КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совершенствование соответствующего СДУ позволяет избежать СДО даже в нестандартных или даже затрудняющих условиях
В тех случаях, когда допущена СДО или грозит ее возникновение, следует говорить о критической ситуации. Критической будем называть неблагополучную, по мнению субъекта, ситуацию, при возникновении которой он должен так изменить ее, чтобы избежать или уменьшить ожидаемый ущерб (физический или спортивный). Критических ситуаций (КС) избежать невозможно, они возникают по разным причинам и разрешать их нужно по-разному. Блок-схема на рис. 14.15 иллюстрирует прямые факторы-причины, вызывающие КС, условия, провоцирующие возникновение этих причин, способы выхода из КС. Успешность его, а значит и надежность двигательной активности, во многом зависит от способности спортсмена заметить формирование КС на как можно более ранней его стадии (или, на худой конец, уже сформировавшуюся КС), разобраться в ней и найти правильный и доступный выход из нее.
Рис.14.15. Факторы, которые могут войти в состав критической ситуации. 14.3.3. Трудность и сложность СДД либо спортивной двигательной задачи. В технической подготовке в ряде видов спорта много значит трудность: унифицированная (то есть формализованная) и индивидуальная (определяемая применительно к конкретному человеку). Оценка трудности упражнения во многом определяет как методику, так и объем технической и физической подготовки спортсмена. К сожалению, часто не различают понятия «трудность» и «сложность» — как СДД, так и решения двигательной задачи (СДЗ). Между тем, понятия эти различаются принципиально, по существу, хотя и в какой-то мере «пересекаются». Трудность спортивного двигательного действия (СДД), решения спортивной двигательной задачи (СДЗ) — характеристика конкретной схемы СДД или решения конкретной СДЗ, определяемая затруднениями при реализации этой схемы (иногда ситуативными, сиюминутными), из-за субъективных психологических и двигательных препятствий (в том числе из-за целевой функциональной недостаточностью, ситуативных, сиюминутных двигательных и психологических осложнений и слабостей) при попытках реализации соответствующей схемы — то есть при осуществлении СДД или решении СДЗ. Трудность СДД или решения СДЗ — это субъективная и индивидуальная по своему существу их характеристика (например, выполнение стойки на руках для одного человека представляет собой очень трудное упражнение, а для другого — совсем легкое), но можно, унифицируя, говорить и о трудности для большинства спортсменов или для конкретного их контингента. В ряде видов спорта применяют коэффициент трудности упражнения, на который умножают оценку за качество исполнения, что в целом, за неимением лучшего критерия оценивания этой стороны упражнений, целесообразно (хотя специалисты не должны забывать: индивидуальная трудность этих упражнений в действительности очень различна). Сложность — характеристика объективная, ею оценивают количество включенных в СДД или в рассматриваемую их совокупность элементарных телодвижений и движений и характер связей между ними. Более трудными являются совсем не обязательно более сложные СДД: например, упражнение «крест» на гимнастических кольцах совсем не сложно, так как требует лишь отсутствия телодвижений, однако трудность его велика, а такое сравнительно сложное по составу и связям между составными частями упражнение как шаг мазурки или польки — обладает незначительной трудностью. Трудность СДД может определяться требованиями, предъявляемыми этими СДЗ к силе тех или иных групп мышц, к координационным возможностям человека, к подвижности тех или иных его суставов, к его смелости. Трудность решения СДЗ может дополнительно к этим содержать и другие компоненты: дефицит времени, трудности в формировании адекватной реальности СДЗ, трудности в программном обеспечении решения СДЗ, трудности в оценивании развития ситуации. Конечно, сложность СДД в определенной мере затрудняет его выполнения, и потому является более или менее значимым компонентом его трудности. 14.3.4. Контроль над технической подготовкой занимающихся. Контроль над подготовкой осуществим только при условии, что имеется ее план: контроль заключается в первую очередь в том, что проверяют, насколько ход и результаты подготовки соответствуют ее плану. При этом план может существовать в различной форме: он может быть очень подробно расписан, может быть зафиксирован конспективно, порой может быть зафиксирован только мысленно, и в этом случае в более или менее развернутой форме или только в общих чертах. Запланированы должны быть также и задачи, методы, методики и организация контроля за выполнением этого плана. Контроль над технической подготовкой осуществляется в нескольких направлениях. Это контроль: 1) над организационной стороной технической подготовки, 2) над осваиваемой техникой СДД и их соединений, 3) над соответствием технической подготовки функциональным возможностям занимающегося, 4) над реализуемой методикой подготовки, 5) над уровнем технической подготовленности и его динамикой. 