КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лева О.В. 7 страница
а переменные затраты на единицу i -го продукта: , (4.7) где зп – переменные затраты на единицу i -го продукта.
Таким образом, предлагаемая методика распределения затрат с одной стороны учитывает конъюнктуру рынка, а с другой – позволяет более точно определять затраты на конечные нефтепродукты. Методика предполагает классификацию затрат на переменные и постоянные. Система управленческого учета, базирующегося на такой классификации затрат, позволяет на основе анализа взаимосвязи между объемом производства, затратами и прибылью решать многие задачи по оптимизации затрат и результатов и обоснованию разного рода решений по управлению предприятием. Таким образом, предложенная методика позволяет получать информацию о затратах, максимально приближенную к рыночным реалиям, что, в свою очередь, обеспечивает выбор правильных решений при управлении производством.
4.6. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции Важнейшим фактором повышения прибыли предприятия является снижение себестоимости продукции. Определение путей сокращения издержек и повышения эффективности происходит на всех стадиях производственного процесса – от закупки материалов и их переработки до контроля на стадии выпуска готового продукта и доставки ее потребителю. Изменения могут относиться к производству, обработке, сборке, упаковке. Основные факторы снижения себестоимости продукции базируются на разных подходах. Первый подход – основные (прямые) издержки. Условия: подсчитанные цены и издержки, базирующиеся на точной информации об объеме производства, виде сырья и материалов, эффективности методов закупок; нормативы по рабочей силе, рассчитанные исходя из применяемой технологии, методов обработки, имеющегося оборудования, системы стимулирования; накладные производственные расходы, основывающиеся на заранее определенных или плановых стандартах. Процессы разработки мероприятий по снижению основных (прямых) издержек включают: 1. Прямые отклонения затрат по материалам и труду. Систематизация информации и анализ отклонений при закупке материалов относительно объемов и рыночной ситуации, методов и стоимости собственного производства; решения вопроса покупать или производить; регулирования стоимости рабочей силы; решения вопроса эффективности труда. Издержки могут быть сокращены благодаря улучшению хранения, переработки сырья, минимизации потерь при транспортировке, складирования и отходов при производстве. 2. Анализ нормативов затрат живого труда. Систематизация нормативно-справочной информации проводится с позиции полноты охвата производственных затрат труда; установленных и оптимальных методов производства и обработки; условий производства как имеющихся, так и стандартных; частичного или полного использования принципа: «движение – время – измерение». 3. Анализ стоимости продукта. Каждый вырабатываемый или планируемый к выпуску продукт рассматривается с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности. Стоимость служит оценочным показателем конструкции отдельного продукта в сопоставлении с его внешним видом и спросом на него. Оценка стоимости может быть использована при выборе альтернативных вариантов по производству новых продуктов, реконструированию старых. Стоимостной анализ позволяет проанализировать выводы, прежде чем они сделаны, сравнить результаты альтернативных вариантов, ориентируясь на максимальную прибыль. Большинство предложений по новым продуктам включает определенную долю стандартных организационных мероприятий, поэтому в стоимостной анализ входит рассмотрение стоимости новых составляющих. Цель такого анализа – выявление факторов, влияющих на политику предприятия относительно отдельных продуктов: выбор альтернативных моделей, маркетинговые исследования, реклама, специальная упаковка. Стоимостная оценка может поощрять или сигнализировать о его сокращении либо полном прекращении. Второй подход – косвенные издержки. Условия: труд вспомогательных рабочих, работа по обслуживанию и ремонту оборудования, вторичное сырье, поставки должны быть оценены как живой труд; использование методов гибкого планирования, когда изменяются цели или пересматривается