Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример располагающего к себе отношения




Души по своей природе предрасположены любить того, кто внимателен к ним, встречает их по-доброму, доставляет удовольствие своим общением. Суровость же может вызвать упрямство, неприятие, настаивание на своём, и душу может обуять гордыня, как на это указывалось ранее. Обращение с людьми, оказывающее на них влияние, если оно мягкое, открывает сердца и наполняет грудь радостью. Так, для Му х аммада (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) его сподвижников и правоверных характерно понимание в их взаимоотношениях друг с другом.

Му’авия бин аль-Хакам ас-Салями (родыяЛЛАhу ’анhу) сказал: «Однажды во время молитвы, которую возглавлял посланник АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) кто-то чихнул, и я сказал: “Яр х амука-ЛЛАh! (да помилует тебя АЛЛАh!)” Люди посмотрели на меня, и я сказал: “ Уж лучше ему было не являться на этот свет! Что вы смотрите?! ” Тогда они стали бить руками по коленям, и я понял, что они велят мне замолчать. И когда мне стало ясно это, я замолчал. А когда посланник АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) закончил молитву, да станут отец мой и мать выкупом за него, он не ударил меня и не обругал».

По другой версии, Му’авия сказал: «Я не знаю более мягкого учителя, чем посланник АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям)», а пророк сказал:


«Поистине, во время молитвы люди должны не разговаривать, а должны восхвалять, возвеличивать и читать Къур`ан».


Об этом же говорит и история с одним бедуином, который справлял малую нужду в мечети. Рассказывают, что, завидев это, сподвижники вскочили, чтобы наброситься на него. Но пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) запретил им его трогать. И когда тот закончил своё дело, пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) подозвал его и сказал:

 


«Мечети существуют не для этого. Они для того, чтобы поминать АЛЛАhа и молиться»


Покидая мечеть, бедуин сказал: «О АЛЛАh! Помилуй меня и Му х аммада и больше никого!» И пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) сказал, смеясь:


«Ты слишком сузил круг людей».


Комментируя подобные факты аль- Х афи з сказал: «Речь здесь идёт о необходимости вызвать расположение того, кто недавно принял ислам и не наказывать его вначале строго. Также удержание от ослушания должно быть доброжелательным, чтобы оно было принято. Равным образом и обучение знаниям должно быть постепенным, поскольку то, что вначале является лёгким, вызывает любовь к себе и воспринимается с удовольствием, результатом чего по большей части, является стремление к большему. И наоборот, а АЛЛАh лучше знает.»

На этот счёт имам А х мад говорит: «Когда сторонники Ибн Мас‘уда проходили мимо тех, кто встречал их тем, что им очень не нравилось, они говорили: “Не нужно так делать, да смилуется над вами АЛЛАh ”».

Аль- Х асан аль-Басри, да смилуется над ним АЛЛАh, был позван на свадьбу. Было принесено нечто серебряное (чаша или блюдо) с хабисом (еда из фиников и масла). Он принял это блюдо, затем вывернул содержимое на лепёшку и поел. И тогда кто-то сказал: «Это означает запрет без слов»[3].

Рассказывают, что один увещеватель увещевал халифа аль-Мамуна в суровых тонах. И тот сказал ему: «О человек! Смягчись! АЛЛАh посылал тех, кто лучше тебя к тем, кто хуже меня, и повелел им говорить мягко. Сказал Всевышний:


«Идите оба к Фир‘ану, ибо он разошёлся в ослушании. Говорите с ним мягко, быть может, он одумается или устрашится» (Сура «То hа», аят 43-44)


5. Любезность

 

Любезность — одна из форм обращения с людьми, свидетельствующая о мудрости и ведущая к цели, при сохранении достоинства и благородства как призывающим, так и призываемым.

Имам аль-Бухари выделил её в своём “Са х и х е” в специальный раздел, назвав его “Любезность с людьми”, и поместил в него следующий х ади с ‘Аиши (родыяЛЛАhу ’анhу): «Один человек попросил, чтобы ему разрешили войти к пророку (‘аляйhи ссоляту ва ссалям). И он сказал:


Пусть войдёт! Как некстати этот сородич (или: соплеменник)! ”


Когда же тот вошёл, он смягчил тон». ‘Аиша продолжает: «Я сказала: “ О посланник АЛЛАhа! Не ты ли сказал то, что сказал, а затем смягчил тон? ” И он ответил:


О ‘Аиша, на худшем счету у АЛЛАhа тот, кого оставили или с кем распрощались люди из-за его резкости“».


