Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доброе слово. Признаки мудрости в методах призыва




Признаки мудрости в методах призыва

 

Под методами здесь имеются в виду пути и формулировки, используемые призывающим, благодаря которым он добивается донесения до людей истины, их просвещения в том, что им полезно, и удержания от того, что им вредно.

В своей совокупности эти методы связаны с речью и словами или прямым деликатным и располагающим к себе обращением с призываемыми, когда призывающий не обращает внимания на их упущения и использует обе методики: вызов желания и устрашение, непримиримость и расположение к себе.

Далее речь пойдёт об этих методах.

 

Если призывающий хорошо владеет речью и обладает правильным произношением, то тем самым ему дарована огромная часть мудрости. АЛЛАh, Всемогущий и Великий говорит:


«И говорите людям приятное». (Сура «Корова», аят 83)


Таль х а бин ‘Умар говорит: “Я сказал ‘Ата: «Ты человек, у которого собираются люди с различными прихотями, а я резкий человек и. могу сказать им что-нибудь резкое». И он ответил: «Не делай этого. АЛЛАh Всевышний сказал:


И говорите людям приятное ”»


, — и добавил: «Этот аят включает в себя иудеев и христиан. Так что же тогда говорить об истинных мусульманах!»”

Комментируя этот аят, аль-Куртуби, да смилуется над ним АЛЛАh, приводит х ади с со слов ‘Аиши, которая поведала, что пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) сказал:


«О ‘Аиша, не делай ничего непристойного. Если бы непристойность была человеком, то это был бы плохой человек».


В своём комментарии аль-Куртуби отмечает: «Это — побуждение придерживаться благонравия. Нужно, чтобы речь у человека была мягкой, лицо — приветливым и открытым, независимо от того, общается ли он с добропорядочным или распутным человеком, близким или чужим. И со всеми ему следует разговаривать без лести, не прибегая к словам, которые, как он думает, могли бы соответствовать мазhабу собеседника».

Речь хороша и пронизана мудростью в зависимости от того, насколько она конкретна и не отягощена излишествами, а её течение определяется биением живого сердца и искренними помыслами души.

Речь хороша, когда она умеренна по своей продолжительности — не очень краткая, что может помешать её понять, и не слишком длинная, способная наскучить. Именно такими были проповеди пророка (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) как об этом говорится в достоверном х ади с е, который приводит Муслим со слов Джабира бин Самуры (родыяЛЛАhу ’анhу).

Вдумайтесь в этот спокойный диалог, в доброе слово, в добрый спор. Перед нами Х усайн аль-Хуза‘и — отец ‘Имрана. Къурейшиты, которые возвеличивали и превозносили его, обратились к нему, чтобы он поговорил с Му х аммадом (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) о их богах, которых Му х аммад, поминая, поносил. Х усайн пришёл с къурейшитами, которые сели вблизи двери пророка (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) и вошёл в дверь. Когда пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) увидел его, он сказал: «Дайте пройти шейху!» И Х усайн сказал:

— Как понимать то, что дошло до нас? Ты хулишь наших богов.

— О Х усайн! Скольким богам ты поклоняешься?

— Семерым на земле и одному на небе.

— А если тебя постигло несчастье, кого ты призываешь?

— Того, кто на небесах.

— А если ты лишился средств, кого призываешь?

— Того, кто на небесах.

— Он Один внимает тебе, а ты уподобляешь Его другим? О Х усайн! Прими ислам и ты спасёшь себя!

И он принял ислам, после чего к нему подошёл его сын ‘Имран и поцеловал его голову, руки и ноги. Когда Х усайн захотел уйти, посланник АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) сказал: «Проводите его до дома!»

Удивительно: он вошёл богохульником, злым, помышляющим о мести, а вышел искренним мусульманином! О, если бы знать, как обошлись къурейшиты со своим ставленником и знаменитостью!

Сюда же относится располагающая к себе речь, затрагивающая самые тонкие человеческие струны и узы родства, и высказывания, полные нежности и сострадания. Так, Ибрohим, мир ему, обращается к своему отцу со словами, полными сострадания:


««Зачем ты, отче, поклоняешься тому, кто не слышит и не видит и не избавит тебя от какой-либо [беды]? Поистине, отче, даровано мне знание, коего нет у тебя; следуй же за мной, и я поведу тебя по прямому правильному пути. Отче, не поклоняйся шайтану, ибо шайтан ослушался Милостивого! О отче, поистине, я боюсь, что тебя постигнет наказание Милостивого и что ты станешь подручным шайтана!» [Отец] сказал: “Неужели ты отвергаешь моих богов, Ибрohим? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями! Оставь же меня на некоторое время!” [Ибрohим] ответил: «Мир тебе! Я буду просить Господа моего ниспослать тебе прощение, так как Он милостив» (Сура «Марйам», аяты 42 - 47)


Каждый пророк говорил своим сородичам: «О, мои соплеменники!», — напоминая об узах родства, о любви и жалости к ним. И Му х аммад (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) говорит западающие в душу слова своим соплеменникам о призыве своего Господа:


«Предводитель не обманывает своих. Клянусь АЛЛАhом, если бы я лгал всем, то вам бы я не лгал. И если бы я обманывал всех, то вас бы не обманывал».


