Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указание на наличие у призывающего черт, из которых произрастает мудрость




 

Прежде чем начать разговор о мудрости и её значении, я хотел бы, опираясь на предыдущие указания на смысл мудрости и необходимые занимающемуся призывом правильное мышление, умеренную энергию и отстраненность от пристрастности и упрямства, указать на ряд качеств, которые должны быть присущи призывающему, и из которых, по желанию АЛЛАhа, будет произрастать мудрость и реализация цели, связанной с доведением до людей истины, на основе ясного представления. Среди этих качеств:

 

а) богобоязненность;

Под этим качеством понимаются все его смыслы, связанные с исполнением повелений, отказом от запрещаемого и наличием черт, присущих обладающим верой. Боязнь АЛЛАhа, если раб наделён ею, является столь всеобъемлющей, что она освещает сердце и высвобождает духовные силы, а наделённый ею хорошо видит, где находится истина, и с её помощью выходит на правильные средства и методы, соответствующие обстоятельствам, состоянию, тем или иным людям. Следствие богобоязненности:


«Тому, кто боится АЛЛАhа, Он сделает его дело легким». (Сура «Развод», аят 4)


И близкие к АЛЛАhу являются богобоязненными.

 

б) искренность;

Это — великое качество, известное теоретически. Однако реальное обладание им, клянусь АЛЛАhом, встречается очень редко. Тот, кому присуще это качество, не обращает внимания ни на взгляды людей, ни на их вещи и не ищет людского расположения. И здесь мне на память приходят слова одного имама из числа наших праведных предшественников, да смилуется над ним АЛЛАh: «Некоторые люди, призывая к АЛЛАhу, на самом деле призывают к себе». Больше, чем кому-либо, это качество должно быть присуще улемам и призывающим к АЛЛАhу, они же и нуждаются в нём больше других. Первыми, кем разведут огонь в День воскресения, будут те, кто утратил это качество. Имам Аль-Гъазали, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал в книге Аль-ихья...” (“Возрождение религиозных наук”), предостерегая от скрытой страсти, призывающей к скрытому многобожию: «Призывающий, занимаясь призывом, возможно, захочет возвысить себя благодаря учёности и вере и унизить другого его невежеством и нерадением. Возможно, что через призыв он стремится показать своё отличие от других и унизить призываемого, указывая, хотя бы и завуалировано, на невежество, низость невежд и нерадивых людей и плохую их долю... Это — великий позор, колоссальное зло, ослепление, вызванное шайтаном, которое не поражает лишь того, кому АЛЛАh открыл его собственные недостатки и сделал его проницательным с помощью света Своего руководства. В господстве над другими душа находит великую усладу».

Имам Аль-Гъазали, да смилуется над ним АЛЛАh, не ограничился этим разъяснением, а добавил к нему указание на критерий и пробный камень в этом вопросе: ”Существуют пробный камень и мерило, которыми призывающий должен испытать себя, а именно, осуществление другим человеком призыва, исправление людей и то, что они отвечают другому, должны быть ему дороже, чем то, что они отвечают ему. И если ему предпочтительней другой, то он — в порядке. Если же он не желает всего этого другому из числа знающих или призывающих, то он всего лишь следует собственным страстям, стремясь показать свою значительность благодаря призыву. Да убоится он АЛЛАhа Всевышнего в этом и да призовет он себя прежде других!”

Однако, слова имама аль-Гъазали о том, что призыв, осуществляемый другим, должен быть призывающему приятнее, чем то, что делает он сам, заслуживает особого рассмотрения, и в частности, в свете высказывания посланника АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям): «Клянусь АЛЛАhом, если Он через тебя выведет на правильный путь хотя бы одного человека, то для тебя это лучше, чем, если бы у тебя были породистые [1] верблюды»”

Соперничество в этой области — это соперничество во имя добра в соответствии со словами Всевышнего:

«Чья речь прекраснее, чем у того, кто призывает к АЛЛАhу и вершит доброе дело?!» (Сура «Разъяснение», аят 33)

Желательно придерживаться искренности и исходить из благих намерений и в таком соперничестве, которое не узаконено шариатом.