Ибн Батталь сказал: «Любезность относится к числу необходимых нравственных качеств правоверного. Она подразумевает собой проявление смирения по отношению к людям, располагающую к себе речь, отсутствие сурового тона. Всё это в наибольшей мере способствует возникновению симпатии». Им же сказано: «Некоторые полагают, что любезность — это лесть. Они ошибаются, поскольку любезность относится к тому, к чему следует побуждать, а лесть — к тому, что запрещается. Разница между ними заключается в том, что лесть — как краска, которая, выделяя что-то, скрывает суть. ‘Улямы трактуют её как соучастие с нечестивцем и высказывание удовлетворения его поведением, не порицая его.»

Любезность же состоит в мягком обращении с невежественным человеком в ходе его обучения, а с нечестивцем — в запрещении ему соответствующего поведения, не прибегая к суровому тону и доброжелательно порицая его словом и действием, особенно, если есть надобность в его расположении».

Если этот смысл является устоявшимся, то именно его имел в виду аль- Х асан аль-Басри, да смилуется над ним АЛЛАh, говоря: «Говорят: “Любезность — это половина ума ”. Я же говорю: “ Весь ум ”».

Любопытным представляется высказывание Абу Йусуфа, да смилуется над ним АЛЛАh, перечисляющее тех, с кем надлежит быть любезным. К ним он отнёс: судью, трактующего какое-то положение, больного, женщину, учёного, чтобы воспользоваться его знаниями.

Чаще всего к любезности прибегают во избежание зла и порицаемого. В мудрых наставлениях Люкъмана говорится: «О, сынок, лжёт тот, кто говорит, что зло гасится злом. Если он правдивый человек, то пусть разведёт два огня и посмотрит, гасит ли один другой. Лишь добро побеждает зло, как вода гасит огонь».

Обращение к любезности — вещь разрешённая, поскольку человек создан, чтобы общаться, а не пребывать в изоляции, знакомиться с другими, а не игнорировать их, сотрудничать, а не обособляться. Человеку свойственны психологические и естественные проявления, как-то: любовь, ненависть, удовлетворённость, гнев, одобрение, порицание. И если бы он всегда по любому поводу раскрывался перед людьми, показывая, что он испытывает из вышеперечисленного, то распалось бы общение, не закрепилось знакомство, не было рукопожатий, символизирующих сотрудничество. Мудрость АЛЛАhа в отношении Его созданий была явлена в том, что он подготовил человека к восприятию этики, оберегающей его от всего, что вызывает разрыв или расслабление. Это и есть любезность, которую мы имеем в виду.

Следовательно, любезность — это хорошая встреча, располагающая к себе речь, отказ от всего, что вызывает чувство ненависти, гнева, осуждения, за исключением тех случаев, когда их вызов предпочтительнее сокрытия и является более правильным и верным.

Оригинальным примером поведения предшественников, которым мы подражаем, является то, что говорится в наставлении Сахнуна своему сыну Му х аммаду: «... и приветствуй своего врага и будь с ним любезен. Самое главное в вере АЛЛАhа — любезность с людьми». Му х аммад бин Абу аль-Фадль аль-Хашими рассказывает: «Я сказал отцу: “Почему ты подсаживаешься к такому-то, хотя знаешь, что он относится к тебе враждебно?” И он ответил: “ Я гашу огонь и высекаю искру симпатии ”». Души по природе своей склонны к любезности. Они понимают, что люди созданы для того, чтобы пребывать в согласии как одно тело, по аналогии со здоровыми органами, которые должны быть спаяны и соединены между собой до тех пор, пока в них теплится жизнь, когда ни один орган тела не удаляется, кроме как будучи поражённым недугом, справиться с которым медицина может лишь с помощью ампутации.

Под любезностью понимается соединение людей на основании, вызывающем удовлетворение, согласие в границах того, что должно иметь место. Она не препятствует тому, чтобы судили по справедливости и мягко давали советы. Должно быть ясно, что сообразительность человека и его мудрость представляют собой коренные предпосылки для понимания любезности, правильного её использования и извлечения из неё пользы.