6) над соответствием технической подготовки тактическим замыслам, 7) над осуществлением контроля в соответствии с планом. Оперативный контроль над технической подготовкой — это контроль за реализацией ее оперативного плана, включающий в себя оценивание с позиций выполнения этого плана содержания технической подготовки на данном тренировочном занятии или в ходе тренировочного дня, а также применяемой ее методикой. Оперативный контроль обычно не связан со сколько-нибудь сложными измерениями и другого рода тестированием — чтобы существенно не мешать проведению тренировочного процесса, не разрывать ткань урока (тренировочного занятия). Текущий контроль за технической подготовкой — регулярный (в соответствии с текущим планом, в рамках тренировочных микроциклов и мезоцикла контроль за ходом (содержанием, методикой) и результатами технического совершенствования спортсменов, за его текущим («усредненным», устойчивым) состоянием, его особенностями, изменениями, за организационными характеристиками тренировочного процесса (регламентацией, материальным и методическим обеспечением), за реализацией спортсменами своей технической подготовленности на соревнованиях в данном мезоцикле. Процедуры текущего контроля могут быть сложнее, чем при оперативном контроле. Результаты контроля и сделанные выводы фиксируют в соответствующих графах плана тренировки. Этапный контроль за технической подготовкой проводят в конце каждого этапа подготовки (в соответствии с этапным планом) для выявления и оценивания уровня технической подготовленности и ее отличия от уровня конца предыдущего этапа, то есть достигнутых за этап результатов технической подготовки, соответствия их плановым заданиям. Это помогает оценить методику тренировки, меры по ее улучшению. Для проведения этапного контроля специально выделяются обычно 1–2 дня, обычно тренировки в эти дни отменяют. Сложность процедур лимитируется их информативностью и целесообразностью. Проводится анализ и формируется оценка технической подготовки на этапе, ставятся задачи на следующий. Этапы осуществления визуального контроля за спортивной двигательной активностью (СДА) — 4 этапа: 1) определение объектов контроля, времени, места, программы наблюдения; 2) проведение наблюдения и фиксация его данных; 3) обработка данных наблюдения, их фиксация, анализ; 4) формирование оценок и выводов, их фиксация, сравнение, анализ. Этапы осуществления инструментального контроля за реализацией техники спортивного двигательного действия (СДД) — 5 этапов: 1) определение характеристик, подлежащих измерению, состава необходимой для этого аппаратуры, времени и места проведения измерений, составление (или принятие готовой) программы; 2) подготовка спортсменов, рабочего места, аппаратуры; 3) проведение измерений и фиксация их результатов; 4) обработка полученных данных измерений, оценивание результатов; 5) формирование и фиксация выводов о подготовленности и подготовке спортсменов. 14.3.5. Совершенствование техники и ее реализации. Необходимо четко различать совершенствование техники СДД как схемы системы телодвижений и движений и совершенствование ее реализации как способности правильно, без существенных отклонений реализовать эту схему, то есть выполнить систему телодвижений и движений в соответствии со схемой. Совершенствование техники СДД состоит в том, что: 1) добываются соответствия техники с правилами и традиционными представлениями вида спорта, 2) повышается ее структурная механическая целесообразность, 3) телодвижения и их сочетания адаптируют к физических особенностям предполагаемого исполнителя, 4) добиваются хорошей управляемости телодвижениями и движениями с учетом управленческих возможностей и особенностей исполнителя, 5) стараются как можно лучше сочетать названные стороны техники. Совершенствование реализации техники СДД — это формирование, во-первых, соответствующего (целевого) двигательного навыка, то есть управленческой функциональной подсистемы, позволяющей осуществить стандартный вариант этого СДД при условии нормативных внешних условий и нормативных для данного исполнителя оперативных двигательных функциональных возможностей, а также целевого умения — способности удовлетворительно моделировать реальность и удовлетворительно оценивать ее применительно к выполнению данного СДД (в том числе свои оперативные двигательные функциональные возможности), знания того, как включать данное СДД в нужную систему СДД с учетом правил вида спорта и особенности внешних условий, способность по мере необходимости вносить коррекции или радикальные изменения в выполнение СДД. Немалое значение может иметь энергетическая стоимость упражнения, двигательного задания — затраты энергии, работа, необходимая для выполнения упражнения, двигательного задания. Чаще имеют в виду не механическую, а метаболическую энергию — следовательно, не механическую, а физиологическую («внутреннюю) работу. Энерготраты — затраты метаболической энергии на осуществление конкретной (осуществленной, предполагаемой, заданной) активности, в физическом воспитании и спорте обычно это двигательная активность (выполнение двигательного задания). Эти затраты зависят в том числе и от экономичности выбранного технического варианта и степени экономичности его реализации. 