Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика диагностики психических качеств по Г. Айзенку




Приложения

Инструкция: предлагается описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень — 1 балл; если совсем не подходит — 0 баллов.

 

Психические состояния Подходит Подходит, но не очень Не под­ходит
     
1. Не чувствую в себе уверенности      
2. Часто из-за пустяков краснею      
3. Мой сон беспокоен      
4. Легко впадаю в уныние      
5. Беспокоюсь о еще только воображаемых неприятностях      
6. Меня пугают трудности      
7. Люблю копаться в своих недостатках      
8. Меня легко убедить      
9. Я мнительный      
10. С трудом переношу время ожидания      
11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход      
12. Неприятности меня очень расстраивают, я падаю духом      
13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя      
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат      
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной      
16. Я нередко чувствую себя беззащитным      
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния      
18. Чувствую растерянность перед трудностями      
19. В трудные минуты иногда веду себя по-детски, хочу, что бы меня пожалели      
20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми      
21. Оставляю за собой последнее слово      
22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника      
23. Меня легко рассердить      
24. Люблю делать замечания другим      
25. Хочу быть авторитетом для окружающих      
26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего      
27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю      
28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться      
29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция      
30. Я мстителен      
31. Мне трудно менять привычки      
32. Нелегко переключаю внимание      
33. Очень настороженно отношусь ко всему новому      
34. Меня трудно переубедить      
35. Нередко не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться -      
36. Нелегко сближаюсь с людьми      
37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана      
38. Нередко я проявляю упрямство      
39. Неохотно иду на риск      
40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима      

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 группу вопросов(б. – баллы):

I. 1—10-й вопросы — тревожность.

II. И—20-й вопросы — фрустрация.

III. 21—30-й вопросы — агрессивность.

IV. 31—40-й вопросы — ригидность.

I. Тревожность

0—7 б. — не тревожные;

8—14 б. — тревожность средняя, допустимого уровня;

15—20 б. — очень тревожные.

II. Фрустрация

0—7 б. — вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей;

8—14 б. — средний уровень, фрустрация имеет место;

15—20 б. — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач.

III. Агрессивность

0—7 б. — вы спокойны, выдержанны; 8—14 баллов — средний уровень;

15—20 б. — вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми.

IV. Ригидность

0—7 б. — ригидности нет, легкая переключаемость;

8—14 б. — средний уровень;

15—20 б. — сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.

Основные понятия

Адекватность Идеомоторное Подготовленность
Аутогенная подготовка сопровождение Ситуация
Аутогенная трени- Интравертность Спонтанный
ровка Интуиция Техника спортивных
Восприятия Методология двигательных действий
Дифференцировки Мобилизационная Толерантность
Идеомоторная готовность Тремор
настройка Модификация Устойчивость вни-
Идеомоторная Мотив мания
подготовка Мотивация Физическая реабили-
Идеомоторная Мысленное модели- тация
тренировка рование Целевой
Идеомоторное Образы Экстравертность
конструирование Подготовка Эмпатия

Контрольные вопросы

1. В чем состоит психологическая подготовленность?

2. Можете ли Вы пояснить по схеме содержание сторон психологической подготовленности?

3. Зачем нужно осуществлять контроль за своим эмоциональным состоянием и управлять им?

4. Что такое ситуация? В чем состоит умение ее формировать?

5. Каково значение адекватности сформированной ситуации реальности (внешним условиям, своим целевым возможностям)?

6. Каково значение адекватности сформированной ситуации конкретной задаче и предположительному ее решению?

7. Как влияет сущность сформированной задачи и предположительный характер ее решения на формирование ситуации?

8. Каково значение и сущность спортивной «мобилизационной готовности»?

9. Каково значение управления вниманием при осуществлении спортивной двигательной активности?

10. Каково значение способности дифференцировать восприятия?

11. Каким формам идеомоторики нужно обучаться в ходе идеомоторной подготовки?

12. В чем сущность идеомоторной тренировки?

13. В чем сущность идеомоторной настройки?

13. В чем сущность идеомоторного конструирования?

14. В чем сущность идеомоторного сопровождения?

