КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сияй, зари восход!
Ясно, что соблюдение регламента зависит не от тех, кто следит за его исполнением, а от непосредственных исполнителей. В "Пятерочке" работают над тем, чтобы сбой в "микросхеме" не произошел по вине человеческого фактора. Так, кассир здесь получает в несколько раз (!) больше, чем в прочих известных сетях России — как наших, так и западных. Недаром на каждое вакантное место в компании претендуют не менее 25 человек. Но зарплата - отнюдь не единственная форма культивирования чувства преданности делу корпорации. В "Пятерочке" существует типовое обучение персонала и типовая культура. Задача обучения - довести действия сотрудников до автоматизма. Правда, обучение на функциональном уровне проходят здесь просто. Лозунг составителей инструкций и программ в этой фирме - упрощай. Так, в любом современном торговом предприятии кассирам не надо проявлять чудеса сообразительности, работая за высокотехнологичными кассами: всю интеллектуальную работу совершает программа. Тем не менее программисты "Пятерочки" утверждают, что в их системе управления все кассовые операции были доведены до высших ступеней элементарности, что позволяет очень быстро обучать кассиров. Это не снимает других проблем, связанных с обучением персонала. Менеджеры "Пятерочки" больше всего озабочены тем, что люди в России плохо приспособлены к работе в сфере услуг. Из-за этого большая часть обучения тех же кассиров связана вовсе не со знакомством их с кассовыми аппаратами. От них добиваются полного автоматизма в другом: первая операция в обслуживании клиента - сказать "здравствуйте"; не забыть спросить - "вам нужен пакетмешочек?"; продолжать улыбаться, когда клиент грубит, и т.д. Обучают этому не только в учебном центре. Регулярно преподаватели мастерства выезжают "в поле", встают в очередь в кассу и разыгрывают в порядке тренинга сложные ситуации. Одна из сотрудниц учебного центра говорит, что особенно она любит исполнять роль капризной покупательницы, которая начинает искать изъяны в продукте, только дойдя до кассы, требует без особых причин заменить товар, обвиняет кассирш в невнимательности. И сотрудники "Пятерочки" успешно сдают экзамены. "Пятерочка" создает внутреннюю типовую культуру, из которой должны логично вытекать все требования к основной деятельности персонала. В учебном центре сотрудников не только обучают профессиональным навыкам, но и правилам поведения в компании. Ведут беседы об основных культурных установках, которые здесь называют заповедями. С одной стороны, правила призывают возлюбить покупателя как самого себя. Они звучат примерно так: " Клиент - наш лучший партнер", "Слушай и уважай потребителя", "Клиент имеет право на плохое настроение, мы - никогда". С другой стороны, сотрудников здесь называют партнерами и каждому выдают специальный именной паспорт - знак принадлежности к корпорации. В программе обучения обязательна лекция об истории компании, где превозносятся ее успехи и раскрываются их причины. Каждое утро, за 5 минут до открытия магазинов, весь персонал компании проговаривает текст "утреннего настроя", или, как еще называют эту речевку, "клятвы партнера": "Я приложу все свои знания с целью удовлетворения основных запросов наших клиентов. Я учусь и развиваюсь вместе с компанией. Работа приносит мне радость и свободу. От моей активности зависит эффективность компании". В особо торжественных случаях исполняется гимн "Пятерочки", где есть такой куплет: "И к цели мы с тобой дойдем любой ценой! Сияй, зари восход! Вперед, "Пятерочка", вперед, страна нас ждет". В корпоративной газете печатают имена лучших менеджеров, поздравляют сотрудников с днями рождения и свадьбами. В книгу рекордов вписывают трудовые достижения, например, рекорд, поставленный водителями "Пятерочки": 340 рабочих часов на каждого (в пять раз больше нормы) в декабре 2001 г., в период пиковых предновогодних нагрузок. Начали книгу подвигов, куда вписан пока 1 случай: в магазине произошел сбой в компьютерных сетях, была утеряна отчетность за два дня — ее восстановили вручную, по кассовой ленте в течение 2 суток. В беседе со мной "пятерочники" не устояли и выдали самую интимную подробность своей корпоративной жизни. Недавно в компании прошел особенный обряд. В ранг "посвященных партнеров" за особые заслуги перед компанией были возведены 7 человек, среди которых и вице-президенты, и средние менеджеры, и даже секретарь. Церемония проходила с масонской торжественностью в старинном Юсуповском дворце. Приглашены были все сотрудники, но в библиотеку старого князя, где проходило посвящение, претенденты заходили по одному. Там их встречал таинственный человек в звездной мантии. Претенденты преклоняли колени. А он им давал пригубить из двух серебряных кубков поочередно горькое и сладкое питье, зачитывал текст посвящения и награждал золотыми грифонами, усыпанными бриллиантами. Впрочем, идеологическая работа в компании свидетельствует не столько об оригинальности "Пятерочки" в этом плане, сколько о ее амбициозности. Так, пением корпоративного гимна по утрам славится мировая розничная сеть Wai Mart. А бриллианты, например, дарят в Макдоналдсе тем сотрудникам, которые проработали в компании 10 лет. С другой стороны, в идее описать бизнес-процессы было еще меньше оригинального, а каков результат! Видимо, хороший эффект возникает как раз на стыке высоких технологий и развитой корпоративной культуры. Как сказал один из собеседников «Эксперта», если бы мы свою любовь к идеологии соединили с результативностью, все наши проблемы были бы решены.
