной деятельности Управляющей фирмы и генподрядчика требуется усилить интеграцию между ними под контролем управляющей фирмы, а также обеспечить распределение прав и ответственности между ними. Для этих целей пригодны также горизонтальные структуры, но в некоторых случаях бывает достаточно) структуру самого проекта организовать как функциональную с элементами посредников или команд. Это особенно целесообразно в случае долгосрочного проекта, который начинает жить во многом самостоятельной жизнью и который по содержанию не требует сильной внутренней горизонтальной интеграции деятельности по проекту.

После принципиального выбора организационной структуры осуществляется ее детальное проектирование. Организационное проектирование заканчивается созданием пакета организационной, методической и справочной документации, которая обычно включает в себя следующие документы:

· организационная структура проекта (графическое изображение структурных единиц);

· штатное расписание (перечень должностей, их количества и заработной платы);

· положения о структурных подразделениях и должностные инструкции;

· методические инструкции, технологические карты процессов и пр. (формализованное описание технологии выполнения процессов);

· требования к персоналу (профессиограммы, социально-психо-логические портреты);

· график и бюджет проекта.

На основе этой документации можно переходить к непосредственному подбору персонала, обучению и организации его деятельности по проекту. В каждом конкретном случае данная общая последовательность может приобретать, в силу неповторимости каждого проекта, свои специфические технологии.

Традиционный инструмент проектирования и изображения организационных структур – иерархический граф. Организационная структура до последнего времени изображалась исключительно в виде модели, содержащей структурные единицы (должности и отделы) и административные связи.

Это было обусловлено тем, что именно административные, вертикальные связи являлись основными с точки зрения управления организацией. Административные процессы представляли собой основную деятельность по управлению организацией. В общем, вертикальное измерение являлось определяющим принципиальный облик организации. Такое явление сопровождалось доминированием вертикальных, административных организационных структур, которые использовались, в том числе и для реализации проектов.

 

 

Рис. 4.4. Горизонтальные связи традиционной модели организационной структуры

В последние 10 лет как за рубежом, так и в России не менее важным фактором стала горизонтальная интеграция деятельности хозяйствующих субъектов.

Наибольшую актуальность приобрела оптимальная организация горизонтальных связей, которые стало необходимым отражать на соответствующих моделях организационных структур. Для моделирования и изображения горизонтальных связей используется огромное количество графических инструментов:

· дополнительное изображение горизонтальных связей в классической иерархической организационной структуре (рис. 4.4);

· матрицы ответственности (В табл. 4.2 представлена одна из модификаций матрицы ответственности – матрица разделения административных задач управления);

Таблица 4.2

Фрагмент матрицы распределения ответственности

Укрупненные функции управления компании Генеральный директор Коммерческая служба Финансово-экономическая служба Служба маркетинга проекта Служба генерального директора Служба инфраструктуры Служба внешней среды
  ГД КС ФЭС СМП СГД СИ СВС
1. Организация системы управления 1.1. Формирование и совершенствование организационной структуры управления компании ! МР МР МР РПОХАКТ МР МР
1.2. Проектирование процессов управления (технология) и автоматизация И М МС М ЯПОХАКТ МТ М
2. Управление персоналом 2.1. Комплектование и подготовка персонала Я МТ МТ МТ ПОХАКТ МТ МТ
2.2. Формирование системы зарплаты и стимулирования труда Я М М М РПОХАКТ М Т
2.3. Организация и создание условий труда ЯА М М М ПТК ТОХ Т
………….              

Усл. Обознач.:

! – участие в принятии коллективного решения с правом голоса;

Р – Участие в принятии коллегиального решения;

Я – единоличное принятие решения;

П – планирование выполнения задач;

О – организация выполнения задач;

Х – координация выполнения задач;

А – активизация выполнения задач;

К – контроль выполнения задач;

М – подготовка материалов для решения задач;

Т – Выполнение задач.

 

· схемы организации технологических и управленческих процессов (рис. 4.5);

 

Процесс продаж
Внешний торговый агент  
Внутренний торговый агент  
Клиент  
Менеджер по продажам

Рис. 4.5. Схема организационного процесса
(пример организации торговой сделки)

· сетевые матрицы (рис. 4.6) и многое другое.

Следует отметить, что все приведенные выше инструменты отражают только отдельные аспекты деятельности организации и позволяют интегрировать всего два аспекта – горизонтальные и вертикальные связи.

Для полноценного организационного проектирования необходимы средства создания стоимостных моделей и систем управления, организационной структуры и бизнес- процессов.