14.3.6. Техническое оснащение обучения и тренировки. Принято не совсем, на наш взгляд, корректное разделение понятий «обучение» и «тренировка». При этом к обучению относят ознакомление с некоторым упражнением и его первоначальное освоение, а к тренировке — совершенствование выполнения упражнений, двигательных заданий. В действительности между этими процессами не существует границы, да они и все время переплетаются между собой. Поэтом нет смысла радикально разводить эти понятия. Технические средства обучения и тренировки (ТСО) — различного рода оборудование, установки, устройства, помогающие в обучении — двигательном и теоретическом. Это тренажёры, визуальные, аудио- и аудиов средства, компьютеры, оснащённые нужными программами, аппаратура для разностороннего и разнообразного контроля подготовленности и подготовки спортсменов, компьютеризованные или оснащенные процессорами тренажеры и средства информации. Технические средства спортивной подготовки — тренажеры и тренажерные установки, вспомогательное оборудование мест занятий (поролоновые ямы и маты, вспомогательные снаряды, зеркала), средства измерений, видеомагнитофоны, компьютеры, средства срочной информации. Технические средства спортивной подготовки, которые могут быть использованы как в физической, так и в технической, тактической, психологической, теоретической подготовке, объединяются несколько более широким понятием ТСО. Быстрое развитие электронных (в том числе видео- и компьютерных) технологий уже сейчас дает возможность не только фиксировать видеоряд, но и разнообразно в автоматическом режиме анализировать и даже синтезировать фрагменты двигательной активности. Эти возможности быстро возрастают и по сложности решаемых задач, и по доступности оборудования для целей спортивной подготовки. Причем сейчас (в связи с многократным увеличением быстродействия персональных компьютеров) значительно упростилось компьютерное программирование тренировочного процесса, в частности, разработка и использование так называемых экспертных программ. Пока это касается функциональной подготовки, но скоро, по-видимому, станет возможной разработка экспертных программ спортивно-технической подготовки. Но наряду с тренажерами и контролирующими устройствами, содержащими сложную электронную «начинку», в достаточной мере перспективны и механические тренажеры, в том числе императивные либо имитирующие характер сопротивления. Тренажеры могут содержать и пневматические, гидравлические, магнитные, электрические и электромеханические компоненты. Немаловажен вопрос о соответствии характера нагрузки, получаемой в процессе работы с тренажером, характеру работы опорно-двигательного аппарата при выполнении целевых спортивных двигательных заданий. Это относится как к величине и динамике сопротивления, так и к суставным углам, при которых преодолевается сопротивление, задаваемое тренажером. Тренировка с использованием различного рода тренажеров, притом все более сложных, завоевывает возрастающее место в физическом воспитании (самодеятельном и организованном) и спортивной подготовке. Можно ожидать, скоро начнется все более интенсивные разработка и распространение императивных (принуждающих) тренажеров, что станет важным шагом в методике технической подготовки, где пока из ТСО доминирующее положение занимает видеоаппаратура. В частности, применение императивных тренажеров — важное средство профилактики технических ошибок. Техническая ошибка — отклонение от программы телодвижений и движений (то есть техники СДД), вызывающее либо повышение функционального запроса выполняемого упражнения, либо — это относится к видам спорта с целевыми морфоструктурами — «незаконное» снижение требований к его выполнению, либо нарушение правил вида спорта. Определяется это в основном субъективно, поэтому следует сказать, что в двигательной активности существуют отклонения от запланированного, а ошибка существует не в самом по себе выполнении упражнения, а в оценке — в оценке выполнения упражнения конкретным человеком. Нередко технические ошибки — результат рискования. Ведь помимо физического риска (риска получить травму) существует технический риск — опасность неудачно выполнить (или вообще не выполнить) двигательное задание. Технический риск содержит компоненты, зависящие от особенностей двигательного задания и того уровня качества его выполнения, который рассматривается как приемлемый, от степени освоенности выбранного варианта техники, от внешних условий, физического и психического состояния спортсмена, от способности эффективно управлять вниманием. Технический риск особенно значим, конечно, на соревнованиях, где появление технических ошибок более значимо. 