Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример располагающего к себе отношения. Этика обращения с другими людьми




Этика обращения с другими людьми

Сказанное ранее было указанием на проявление мудрости в речах, в обращении к другим, добром диспуте. Далее речь пойдёт о некоторых вещах, которые должны быть присущи этике обращения с призываемыми и особенно, если за ними водится то, что заслуживает постановки на вид и должно быть принято во внимание и изменено.

По ходу повествования будут приведены примеры располагающего к себе обращения, далее речь пойдёт о любезности, исправлении промахов, уместности возбуждения желания и устрашения.

Души по своей природе предрасположены любить того, кто внимателен к ним, встречает их по-доброму, доставляет удовольствие своим общением. Суровость же может вызвать упрямство, неприятие, настаивание на своём, и душу может обуять гордыня, как на это указывалось ранее. Обращение с людьми, оказывающее на них влияние, если оно мягкое, открывает сердца и наполняет грудь радостью. Так, для Му х аммада (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) его сподвижников и правоверных характерно понимание в их взаимоотношениях друг с другом.

Му’авия бин аль-Хакам ас-Салями (родыяЛЛАhу ’анhу) сказал: «Однажды во время молитвы, которую возглавлял посланник АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) кто-то чихнул, и я сказал: “Яр х амука-ЛЛАh! (да помилует тебя АЛЛАh!)” Люди посмотрели на меня, и я сказал: “ Уж лучше ему было не являться на этот свет! Что вы смотрите?! ” Тогда они стали бить руками по коленям, и я понял, что они велят мне замолчать. И когда мне стало ясно это, я замолчал. А когда посланник АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) закончил молитву, да станут отец мой и мать выкупом за него, он не ударил меня и не обругал».

По другой версии, Му’авия сказал: «Я не знаю более мягкого учителя, чем посланник АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям)», а пророк сказал:


«Поистине, во время молитвы люди должны не разговаривать, а должны восхвалять, возвеличивать и читать Къур`ан».


Об этом же говорит и история с одним бедуином, который справлял малую нужду в мечети. Рассказывают, что, завидев это, сподвижники вскочили, чтобы наброситься на него. Но пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) запретил им его трогать. И когда тот закончил своё дело, пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) подозвал его и сказал:

 


«Мечети существуют не для этого. Они для того, чтобы поминать АЛЛАhа и молиться»


Покидая мечеть, бедуин сказал: «О АЛЛАh! Помилуй меня и Му х аммада и больше никого!» И пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) сказал, смеясь:


«Ты слишком сузил круг людей».


Комментируя подобные факты аль- Х афи з сказал: «Речь здесь идёт о необходимости вызвать расположение того, кто недавно принял ислам и не наказывать его вначале строго. Также удержание от ослушания должно быть доброжелательным, чтобы оно было принято. Равным образом и обучение знаниям должно быть постепенным, поскольку то, что вначале является лёгким, вызывает любовь к себе и воспринимается с удовольствием, результатом чего по большей части, является стремление к большему. И наоборот, а АЛЛАh лучше знает.»

На этот счёт имам А х мад говорит: «Когда сторонники Ибн Мас‘уда проходили мимо тех, кто встречал их тем, что им очень не нравилось, они говорили: “Не нужно так делать, да смилуется над вами АЛЛАh ”».

Аль- Х асан аль-Басри, да смилуется над ним АЛЛАh, был позван на свадьбу. Было принесено нечто серебряное (чаша или блюдо) с хабисом (еда из фиников и масла). Он принял это блюдо, затем вывернул содержимое на лепёшку и поел. И тогда кто-то сказал: «Это означает запрет без слов»[3].

Рассказывают, что один увещеватель увещевал халифа аль-Мамуна в суровых тонах. И тот сказал ему: «О человек! Смягчись! АЛЛАh посылал тех, кто лучше тебя к тем, кто хуже меня, и повелел им говорить мягко. Сказал Всевышний:


«Идите оба к Фир‘ану, ибо он разошёлся в ослушании. Говорите с ним мягко, быть может, он одумается или устрашится» (Сура «То hа», аят 43-44)


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.