Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доброе слово




Если призывающий хорошо владеет речью и обладает правильным произношением, то тем самым ему дарована огромная часть мудрости. АЛЛАh, Всемогущий и Великий говорит:


«И говорите людям приятное». (Сура «Корова», аят 83)


Таль х а бин ‘Умар говорит: “Я сказал ‘Ата: «Ты человек, у которого собираются люди с различными прихотями, а я резкий человек и. могу сказать им что-нибудь резкое». И он ответил: «Не делай этого. АЛЛАh Всевышний сказал:


И говорите людям приятное ”»


, — и добавил: «Этот аят включает в себя иудеев и христиан. Так что же тогда говорить об истинных мусульманах!»”

Комментируя этот аят, аль-Куртуби, да смилуется над ним АЛЛАh, приводит х ади с со слов ‘Аиши, которая поведала, что пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) сказал:


«О ‘Аиша, не делай ничего непристойного. Если бы непристойность была человеком, то это был бы плохой человек».


В своём комментарии аль-Куртуби отмечает: «Это — побуждение придерживаться благонравия. Нужно, чтобы речь у человека была мягкой, лицо — приветливым и открытым, независимо от того, общается ли он с добропорядочным или распутным человеком, близким или чужим. И со всеми ему следует разговаривать без лести, не прибегая к словам, которые, как он думает, могли бы соответствовать мазhабу собеседника».

Речь хороша и пронизана мудростью в зависимости от того, насколько она конкретна и не отягощена излишествами, а её течение определяется биением живого сердца и искренними помыслами души.

Речь хороша, когда она умеренна по своей продолжительности — не очень краткая, что может помешать её понять, и не слишком длинная, способная наскучить. Именно такими были проповеди пророка (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) как об этом говорится в достоверном х ади с е, который приводит Муслим со слов Джабира бин Самуры (родыяЛЛАhу ’анhу).

Вдумайтесь в этот спокойный диалог, в доброе слово, в добрый спор. Перед нами Х усайн аль-Хуза‘и — отец ‘Имрана. Къурейшиты, которые возвеличивали и превозносили его, обратились к нему, чтобы он поговорил с Му х аммадом (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) о их богах, которых Му х аммад, поминая, поносил. Х усайн пришёл с къурейшитами, которые сели вблизи двери пророка (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) и вошёл в дверь. Когда пророк (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) увидел его, он сказал: «Дайте пройти шейху!» И Х усайн сказал:

— Как понимать то, что дошло до нас? Ты хулишь наших богов.

— О Х усайн! Скольким богам ты поклоняешься?

— Семерым на земле и одному на небе.

— А если тебя постигло несчастье, кого ты призываешь?

— Того, кто на небесах.

— А если ты лишился средств, кого призываешь?

— Того, кто на небесах.

— Он Один внимает тебе, а ты уподобляешь Его другим? О Х усайн! Прими ислам и ты спасёшь себя!

И он принял ислам, после чего к нему подошёл его сын ‘Имран и поцеловал его голову, руки и ноги. Когда Х усайн захотел уйти, посланник АЛЛАhа (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) сказал: «Проводите его до дома!»

Удивительно: он вошёл богохульником, злым, помышляющим о мести, а вышел искренним мусульманином! О, если бы знать, как обошлись къурейшиты со своим ставленником и знаменитостью!

Сюда же относится располагающая к себе речь, затрагивающая самые тонкие человеческие струны и узы родства, и высказывания, полные нежности и сострадания. Так, Ибрohим, мир ему, обращается к своему отцу со словами, полными сострадания:


««Зачем ты, отче, поклоняешься тому, кто не слышит и не видит и не избавит тебя от какой-либо [беды]? Поистине, отче, даровано мне знание, коего нет у тебя; следуй же за мной, и я поведу тебя по прямому правильному пути. Отче, не поклоняйся шайтану, ибо шайтан ослушался Милостивого! О отче, поистине, я боюсь, что тебя постигнет наказание Милостивого и что ты станешь подручным шайтана!» [Отец] сказал: “Неужели ты отвергаешь моих богов, Ибрohим? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями! Оставь же меня на некоторое время!” [Ибрohим] ответил: «Мир тебе! Я буду просить Господа моего ниспослать тебе прощение, так как Он милостив» (Сура «Марйам», аяты 42 - 47)


Каждый пророк говорил своим сородичам: «О, мои соплеменники!», — напоминая об узах родства, о любви и жалости к ним. И Му х аммад (‘аляйhи ссоляту ва ссалям) говорит западающие в душу слова своим соплеменникам о призыве своего Господа:


«Предводитель не обманывает своих. Клянусь АЛЛАhом, если бы я лгал всем, то вам бы я не лгал. И если бы я обманывал всех, то вас бы не обманывал».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.