14.3.7. Оценивание как компонент контроля. Результаты наблюдения необходимо оценить в соответствии с конкретными педагогическими потребностями, без этого нельзя дать им педагогически значимую интерпретацию. Рассмотрим этапы оценивания. Этапы (стадии) оценивания — следующие друг за другом части процедуры оценивания. Можно различать 4 этапа: I — планирование содержания и процедур оценивания, их организации и соотношения, выбор и приведение в соответствие с контингентом и условиями норм и критериев оценивания, единиц измерения, шкал, посредством которых предстоит преобразовывать результаты измерений, наблюдений, проб в оценки; II — измерения, наблюдение, тестирование, проведение контрольных испытаний (в том числе контрольных упражнений), использование различных форм и разновидностей изучения объекта (спортсмена), III — преобразования результатов в очки, баллы, проценты, условные единицы, места: получение промежуточных оценок; IV — сравнение промежуточных оценок с нормами, критериальными (граничными, табличными) значениями, образцовыми параметрами и на этой основе выведение качественных оценок, сначала промежуточных (этап IV,а), затем итоговых (этап IV,б). 1 из этапов иногда пропускают, а чаще — осуществляют неявно (обычно сам оценщик не осознает). См. схему на рис. 14.16: Действия (процедуры) Содержание этапа Опорные средства
Рис. 14.16. Этапы оценивания: их последовательность, содержание, применяемые процедуры, используемые средства. 14.4. Тактическая подготовка и контроль над нею. 14.4.1. Тактическая подготовленность и подготовка. Тактическая подготовленность — характеристика или уровень способности спортсмена (спортивной команды) адекватно внешним и внутренним реальным условиям формировать и решать тактические спортивные задачи, формировать и осуществлять тактические замыслы, приобретенной в результате тактической подготовки (см.). Тактическая подготовленность в большой мере определяется также уровнем физической и технической подготовленности и способностью правильно оценивать свои текущие целевые возможности в осуществлении тактических замыслов, схем, формирования и решения задач. Перечислим содержание некоторых основных понятий. Тактический вариант — вариант общего тактического плана активности спортсмена (команды) на данных соревнованиях или на их отдельной части (отдельные бой, игра, забег и т. п.). Тактический замысел — намётки тактического варианта, тактического плана. Тактический ход — план реализации намеченной цели посредством выполнения нераздельной алгоритмизированной комбинации технико-тактических действий, своего рода «тактической единицы». Тактическая задача (спортивная) — несколько условное название интеллектуальной, а по большей части интеллектуально-двигательной сложной задачи, нередко блока сложных задач, решение которой (которых) по замыслу должно обеспечить наилучшее использование спортивных двигательных возможностей спортсмена (спортивной команды) для реализации сформированной («поставленной») спортивной цели. В конечном счёте, решение обеспечивается двигательно. В решение входят принятие тактического решения и тактические ходы, состоящие из тактико-технических действий. Технико-тактические действия — действия, которыми в конечном счете решается тактическая двигательная задача, техническая же сторона — служебная. Это двигательное самозадание, выполнение которого осуществляется отдельным СДД или соединением из нескольких СДД. Количество технико-тактических действий (ТТД), осуществлённых спортсменом за рассматриваемый отрезок его спортивной двигательной активности (1 тренировка или ее фрагмент, тренировочный цикл или период, соревнования или их фрагмент, ряд соревнований) — важный показатель активности; состав (перечень, относительные частоты) характеризует тактику и тактическую подготовленность спортсмена. Состав, успешность и качество выполнения характеризуют его техническую подготовленность. Тактическая подготовка — одна из сторон спортивной подготовки, заключающаяся в формировании умения адекватно реальности, т. е. правильно учитывая текущие внешние и внутренние реальные условия и оперативные (сиюминутные) возможности (свои, партнеров, противников) решать тактические задачи: своевременно оценивать сложившуюся обстановку, выбирать с учетом своих возможностей и осуществлять эффективные тактические ходы (построения), как и отдельные технико-тактические (тактические, сопряженные с техническими требованиями) и тактико-технические (технические, имеющие тактическую значимость) действия. Важную роль в тактической подготовке играет анализ т актических ошибок — ошибки в построении рассматриваемого фрагмента спортивной двигательной активности. Это могут быть: а) ошибки в построении принципиальной деятельностной схемы активности, в выборе самого характера этой активности, т. е. в формировании тактического замысла; б) ошибки