Возможно, что разнообразию типов людей соответствует разнообразие любезного обращения с ними. Так, любезность с человеком, отклонившимся от истины из-за непонимания или ошибочного представления должна быть больше, чем с тем, кто воюет с истиной и добродетелью, если он встал на твоём пути и ситуация требует любезного обращения с ним. Любезность с тем, кого надеются наставить и помочь исправиться должна быть больше, чем с тем, кто с детства держался ошибочных позиций и так низко пал, что у тебя почти нет надежды исправить его и выправить его положение.

Из всего этого ты понимаешь, что любезность — это благородный образ действия, которым в совершенстве владеют мудрые и умные люди и рамками которого не пренебрегают достойные мужи.

Если тебе хочется узнать что-либо о лести, чтобы отличать её от любезности, то знай, что лесть — это выказывание удовлетворения от ошибки в виде несправедливости и распутства, несостоятельных речей и запрещённых действий.

Лесть — это достойный порицания тип поведения, вбирающий в себя и ложь, и нарушение обещания.

Что касается лжи, то она присутствует здесь в силу того, что льстец даёт такую характеристику человеку, которая не совпадает с тем, что о нём известно. И кто внедрил ложь через главную дверь, легко внедряет её через боковые двери. Что же касается нарушения обещания, то это связано с тем, что льстец стремится вызвать сиюминутное удовлетворение у другого человека и легко ему обещает, поскольку не собирается исполнять обещанное.

Льстецы ставят свои языки на службу знатного человека и говорят то, что он хочет, чтобы они сказали.

Аль-Маварди, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал: «Человек, хотя бы ему было велено общаться с врагами и сблизиться с ними, не должен полагаться на них и верить им. Более того, он должен быть осторожен с ними и остерегаться их козней, поскольку враждебность, если она укрепилась в человеке, становится его второй натурой, сущностью, которая не меняется. И через общение нужно выявить эту враждебность и отвести её зло, подобно тому, как вода не позволяет огню обуглить пищу и помогает использовать его для доведения её до готовности, хотя огонь и сжигает в силу своей природы, которая не исчезает, и сущности, которая не изменяется.»

Из вышесказанного становится очевидной обязанность людей, занимающихся исправлением, а именно: призывающих к АЛЛАhу, ‘уляма, воспитателей, заботиться об искоренении лести, пока она не исчезнет с лица земли, о том чтобы родной край, педагогические учреждения были тем местом, где воспитываются молодые люди, отличающие лесть от любезности — тогда они будут мягко, деликатно и смело обращаться с людьми и уважать тех, кто не пачкает их слух лживой лестью и не скрывает от них реалии, если есть возможность говорить открыто.

 

6. Извинение промахов и терпимость к ошибкам

 

Установленный в предыдущем параграфе метод (любезность) ведёт к терпимости к ошибкам провинившихся, является средством исправить их и возможностью извинить оступившихся, если они достойные и уважаемые люди, или если это является способом похоронить или уменьшить эти ошибки.

Если хотите получить убедительный аргумент, то вспомните историю Хатиба ибн Абу Бальтаа. Это — достоверный случай, живая картина человеческой слабости, допущенной на какое-то мгновение, хотя он был сподвижником пророка (‘аляйhи ссоляту ва ссалям), участвовавшим в битве при Бадре. В силу серьёзности проступка ‘Умар бин аль-Хаттаб (родыяЛЛАhу ’анhу) сказал пророку: «Позволь мне отрубить голову этому мунафикъу (лицемеру)». Однако когда пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) расспросил того, то сказал:


«Он сказал правду и говорите о нем только хорошее. Разве ты, ‘Умар, не знаешь, что АЛЛАh взирал на тех, кто были при Бадре и сказал: “Делайте, что хотите — Я уже всё вам простил!”»


Извинение промахов не означает признание ложного, — в нём спасение того, кто придерживался его.

Рассказывают, что один из двух братьев — наших предшественников — стал вести себя неподобающим образом. Его брату сказали: «Почему ты не порвёшь с ним и не бросишь его?» И он ответил: «Он больше всего нуждается во мне сейчас, совершив промах, чтобы я взял его за руку, мягко укорил его и попросил за него, чтобы он стал таким, каким был прежде».

Тот, кто ошибся или опустился, имеет право услышать сочувственное слово, право на свет свечи надежды вернуться на правильный путь и идти по нему вместе с лучшими сподвижниками.

Рассказывают, что Абу ад-Дарда (родыяЛЛАhу ’анhу) проходил мимо человека, совершившего грех, когда его ругали люди. И он не одобрил их поведение, сказав:

Чтобы бы вы делали, найдя его в колодце? Разве вы бы не вытащили его оттуда?

— Конечно бы вытащили!

Так не браните своего брата и воздайте хвалу АЛЛАhу, который избавил вас от такого же греха!

— И ты не чувствуешь к нему ненависти?

Я чувствую ненависть к его делам, и если он оставит их — он мне брат!

7. Вызов желания, устрашение и случаи обращения к строгости

 

Всё, что было сказано в подтверждение необходимости использовать расположение, мягкость, любезность, терпимость к упущениям, извинение промахов не противоречит тому, что известно и установлено в шариате, и в частности, тому, что призывающие к АЛЛАhу и воспитатели должны идти дорогой, края которой ограничены желанием и страхом, послаблением и строгостью. Однако на первый план в обращении с людьми выступает внушение желания и мягкость, что видно из следующих слов имама А х мада: «Люди нуждаются в любезности, в мягком обращении без какой-либо суровости, кроме человека, известного своей нечестивостью и падением и проповедующего их. Такому говорят прямо, поскольку сказано: “Для нечестивца нет ничего святого, и открыто заявляющий и настаивающий на беспутстве не может рассчитывать на сочувствие”».

Путь пророков АЛЛАhа, мир им, упомянутых в Къур`ане, — это путь использования двух видов спасения:


«Поистине, Мы послали Ну х а к его народу и сказали: “”Увещевай свой народ, пока их не постигла мучительная кара”. Он сказал: “О мой народ! Поистине, я для вас — ясный увещеватель: поклоняйтесь АЛЛАhу, страшитесь Его и будьте покорны мне, чтобы Он простил вам ваши грехи и отсрочил вам до поры”». (Сура «Ну х», аяты 1-4)


 

А о Му х аммаде (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) Он сказал:


«Так уверуйте же в АЛЛАhа, Его посланника и в свет, который Мы ниспослали [Къур`ан] Ведь АЛЛАh ведает о том, что вы творите. Судный день, когда Он соберёт вас, будет днём взаимного обмана. Тем, кто уверовал в АЛЛАhа и творил добро, Он простит злые поступки и введёт в Рай, в котором текут ручьи, где они пребудут вечно. Это и есть великое преуспевание. А те, которые не уверовали и отрицали наши знамения — они [станут] обитателями Ада. Вечно пребудут они там. И скверен же такой конец!» (Сура «Взаимный обман», аяты 8-10)


 

Т.е. речь идёт о том, чтобы вызвать желание того, что пообещал АЛЛАh, и, в частности, хорошую награду в этом мире и благополучие в потустороннем мире:


«[Ещё преуспевание] другое, которое вы любите, — помощь от АЛЛАhа и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим», (Сура «Ряды», аят 13)


 

и о том, чтобы человек устрашился угроз АЛЛАhа и Его ревности к тому, что было Им запрещено, и рано или поздно испытал мучительный страх:


 

«Такова была хватка Господа твоего, когда Он наказал города, [жители] которых неправедны. Поистине, кара Его мучительна, сурова!» (Сура «hуд», аят 102)


 

Уважаемый читатель!

 

Хотелось бы, чтобы внимательное ознакомление с признаками и связанными с ними примерами принесло пользу, чтобы образ действия был более выверенным, а мудрость обеспечила великое благо:


«...а тот, кому дана мудрость, награждён великим благом. Но только разумные внимают наставлению». (Сура «Корова», аят 269)


Души в значительной степени подготовлены к восприятию того, что есть у призывающих. Они любят слушать слова АЛЛАhа, слова посланника АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) и извлекать пользу из увещеваний, будучи чуткими и расположенными к добру. Да поймут эти установления призывающие к АЛЛАhу! Да будут призывать они людей, опираясь на указания шариата, а не на мнение улицы и толпы! Да минуют они скользкие места и опасные повороты, которые преднамеренно устраивают на их пути враги религии и шариата из числа неверных и лицемеров.

 

Да выведет АЛЛАh всех на путь истины, праведных дел и помыслов!

Да благословит АЛЛАh Му х аммада, его род и сподвижников и да приветствует!


[1] Красные или рыжие

[2] Речь идет о закяте

[3] Имеется в виду запрет на использование посуды из драгоценных металлов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.