основа расчета накладных расходов; применение стимулирующих контрольных планов сокращения накладных расходов; разработанных для всех производственных и непроизводственных отделов; регулирование материально-технического обслуживания на основе пересмотра нормативов времени вследствие повышения квалификации, приобретения трудовых навыков и тому подобное; расчет регулирующих коэффициентов, позволяющих наладить процедуры контроля за издержками. Процедуры разработки мероприятий по снижению косвенных (накладных) расходов включают: косвенные или вторичные отклонения затрат. Систематизация информации о производственном плане, об использовании производственных мощностей, о стандартах живого труда и анализ отклонений при благоприятных ситуациях по использованию производственных мощностей; утилизация оборудования; введение новой базы расчета нормативов накладных расходов; гибкое планирование и анализ нормативов для отделов и служб обслуживания. Анализируют жесткие и измененные цели, поставленные перед каждым производственным и непроизводственным отделом предприятия; определяют уровень регулируемых и нерегулируемых расходов; степень, полноту и соответствие распределяемых накладных расходов объему работ, выполняемых отделами и службами предприятия; анализ нормативов материально-технического обслуживания. При принятии решения проводят в нескольких аспектах, исходя их основной задачи – увеличить объем производства, обеспечить максимальную производительность и качество. Прежде всего расходы на материально-техническое обслуживание отделяют от других косвенных расходов, для того чтобы анализировать их в сопоставлении с затратами живого труда, оплачиваемого на почасовой основе. Проблема приобретения и использования нового оборудования рассматривается по срокам его амортизации, стоимости часа рабочего времени и общих затрат в час. Если приобретается высокопроизводительное оборудование, то при увеличении расходов на материально-техническое обслуживание сокращается количество рабочего времени, необходимого для выпуска того же объема продукции. Общие расходы на единицу продукции уменьшаются в связи с ростом объема производства и сокращением рабочего времени. Если предположить, что методы материально-технического обслуживания, оборудование и заработная плата в структурном подразделении останутся без изменения в будущем, то общие расходы также могут оставаться неизменными. Однако прошлые затраты могут служить основанием для пересмотра норматива и его обоснования. С этих позиций изучаются объемы работ, сложность выполняемых операций, квалификация рабочих, процедуры подачи заявок на ремонт, обеспечение материальными ресурсами и т.п. Данные анализа позволят установить нормативы не только на час работы, но и по подразделениям. Стимулирование сокращения накладных расходов может базироваться на снижении общих и почасовых расходов на материально-техническое обслуживание. Анализ эффективности существующих норм основывается на расчете регулирующих коэффициентов. Важнейшим является соотношение:
Другие коэффициенты; переменные издержки к объему реализации; прибыль по продукту к его стоимости; постоянные издержки к переменным; запланированная реализация продукции к фактической; запланированная (нормативная) себестоимость продукта к фактической и т.д. Однако эти коэффициенты показывают, какими являются косвенные расходы, но не какими они должны быть. При анализе рентабельности продукта с точки зрения исследования величины нормативных допусков и величины накладных расходов по продуктам общий ассортимент продукции рассматривается в направлении выделения маржинальных продуктов, выявления избыточных накладных расходов. Последовательное рассмотрение себестоимости различных продуктов позволяет разработать программу снижения общих издержек и выбрать политику предприятия относительно объема производства и повышения эффективности на всех стадиях производственного процесса. 5. Анализ затрат Формирование рынка и выработка методов его регулирования выявляют взаимосвязи и взаимозависимости рыночных элементов – спроса, предложения, цены. Каждый элемент системы изменяется и зависит от влияния факторов производства, затрат и доходности (маржинальности).