в выборе конкретных двигательных действий и вариантов их техники, то есть в формировании тактических задач; в) ошибки в решении тактических задач, т. е. в формировании соответствующих СДЗ; г) ошибки в решении СДЗ, в том числе в осуществлении конкретных СДД. Ошибки — отклонения от оптимальной активности, ставшие (при анализе — могли или могут стать) причиной существенного снижения спортивного результата. В командных видах спорта помимо индивидуальных тактических задач огромную роль играет командная тактика, то есть определенным образом ориентированная и организованная совокупность тактических задач и их решений. Тактический арсенал команды — тактическая вооружённость команды: освоенность ею некоторой системной совокупности тактических ходов и приёмов, тактико-технических действий. Тактический арсенал спортсмена — вся совокупность тактических ходов (см.) и тактико-технических действий, освоенных спортсменом, т. е. тех, которые он в достаточной степени уверенно умеет удовлетворительно осуществлять. Плодом спортивной тактической подготовленности является спортивное тактическое мышление. Спортивное тактическое мышление тренера включает способность разрабатывать и анализировать эффективные в конкретной реальности тактические варианты и тактические ходыдля использования их спортсменами. Спортивное тактическое мышление спортсмена состоит в способности оперативно и адекватно формировать и анализировать (для себя) сиюминутную спортивную ситуацию и своевременно принимать эффективные тактические решения самостоятельно и по заданию тренера. 14.4.2. Контроль за тактической подготовленностью и подготовкой. Осуществляя контроль над тактической подготовленностью и подготовкой, можно вносить коррекции в подготовку и принимать (и актуализовать) на соревнованиях рациональную (в конкретных типовых спортивных условиях, с учетом возможностей команды и отдельных спортсменов) тактику – осуществлять отвечающее намеченной спортивной цели двигательное поведение. При этом следует различать индивидуальную, групповую и командную тактику. Текущий контроль за тактической подготовленностью и подготовкой — повседневное определение (в рамках тренировочных микроциклов и мезоцикла) уровня тактических мышления и подготовленности спортсменов и команды, их изменений, индивидуальных и командных тактических арсеналов, уровня и особенностей их освоенности, их развития, а также содержания и методического уровня обеспечения совершенствования спортсменов в тактико-технических действиях, развития их тактического мышления. Результаты контроля и сделанные выводы фиксируют в соответствующих графах плана тренировки. Расхождение между параметрами плана и реальных результатов оценивают и вносят нужные коррекции в тренировку. Этапный контроль за тактической подготовленностью и подготовкой — выявление и оценивание (в конце этапа подготовки) тактической подготовленности спортсмена (команды), её характера и уровня, сопоставление с плановыми заданиями, в связи с этим рассмотрение методики и эффективности подготовки на рассматриваемом этапе, позволяющее внести целесообразные коррекции в тактическую подготовку, в оценку тактических возможностей команды и отдельных спортсменов, формировать реально реализуемые тактические замыслы для соревнований. В разных видах спорта различно соотношение значимости индивидуальной и групповой (командной) тактической подготовленности и, соответственно, подготовки. В индивидуальных видах спорта роль групповой тактики незначительна, в командных она главная, и индивидуальная тактика (в этом случае микротактика – тактика реализации техники двигательных действий.) ее, в основном, «обслуживает». Тактическую подготовку целесообразно проводить не только отдельно от других сторон спортивной подготовки, но и вкрапляя отдельные связанные с ней вопросы в процесс технической, психологической, теоретической и даже физической подготовки. Контроль над командной тактической подготовленностью осуществляется: 1) проверкой знаний о компонентах командной тактики и об их соответствии типовым ситуациям, 2) оцениванием выполнения тактических заданий на тренировке, 3) оцениванием выбора и осуществления командных тактических действий в тренировочных и соревновательных поединках. Контроль над командной тактической подготовкой заключается в прослеживании отклонений от ее плана и во внесении коррекций в подготовку при обнаружении отставания от запланированных результатов. Следует учесть, что различная динамика спортивной подготовленности членов команды (группы) нередко заставляет менять тактические построения и роли в них разных членов команды (группы). Контроль над индивидуальной тактической подготовленностью и подготовкой осуществляется, в принципе, теми же способами. Но при этом следует иметь в виду, что тактическая подготовка неразрывно связана как с физической, так и с и технической и даже психологической подготовленностью спортсменов.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |