Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение мудрости




 

Слово аль - х икма (“мудрость”) происходит от слова аль - х акама (“удила”) с фат х ой над кяфом и мимом, означающего то, что используется наездником для подчинения себе верхового животного и воспрепятствования проявлению им своего норова. От этого слова и образовалось слово “ мудрость ”, как говорят, “в силу того, что она удерживает от проявления дурного нрава”.

По своей сути мудрость означает расстановку вещей по своим местам.

Это — общее определение, включающее в себя слова, действия и прочие формы реагирования. Возможно, мой многоуважаемый брат, ты понимаешь, что мудрость, являющаяся предметом нашего рассмотрения в этой брошюре, эта та мудрость, которая должна быть присуща занимающемуся призывом к АЛЛАhу. И в подобном качестве она чаще всего проявляется в виде высказываний, опирающихся на знание, увещевания или определенных действий в отношении других людей ради того, чтобы побудить их к добру или удержать их от совершения зла.

Об этом понятии Ибн Зейд говорит следующее: « Всякое слово, которое тебя увещевает, или призывает к совершению достойного или удерживает от гадкого — это мудрость ».

Более точным является высказывание Абу Джа‘фара Му х аммада бин Йакъуба: « Всякое верное слово, порождающее правильное действие, есть мудрость ».

В определениях аль-Джарджани находим: «Любое слово, соответствующее истине, есть мудрость».

АЛЛАh Всевышний сказал:


«Он дарует мудрость, кому захочет, а тот, кому дана мудрость, награжден великим благом» (Сура «Корова», аят 269)


Этот благородный аят связывает мудрость и благо. Причина такой связи заключается в том, что мудрость включает в себя правильные представления о здравомыслии речей и разумности поступков.

Или иначе: мудрость — это овладение в совершенстве знанием и совершение действия в соответствии с ним. И кого АЛЛАh желает одарить мудростью, т.е. создаёт его внутренне готовым и восприимчивым к ней, отличающимся здравомыслием, умеренной энергией и нравом, тот способен понять суть и подчиниться истине, если она открылась ему. И с этого пути его не совратят ни прихоти, ни чрезмерная любовь к своему, ни упрямство, ни заносчивость. Затем АЛЛАh облегчает такому человеку всё необходимое для этого, что выражается в посещении его призывающими, отсутствии в данном крае жестоких упрямцев. А если к этому добавляется его обращение к АЛЛАhу с тем, чтобы всё необходимое Он сделал более лёгким и отвёл от него всё, что мешает пониманию, то тогда облегчение принимает законченный вид. И тогда для него реализуется великое благо, как сказал АЛЛАh Всевышний, слава Ему:


«...награждён великим благом».


К великому благу относятся здравомыслие и Божье руководство. Разновидностями этого блага является то, что проистекает из основ мудрости, удерживающих от ошибок и заблуждения по мере их усвоения и осознания их сути. Это связано с тем, что если ты проследишь происходящие с людьми несчастья, то заметишь, что большинство из них происходит из-за невежества, заблуждения, некомпетентности. В противоположность этому извлекаемая людьми польза и полезность проистекают из познаний и знания об истинном положении вещей. И если бы люди постигли истину в её сути, то их миновали бы несчастья и горькая доля.

Из вышесказанного видно, что мудрость — это многоплановое понятие, включающее в себя речи, активизирующие душу, наставление творить добро, ознакомление с опытом, касающегося счастья и горькой доли, общие положения об основах этики. Она представляет собой знание, очищенное от примеси ошибок, остатков невежества и используемое в обучении людей, их воспитании и ориентировании.

Мудрость — это собирательная категория, вбирающая в себя все слова или знания, служащие постоянному и неизменному исправлению состояния людей и их воззрений.

Употребление слова “мудрость»‘‘

 

Слово “мудрость” используется в шариатских текстах, где под ней подразумевается то, что соответствует вышеописанному значению.

Оно используется тогда, когда под ним подразумеваются ниспосланные с небес Книги: Къур`ан, Евангелие и пр.

Под ним также подразумевается пророчество, верное руководство, благоразумие, справедливость, знание, мягкость, глубокое осмысление чего-либо.

 

Доброе увещевание

Из вышеупомянутого определения видно, что доброе увещевание и спор наилучшим способом и в достойнейшей манере, входят в понятие мудрости.

Однако их лучше выделить особо, дав им более развёрнутое определение и разъяснение, поскольку целью настоящей брошюры является детальное рассмотрение понятия мудрости. Оба выделенные понятия упоминаются в словах Всевышнего:


«Призывай на путь твоего Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними посредством того, что лучше». (Сура «Пчелы», аят 125)


И если они оба входят в смысл мудрости, как она была определена ранее, то их соединение в благородном аяте — это включение частного в общее.

Основой увещевания является то, что оно представляет собой слово, которое смягчает душу того, к кому обращаются с ним, чтобы он был готов совершить добро и откликнуться на него.

Увещевание в этом смысле указывает на то, что объединяет желание со страхом, предупреждение с благой вестью. Поэтому Ибн Атия отметил: « Доброе увещевание — это устрашение, вызов желания, деликатное обращение с человеком, возвышая, активизируя его, делая таким, как те, которым присущи высокие качества ».

Аз-Замахшари указывает на удивительный смысл, содержащийся в этом, говоря: « Доброе увещевание не скрывает от них, что через него ты даёшь им совет и исходишь из их блага ».

Резюме: доброе увещевание — это доброе напоминание о том, от чего смягчается сердце.

Это — прекрасное замечание, на которое косвенно намекали ученые, используя эпитет доброе применительно к увещеванию в то время, как применительно к мудрости оно не встречается. Так, они говорили: « Характер увещевания предопределяется эпитетом “доброе”. Характер же мудрости им не предопределяется, поскольку мудрость — это обучение стремящихся к совершенству наставником, заинтересованным в обучении своих учеников. Поэтому она может реализоваться только в доброй атмосфере, и нет нужды указывать на то, что она должна быть доброй ».

Понятое преимущественно как удержание души увещеваемого от совершения плохих дел или от того, чтобы он давал повод для них, доброе увещевание может стать причиной жёсткости увещевателя и надлома в душе увещеваемого.

К доброму увещеванию относятся: смягчение слов и побуждение увещеваемого творить добро:


«Идите оба к Фир‘ану: поистине, он разошелся в ослушании. Говорите с ним мягко, быть может он одумается или устрашится». (Сура «Тo hа», аят 43-44)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.