5.1. Анализ затрат при принятии краткосрочных управленческих решений Все управленческие решения можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Известно, что в краткосрочном периоде одна часть факторов производства переменна, а другая постоянна. Функция затрат в краткосрочном периоде выглядит следующим образом:
Графически величина общих затрат на производство представлена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Величина общих затрат на производство. 5.1.1. Точка безубыточности. Допущения, используемые в анализе поведения затрат, прибыли и объема продаж Положим в той или иной отрасли существуют малые, средние и крупные предприятия, каждое из них рассчитано на определенный объем производства, повышение которого неминуемо повлечет ускоренный рост затрат по сравнению с ростом объема производства. Причем это определяется не только абсолютной величиной постоянных затрат, но и такими качественными параметрами, как используемая техника, технология и организация производства. Для каждого диапазона объемов производства они различны. Интервал, в котором функция затрат носит линейный характер, называется релевантным. Функция затрат может быть в этом интервале с достаточной степенью точности описана формулой:
Зобщ = Зпост + V × Зпер/ед,
где Зпер/ед – переменные затраты на единицу продукции. Приведем некоторые допуски, которые могут ограничить точность и надежность при проведении анализа соотношения прибыли, затрат и объема продаж (CVP-анализ). § Проведение общих затрат и выручки жестко определенно и линейно в пределах области релевантности. § Все затраты можно разделить на переменные и постоянные. § Постоянные затраты остаются независимыми от объема в пределах области релевантности. § Переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности. § Цена реализации не меняется. § Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются. § Производительность не меняется. § Отсутствуют структурные сдвиги. § На затраты релевантно влияет только объем. § Объем производства равен объему продаж. В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации. Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода. По существу анализ безубыточности (CVP-анализ) сводится к определению точки безубыточности (критической точки, мертвой, точки равновесия) такого объема производства, который обеспечивает нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще и не имеет прибыли.
5.1.2. Методы вычисления точки безубыточности В системе управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются: а) математический метод (метод управления); б) метод маржинального дохода (валовой прибыли); в) графический метод. Метод управления основан на исчислении прибыли предприятия:
П = ВР – Зпер – Зпост
или П = Ц × Х – Зпер/ед × Х – Зпост. Приравнивая к нулю обе части: Ц × Х – Зпер/ед × Х – Зпост = 0; Х × (Ц – Зпер/ед) = Зпост; . Знаменатель в формуле можно определить как маржинальный доход на единицу (удельный).
МД = Ц – Зпер/ед
Метод управленияможно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Реализацию рассматривают как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как изменяется ассортимент – в сторону низко рентабельной или высоко рентабельной продукции. Даже при контроле общего объема продаж необходим анализ структурных сдвигов, так как он дает картину фактической прибыли от запланированной. Максимизация реализации продукции рассматривается и с точки зрения обеспеченности ресурсами. Дополнительные производственные мощности могут быть бесполезными. Графически точка безубыточности представлена на рис.5.2.
Рис.5.2. Графическое представление точки безубыточности
Метод маржинального дохода является альтернативным математическому методу. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация должна так производить и реализовывать свою продукцию, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия Зпост, достигается точка равновесия. МД – Зпост = П Так как в точке равновесия прибыли нет, то МДед × Х = Зпост Х = Зпост/МДед (в натуральных единицах) Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от реализации, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. = показатель маржинальности продукции. Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведение рекламной компании и других маркетинговых операций. Используя показатель маржинальности продукции, запланировав выручку от реализации продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.
Решения, связанные с определением точки безубыточности, будут приемлемы в пределах установленного диапазона производства. Вне этого диапазона цена реализации и переменные расходы на единицу продукции будут другими. Для этого рассчитывают зону безопасности.
Так, задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, можно установить размер минимальной цены реализации, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, которые может выдержать организация. Точка безубыточности показывает кромку безопасности. Она определяет, насколько может быть сокращен объем реализации, прежде чем предприятие получит убытки. Разницу цены и средних переменных затрат еще называют вкладом на единицу продукции. Умножив эту величину на объем выпуска, получим общий вклад. Из формулы точки безубыточности легко получить объем выпуска соответствующей целевой прибыли:
Пример. Организация занимается оптовой торговлей бытовой техники, закупаемой по импорту. Предположим, что реализуется только один вид техники (например, чайники).
Расходы и продажные цены приведены без НДС. Закупочная цена включает таможенные платежи и сборы. Цена реализации 1 шт. – 700 рублей, текущий объем реализации – 350 шт. Диапазон товарооборота ограничен количеством, которое перевозит машина (192 шт.), и площадью арендуемых складских помещений (на 400 шт.). Масштабная база 192–400 шт. Решение:
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |