Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткие сведения о развитии науки управления




 

Понятие управление применяется во всех сферах и видах деятельности. Например, в сфере техники – управление машинами и техническими системами, в производственно-хозяйственной сфере – управление производственным процессом, в социальной сфере – управление коллективами людей и т.п.

Управление – деятельность, направленная на выполнение поставленных целей путем внесения соответствующих коррективов в установленный режим управляемого процесса, позволяющих компенсировать возмущающие воздействия дестабилизирующих факторов.

Цель управления – возможное и необходимое состояние системы (объекта управления) на достижение которого направлен процесс управления.

Наука управления – сфера научной деятельности, занимающаяся изучением закономерностей управления и разработкой методологии их применения в решении практических задач.

Основная задача науки управления строительством заключается в разработке рекомендаций и мер по реализации общих принципов, методов и технологии управления в системах управления строительством, обеспечивающих наиболее рациональное использование финансовых, трудовых, материально-технических, энергетических и природных ресурсов.

Наука, как и практика управления, имеет многовековую историю. Их развитие происходило по мере совершенствования производительных сил и производственных отношений. Необходимость управления возникла на этапе перехода от индивидуального труда к коллективному.

На первых этапах общественного производства коллективный труд являлся простым объединением усилий отдельных работников. Управление их деятельностью заключалось в надзоре за их работой и не отделялось от непосредственной производственной деятельности. В процессе дальнейшего развития производства надзор и физическое принуждение к труду дополняются системой материального воздействия на работников.

Революционный скачок в развитии теории и практики управления произошел в начале XX века в период интенсивного развития крупного промышленного производства в США, Англии, Германии и Франции. В это время возникают и широко распространяются различные школы научного управления, и управление впервые выделяется в самостоятельную сферу деятельности.

Одной из первых таких школ, возникшей в США, стала школа «Научного менеджмента» Ф.Тейлора. Основой методологии управления он считал анализ производственного процесса и разделение его на отдельные операции, принудительную стандартизацию методов выполнения операций с учетом использования наилучших условий и орудий труда, разделение труда в сфере управления и превращение его в научное управление.

Подобную систему управления разработал и Г.Форд. Особое значение он придавал применению высокопроизводительных станков, совмещающих многие операции и не требующих квалифицированных рабочих, а также механизированной (конвейерной) транспортировке изделий в процессе производства.

Кроме технократического подхода к управлению в это же время А.Файоль, Г.Эмерсон, М.Вебер, Г.Чери и др. активно развивают административный подход. Главный вклад сторонников этого подхода в теорию управления заключался в разработке общих принципов управления и разделении процесса управления на отдельные функции. Технократический и административный подходы к управлению подвергались серьезной критике за недоучет человеческого фактора в процессе производства.

Представители нового направления в развитии науки управления Э.Мейо и М.Фоллет считали, что результативность труда зависит не только от условий труда, его технического оснащения и действия администрации, но также от социально-психологического климата в рабочем коллективе. Поэтому дальнейшее развитие науки управления было связано с изучением производства как социальной системы.

В России, вследствие более позднего развития крупного производства, наука управления наиболее активно начинает развиваться в 20-е годы в трудах Н.Ф.Чарновского, Н.А.Витке, И.В.Бутакова, Л.А.Бызова, М.П.Рудакова и др. Наши ученые с самого начала развития теории управления исходили из необходимости учета социально-психологических факторов в управлении, так как считали, что в центре производственного процесса стоит человек – субъект труда и достигнуть наибольшей результативности труда можно лишь при согласовании всех элементов производства – материально-вещественных и личностных. Большое внимание уделялось исследованиям объекта управления, целей, функций и методов управления, роли руководителя и социально-психологических факторов. Для российских ученых был характерен функциональный подход к управлению.

При данном подходе управление рассматривается как деятельность органов управления по выполнению определенных функций. Поэтому в трудах наших ученых особое место занимали исследования по определению основных функций управления и разработке рекомендаций для практики управления.

В 30-е годы в развитии науки управления стал активно развиваться эмпирический подход, основанный на изучении практики управления. Главный довод ученых, придерживавшихся этого подхода (П. Дракер, В.Ньюмен, Д.Миллер и др.), состоял в том, что управление – это искусство, которому учит не столько теория, сколько практика. Они считали, что главная задача ученых в области управления – сбор и обобщение материалов практики и разработка на их основе практических рекомендаций для управления. Это объясняется тем, что представителями эмпирического подхода были видные талантливые руководители производства, считавшие управленческий труд специфическим видом труда, особой профессией. Изучение и обобщение практики управления, безусловно, необходимо для развития науки управления, так как облегчает решение ряда актуальных проблем, таких как развитие методов управления, совершенствование организации труда, методов подбора кадров и др. Однако чистый практицизм существенно ограничивает круг проблем, решаемых в процессе управленческой деятельности. Российские ученые (И.М.Бурдянский, И.Н.Бутаков, Н.А.Витке, В.В.Добрынин и др.) понимали необходимость и важность развития теории управления. Они считали управление творческим процессом, в котором должны органически сочетаться наука, практика и талант руководителя.

В конце 40-х годов XX века наступил качественно новый этап в развитии теории и практики управления. Он связан с появлением специальной науки об управлении – кибернетики, изучающей общие закономерности управления для различных систем на основе абстрактного представления процессов и явлений, проходящих в этих системах. Для обеспечения всестороннего комплексного исследования процессов и явлений используется системный подход, предусматривающий их рассмотрение как системы во взаимодействии с другими явлениями и процессами. С точки зрения системного подхода строительство необходимо рассматривать как сложную социально-технико-экономическую систему.

Системный анализ – это метод решения сложных проблем, направленный на их представление в виде комплекса взаимосвязанных задач. Системный анализ является основным методом исследования операций, прикладного направления кибернетики, занимающегося применением научных принципов и методов для решения практических задач по обоснованию и выбору вариантов действий. Среди других методов исследования операций, используемых в управлении – корреляционно-регрессионный анализ, математическое программирование, теория массового обслуживания, теория игр, теория управления запасами и др. Для обоснования и принятия управленческих решений в условиях неопределенности, то есть при недостаточной и недостоверной информации об объекте управления, в последнее время широкое применение получили имитационные модели и экспертные системы поддержки и принятия решений. Их распространение было обусловлено появлением и использованием в управлении электронно-вычислительной техники.

С внедрением в теорию и практику управления информационно-вычислительных систем методология обоснования и принятия решений поднялась на качественно новый, более высокий уровень. Однако необходимо помнить о том, что ЭВТ выполняет лишь вычислительные операции и не может заменить руководителя (лицо, принимающее решения) и исследователя, разрабатывающих модель объекта управления, критерии и методы принятия решений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.