 

в) знание;

Именно оно выступает в качестве главного значения “ведания” в словах Всевышнего:

«Скажи: “Таков мой путь. Я призываю к АЛЛАhу, ведая”». (Сура «Йусуф», аят 108)

Более того, бросающиеся в глаза смыслы мудрости, о которой мы ведём здесь речь, — это знание, как уже отмечалось.

Ведание объединяет в себе знание и мудрость. И это качество не нуждается в дальнейшем разъяснении, будучи очевидным. И здесь достаточно указать на высказывание аль-Бухари, да смилуется над ним АЛЛАh, содержащееся в его «Са х и х е»: “«Знание» предшествует «Слову и делу», доказательством чего служат слова Всевышнего:

«Так знай же, что нет бога, кроме АЛЛАhа,. и проси прощения грехам твоим!» (Сура «Му х аммад», аят 19)

Аль-Бухари, да смилуется над ним АЛЛАh, отмечает: «И Он начал с знания раньше, чем упомянул о словах и делах».

И в этой связи аль- Х асан аль-Басри, да смилуется над ним АЛЛАh, отмечает: «Действующий без знаний подобен идущему, не знающему дороги».

В пословице находим: «Кто придерживается чего-либо, не зная основ — жалок, а кто отправляется в путь без проводника — заблудится».

Знание включает в себя точное понимание того, о чём говорится в Книге и сунне, образ действия праведных предшественников и усвоение результатов деятельности улемов и факихов в научном и практическом плане.

 

г ) скромность;

Людям в силу самой их природы свойственно не принимать того, кто обращается с ними высокомерно или от кого исходит презрение к ним или умаление их достоинства, даже если то, что он говорит, соответствует истине и является правдой. Более того, стремление стать над людьми — очевидная причина отвращения, испытываемого к истине, и неприятия её.

В свете этого скромность есть результат познания АЛЛАhа и самопознания. Халиф Абу Бакр (родыяЛЛАhу ’анhу) сказал: «Пусть ни один мусульманин не презирает другого, ибо маленький мусульманин — у АЛЛАhа — большой». АЛЛАh обратился к своему пророку Му х аммаду (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) со следующими словами:


 

«Так терпи же вместе с теми, которые утром и вечером взывают к Господу своему, стремясь к лику Его, и не отвращай своего взора от них». (Сура «Пещера», аят 28)


Ибн аль- Х аджадж отмечает: «Кто хочет возвыситься, то пусть будет скромным ради АЛЛАhа. Величие приходит лишь в меру движения вниз...»

К этому же вопросу примыкает и знание того, что для душ характерна антипатия к тем, кто много говорит о себе, напрашивается на похвалу или восхваление.

Милость дарует АЛЛАh. Тот же, кто обращается к людям, пусть обращается к ним по милости АЛЛАhа, а не по своей милости.

 

д) кротость;

Кротость — это не что иное, как владение собой в гневе, обращение к разуму при взрыве эмоций. Клянусь твоим Господом, это не что иное, как проявление силы, признак мужества (силён не тот, кто способен победить многих, а тот, кто владеет собой в гневе). Как нуждается в этом качестве призывающий, сфера деятельности которого — сердца и души людей!

Наиболее яркими проявлениями кротости являются сдерживание гнева, далее по значимости следует прощение людей. Это — черты богобоязненных, обитателей рая, равного по ширине небесам и земле. Кто наделён кротостью, тот восходит от одного её уровня к другому: он придёт к тому, кто порвал с ним, простит того, кто обижал его, поможет тому, кто вредил ему.

Ошибается тот, кто думает, что кротость — это от беспомощности, прощение — от слабости, игнорирование невежественного — от страха и малодушия. Так говорит только обуреваемый гордыней, которая является позорным качеством, несовместимым, как ты видишь, с кротостью.

Однажды, когда Зейн аль-Абидин бин ‘Али бин аль- Х усейн, да будет доволен им и его родителями АЛЛАh, выходил из мечети, один человек обругал его. И тотчас за Зейна заступились люди. Но Зейн аль-Абидин сказал: «Оставьте его!». Затем подошёл к нему и сказал: «Ещё больше АЛЛАh скрыл от тебя наших недостатков. Может быть ты в чём-то нуждаешься, и мы можем помочь?» И этот человек устыдился, а он бросил ему свою накидку и повелел дать ещё тысячу дирхамов. После этого, завидев его, этот человек говорил: «Поистине, ты - из потомства пророков!»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.