Вопросы для обсуждения ситуации: 1. В чем состоит концепция бизнеса (миссия) "Пятерочки", как она связана с названием компании? 2. Какие цели устанавливает компании на ближайшую перспективу? 3. Какой подход проявляют менеджеры компании при организации и совершенствовании процессов и технологий? 4. Чем характеризуется организационная культура "Пятерочки", и какова ее роль в деятельности компании? 5. Как осуществляются в "Пятерочке" обучение, мотивация и использование персонала, и почему при приеме сотрудников на работу отдает предпочтение бывшим военным? 6. В чем проявляются сильные стороны компании? Что является основным конкурентным преимуществом? 7. Какие факторы макросреды смогли повлиять на деятельность компании? 8. На какую целевую аудиторию ориентируется "Пятерочка", и в чем проявляется в "Пятерочке" ориентация на клиента? 9. Кто является основным конкурентом фирмы, и почему конкуренты считают "Пятерочку" агрессивной компанией? 10. Что характерно для отношений "Пятерочки" с органами власти? Как оправдывают себя эти отношения? 11. Как происходит в "Пятерочке" адаптация к изменениям во внешней среде? Контрольные вопросы: 1. С какой точки зрения системный подход рассматривает организацию? 2. Назовите этапы жизненного цикла организации. Чем характеризуется каждый этап? 3. Назовите основные типы организаций. 4. В чем заключается специфика деятельности предприятий разных организационно-правовых форм? 5. Какие основные переменные внутренней среды организации следует учитывать руководителю? 6. Что такое миссия организации, какую роль она играет в обеспечении ее эффективности? 7. Чем отличаются цели организации от задач? 8. Что такое структура организации, по какому принципу формируется структура? 9. Опишите кратко классификацию технологий по Вудвордт и Томпсону. 10. Какую роль в эффективности организации играют люди и корпоративная культура? 11. Приведите пример, характеризующий взаимосвязанность всех переменных внутренней среды организации. 12. Проведите различия между средой косвенного и прямого воздействия. 13. Какие факторы макросреды в большей степени определяют неопределенность внешней среды? 14. Рассмотрите основные факторы косвенного воздействия, характер их влияния на организацию. 15. Рассмотрите основные факторы прямого воздействия, степень и характер их влияния на организацию. 16. Приведите примеры, характеризующие неопределенность, сложность, изменчивость и взаимосвязанность факторов внешней среды. Литература: 1. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. 2. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я – СПб.: Питер, 1999. 3. Менеджмент организаций/Под ред. проф. З. П. Румянцевой и проф. М.А. Соломатина. - М.: Инфра-М, 2005. 4. Менеджмент: практические. ситуации, деловые игры, упражнения/ Под ред. О.А. Страховой – СПб.: Питер, 2000. 5. Менеджмент: учебник / кол. авторов под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2008. 6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., Дело, 2003. 7. Общий менеджмент. Учеб. пособие/ Под ред. А.К. Казанцева – М: ИНФРА-М, 2007. 8. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учеб.ное пособие. - М.: КНОРУС, 2008. 9. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: уУчебник. – 5-е изд, пер. – М.: «Дашков и К», 2008. 10. Семенов А.К. Стратегический менеджмент: пПрактикум. – М.: «Дашков и К», 2003. 11. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): Опорный конспект лекций. – 3-е изд., стереотип. – Киев: МАУП, 2003. Раздел 4. Практикум к теме:
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |