Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор времени и использование удобных поводов




Натуры людей и типы призываемых

Люди отличаются друг от друга по своей натуре, различаются по своим познаниям, эрудиции, уму, темпераменту, ощущениям, равно как и по наклонностям […], что требует от знающего и призывающего найти подход, более того, соответствующие подходы к этим различным душам и разнящимся между собой умам.

Да, среди них есть быстро впадающие в гнев и спокойные, образованные и неграмотные, люди с положением и без оного.

Более того, известно высказывание ‘Али (родыяЛЛАhу ’анhу) в котором он характеризует сердца — все сердца — как дикие: «Сердца — дикие, кто их приручит, к тому они и придут».

‘Али (родыяЛЛАhу ’анhу) представляет их как бы в виде диких верховых животных, которым в силу их природы чужда любовь к другим. И это проявляется, а АЛЛАh лучше знает, там, где дело касается советов и указаний. Видел ли ты того, кто был бы доволен, когда ты указываешь кому-нибудь на его невежество, незнание, плохое поведение. Человек всегда очень серьёзно воспринимает это, и поэтому ты видишь, как человек гневается, если ему указывают на ошибки, и рьяно борется с истиной, познакомившись с ней, опасаясь, что его невежество откроется.

В нашем случае эти дикие животные убегают, если ты приближаешься к ним. Более того, стремясь защитить себя, они могут напасть и причинить боль, но тот, кто обнаруживает мудрость и проницательность, укрощая зверей, тот преуспеет, с помощью АЛЛАhа, в наставлении людей на правильный путь.

Удачливым укротителем становится тот, кто стремится затронуть добрую струну в душах людей и быть несколько снисходительным к их ошибкам и глупостям, а также внимательным — не нарочито — к их заботам и нуждам. И когда он добирается до источника добра в их душах, люди одаривают его своей любовью и доверием.

Определённое великодушие, знание натуры людей гарантируют достижение позитивных результатов у них в объёме, о котором многие и не догадываются. К этому же имеет отношение и учёт усвоения призываемым и его сообразительности. Ему не следует давать то, что не усваивает его разум и вызывает у него неприятие, отторжение, идейную путаницу или обрекает его на погружение во мрак искушений.

По этому поводу Ибн Мас‘уд (родыяЛЛАhу ’анhу) говорит: «Если ты станешь обращаться к людям с такими словами, которые будут недоступны их разуму, часть из них обязательно поддастся искушению.»

‘Али (родыяЛЛАhу ’анhу) говорит: «Рассказывайте людям так, чтобы им было понятно — вы же не хотите, чтобы они не верили словам АЛЛАhа и его посланника!»

 

Это — важный и много определяющий признак мудрости и её отыскания, нашедший своё отражение в следующем обобщении ‘АбдуЛЛАhа бин Мас‘уда (родыяЛЛАhу ’анhу): «Сердцам свойственно желать и воспринимать, быть вялыми и отторгать. Так берите их, когда они желают и воспринимают, и не трогайте их, когда они становятся вялыми и отторгают». Он (родыяЛЛАhу ’анhу) проповедовал людям каждый четверг. Однажды один человек сказал: «Хорошо бы, если бы ты проповедовал нам каждый день». И он ответил: «Что мешает мне это сделать, так это нежелание наскучить вам. Всё, что касается проповеди, я делаю для вас так же, как это делал посланник АЛЛАhа для нас, боясь вызвать у нас скуку».

Не случайно Книга нашего Господа ниспосылалась по частям с учётом подходящих случаев, событий, периодов времени и мест. И ты знаешь, что готовность людей воспринимать в рамадан отличается от того, что наблюдается в другие месяцы. И их реакция в сезон паломничества отличается от их реакции в другое время. То же самое можно сказать в связи с различными поводами, повторяющимися событиями, связанными с приходом радости или беды. Тот, кто располагает людей к себе в это время и учитывает касающиеся их превратности судьбы, тем самым постигает великую тайну воздействия и восприятия. Если хочешь большего, то обрати внимание на время и ситуации, в которые получает подтверждение желательность мольбы, и в частности, на время, когда наступает рассвет, идёт дождь, встречаются армии на поле сражения.

Если хочешь опереться на исторический случай, то обрати внимание на мудрость Йусуфа, мир ему, когда он использовал случай общения с двумя юношами, поведавшими ему свои сны, и факт нахождения их в темнице, чтобы призвать их к Единственному и Единому АЛЛАhу, как об этом сказано в Къур`ане:


 

«О мои друзья по темнице! Кто лучше: разрозненные боги или Единый и Могущественный АЛЛАh? То, чему поклоняетесь вы помимо Него, — лишь имена, которыми вы назвали, вы и ваши предки. Но АЛЛАh не ниспослал об [этих именах] никакого довода. Поистине, решение выносит только АЛЛАh, и он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему. Это и есть истинная вера, но большая часть людей не ведает [об этом]». (Сура «Йусуф», аят 39-40)


К этому же имеет отношение и учёт существующих обычаев и традиций, а также особенностей характера людей, занятых в различных ремёслах и производствах. Возможно, в том, на что указали учёные, да смилуется над ними АЛЛАh, и, в частности, на разнообразие чудес, явленных пророками АЛЛАhа, и их соответствие определённым знаниям и науке, утвердившимся в каждой области, например, посох Мусы, мир ему, среди волхвов, исцеление, продемонстрированное ‘Исой, в области медицины, Книга, ниспосланная Му х аммаду (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) в области красноречия арабов, содержится то, что мы имели в виду.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.