 

Сотрудники Календарь
01.02 02.02 03.02 04.02 05.02 06.02 07.02 08.02
Руководитель проекта              
Финансовый директор                
Коммерческий директор                
Директор по развитию                
Генеральный директор                

Рис. 4.6. Фрагмент сетевой матрицы

Анализ и оценка эффективности организационных структур может проводится с использованием методологии процессного учета затрат ABC/ABM (Activity based costing/Activity based management), [17]. II качестве инструмента для динамического моделирования поведения сложных организационных систем можно использовать методику (Coloured Petri Nets). Эти и другие средства анализа, диагностики и проектирования современных организаций подробно описаны в специальной литературе.

В настоящее время требования к оптимальным организационным структурам становятся все более сложными и комплексными, что вызывает появление все более совершенных инструментов многоаспектного автоматизированного проектирования и моделирования организаций, позволяющих создавать проекты организаций, включающие и административные связи, и горизонтальные процессы, и информационную систему, и структуру целей и задач, и производственно-технологическую инфраструктуру, и социально-психологические аспекты организации, и финансово-экономические показатели деятельности организации и управления ею.

Эффективность структуры управления зависит не столько от рационального вертикального или горизонтального разделения труда, но в большей степени от той системы коммуникаций, которая закладывается в эту структуру. Система коммуникаций определяется также множеством составляющих: потоки и структура данных, программное обеспечение, аппаратное обеспечение, схема бизнес-процессов, Internet, телефония и другие средства связи, планы помещений, обустройство рабочих мест. Все это требует согласованного проектирования, анализа и внедрения. Основным инструментарием, используемым этих целей, являются интегральные автоматизированные методологии, носителями которых являются разнообразные программные продукты.

глава 5. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА

5.1. Оценка стоимости проекта

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта. Для строительных проектов определяется стоимость строительства, которая представляет собой часть стоимости проекта в которую входят денежные средства, необходимые для капитального строительства. Оценка всех затрат по проекту эквивалентна оценке общей стоимости проекта.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета. В контексте настоя щей главы управление стоимостью и управление затратами практически являются тождественными понятиями. Целями системы управления стоимостью (затратами) является разработка поли тики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат.

Управление стоимостью (затратами) проекта включает в себя следующие процессы:

· оценку стоимости проекта;

· бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта;

· контроль стоимости (затрат) проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет является документом, определяющим ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная его составляющая, которую принято называть сметой проекта.

Смета проекта – документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта (контракта), обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.

Одним из способов, позволяющих управлять затратами проекта, является использование структуры счетов затрат (планов счетов). Для выполнения работ требуются ресурсы, которые могут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют. На стадии формирования бюджета работы все ресурсы, привлекаемые для ее выполнения, списываются на различные статьи затрат.

Так как структура счетов затрат разрабатывается по принципам декомпозиции, то путем агрегирования информации со счетов нижних уровней структуры можно получить данные о затратах на требуемом уровне детализации, вплоть до верхнего, характеризующего бюджет проекта.

При выполнении работ проекта фактическая информация о затратах также учитывается на соответствующих счетах затрат, что позволяет на соответствующих уровнях детализации проводить сравнение запланированных затрат (бюджетных) с фактическими.

Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются по-разному на различных этапах проектного цикла. Это находит отражение в современной концепции управления стоимостью проекта – управления стоимости на протяжении проекта (life-cycle costing – LCC) [20].

Представленная концепция будет описана по мере рассмотрения процессов, составляющих управление стоимостью, особенно процесса оценки стоимости проекта, так как этот процесс является основным как для бюджетирования и контроля, так и для функции управления стоимостью в целом. Основная часть стоимости возникает на фазе реализации проекта. Но следует отметить, что основные решения, обусловливающие показатели стоимости проекта, принимаются на предынвестиционной фазе проекта. Таким образом, возможность управления стоимостью проекта также распределяется неравномерно на протяжении всего его жизненного цикла.

В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целом оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. Исходя из целей оценок, разной бывает и точность таких оценок.

Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Данные задачи решаются в рамках планирования проекта, а в модуль оценки стоимости должны поступать результаты выполнения этого процесса.

Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для исполнения работ, в том числе:

· оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);

· приспособления, устройства и производственные мощности;

· рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);

· расходные товары (канцелярские принадлежности и т. д.);

· материалы;

· обучение, семинары, конференции;

· субконтракты;

· перевозки и т. д.

Все затраты можно классифицировать как:

· прямые и накладные расходы;

· повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесячные платежи за использование производственных мощностей – повторяющиеся затраты, закупка комплекта оборудования – единовременные затраты;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.