2. Прямое высказывание и использование намеков.

 

К добрым речам относится стремление обойтись намёком, дать понять опосредованно, не высказываясь открыто.

Открытое высказывание лишает другого человека авторитета, побуждает перейти в наступление и порождает хвастовство нарушениями, упорство и упрямство. Использование же намёков располагает к тебе благородные души, умные головы, блестящий разум.

У Ибрohима бин Адхама спросили: «Если человек заметил что-то у другого или ему сообщили что-то о нём, должен ли он ему сказать об этом?» И он ответил: «Это может быть воспринято как оскорбление. Нужно намекнуть».

Всё это делается, чтобы не поставить людей в затруднительное положение и чтобы призывающий мог вызвать у них положительные эмоции, ведь использование намёков — традиция, заложенная пророком (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) который, обращаясь к своим сподвижникам, говорил:


«О чём думают люди, когда делают (так-то), и говорят (так-то)?!»


 

3. Совет, а не позор

 

Я хотел бы здесь отдельно упомянуть совет, хотя он содержится во всём, что было сказано ранее. Более того, под советом имеется в виду величайшая составляющая призыва, если не весь призыв к АЛЛАhу.

Однако здесь хотелось бы указать на этику совета как на одно из проявлений мудрости в призыве, и, особенно, если мы хотим, чтобы оно не стало причиной дискредитации и позора.

Это видно из того, что нам оставил аль- Х афи з ибн аль-Къойим, да смилуется над ним АЛЛАh: «Советование — это благодеяние по отношению к тому, кому ты советуешь из жалости, сострадания к нему и переживая за него. А посему оно является чистым благодеянием из жалости и доброты душевной, которое совершается ради Лика АЛЛАhа, ради того, чтобы вызвать Его удовлетворение, помочь Его созданиям...»

Оно представляет собой призыв к исправлению, в котором АЛЛАhу должна быть явлена искренность, щадя чувства того, кому советуют так, как об этом говорилось в связи с предыдущими признаками, чтобы советование не превратилось в противостояние, спор, зло, конфликт.

То, что нужно быть весьма деликатным в этом деле, подтверждается тем, что напоминание человеку того, что ему неприятно, относится к разряду запрещаемого. Одного праведного предшественника спросили: «Хотелось бы тебе, чтобы кто-то сказал тебе о твоих недостатках?» И он ответил: «Если этим он хочет причинить мне боль, то нет».

Едва ли что-нибудь другое, кроме намерения, мотива, стремления скрыть уязвимость другого, отделяет друг от друга совет и желание пристыдить. Пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) запретил господину поносить свою рабыню (т.е. упрекать её за грехи). Так он (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) сказал:


«Если рабыня прелюбодействовала и ее прелюбодеяние стало очевидным, то пусть он накажет ее плетьми, но не поносит...».


Аль-Фудайль в этой связи говорит: «Верующий прикрывает и советует, а распутный порочит и поносит». На этот счёт также говаривали: «Кто посоветовал что-либо своему брату на людях—опозорил его».

Это связано с тем, что искренне советующий не преследует цель разнести по белу свету пороки того, кому он советует. Его цель — исправить плохой поступок и спасти своего брата от его последствий.

И до чего же большая разница между тем, кто стремится дать совет, и тем, кто стремится опозорить — их не спутаешь!

И как сказала об этом Умм ад-Дарда: «Кто увещевал своего брата скрыто от других, тот украсил его, а кто увещевал его на людях, тот опозорил его».

 

4. Этика обращения с другими людьми

 

Сказанное ранее было указанием на проявление мудрости в речах, в обращении к другим, добром диспуте. Далее речь пойдёт о некоторых вещах, которые должны быть присущи этике обращения с призываемыми и особенно, если за ними водится то, что заслуживает постановки на вид и должно быть принято во внимание и изменено.

По ходу повествования будут приведены примеры располагающего к себе обращения, далее речь пойдёт о любезности, исправлении промахов, уместности возбуждения желания и устрашения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.