15. Что такое аутогенная тренировка?

16. Что такое аутогенная настройка?

17. В чем заключается теоретическая подготовка?

18. Зачем нужны биомеханические познания и умение их применять?

Рекомендуемая литература

1. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. – М.: ФиС, 1971. – 246 с.

2. Родионов А.В. Психологическая подготовка спортсменов. – М.: ФиС, 2006. – С.127–139.

3. Коренберг В.Б. Спортивная метрология. Словарь-справочник. – М.: Советский спорт, 2004. – 340 с.

4. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии/ Уч. пос. для ст-ов физкулт. вузов. – М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.

 


[1] Следует четко различать понятия «физическая подготовленность» и «физические качества». Физические качества — качественно особые (т.е. принципиально различающиеся по существу) стороны моторности человека, это его моторные способности, а не возможности (подробнее об этом в гл. 12). А физическая подготовленность — оценка меры успешности выполнения некоторого набора контрольных упражнений, которые руководитель считает информативными для данного контингента при определении их общей двигательной подготовленности. Каждый показанный в этих упражнениях результат зависит, чаще всего, от нескольких физических качеств, от технической подготовленности, от волевых качеств, не в последнюю очередь от мотивированности исполнителя.

[2] Но шкалы, градуированные в процентах от разных значений, а также в баллах или очках, в относительных единицах — это неравномерные шкалы.

[3] В смысле совокупности психических процессов, обусловливающих какой-либо род деятельности (в данном случае физкультурно-спортивной).

[4] Это часть общей афферентации, относящаяся к ходу и результатам решения задач и их блоков. Она не «обратная», так как передается от периферии к центру, а отнюдь не наоборот, «навстречу»..

[5] Такой подход неявно принимали и С.Л. Рубинштейн, и А.Н.Леонтьев, и другие. «Как специально подчеркивал А.Н. Леонтьев, он понимает предмет не как «вещь», сам по себе существующий объект природы, а как «то, на что направлен акт..., т. е. как нечто, к чему относится живое существо, как предмет его деятельности — безразлично, деятельности внешней или внутренней». И далее, в более поздней работе продолжает: «...предмет выступает двояко: первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может». [1]. «В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Взятая с этой стороны, деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект–объект» [2].

[6] Все сказанное выше, снимая одни проблемы, в то же время открывает другие. Но «не следует ожидать, что проблемы исчезнут от того, что мы не будем говорить о них» (Д.А. Волкогонов). В конце концов, «задача науки заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению» (К.Маркс).

[7] Квазипотребности — это потребности, социально-психологически преобразованные, в отличие от естественных потребностей. Например, потребность в защите от холода преобразуется в потребность в одежде, тем более — в красивой одежде.

[8] Под состоянием психики здесь подразумевается не уровень ее здоровья, тонуса, настроя, а состав, структура и содержание психических процессов.

[9] Исходная ситуация решения СДЗ отображает ту реальность, которая так или иначе сложилось или, по мнению субъекта, должна сложиться к моменту начала двигательного решения, она отражает те факторы, которые могут оказаться существенными для удовлетворительного решения.

[10] Подробнее в [2], в ряде статей автора. Предполагаются новые издания.

[11] Каждое конкретное СДД (имеется в виду и те его особенности его осуществления, которые связаны с особенностями решаемой СДЗ и конкретной ситуации) может быть успешно осуществлено только при наличии некоторых минимально необходимых для этого целевых (существенных для этого СДД) функциональных возможностей — это можно назвать функциональным запросом данного СДД. Но каждое случайное двигательное отклонение от программы СДД (а такие отклонения неизбежны по целому ряду причин) требует дополнительных функциональных возможностей для ликвидации этого отклонения или его двигательных последствий. Такие ориентированные на данное СДД «запасные» функциональные возможности (целевой функциональный резерв) нужны человеку, чтобы успешно справляться с вероятными двигательными отклонениями. До известного предела чем этот резерв больше, тем лучше. Но если он чрезмерен, надеясь на него спортсмен хуже осваивает технику СДД, и это в дальнейшем может отрицательно сказаться на его спортивной подготовке.

[12] Экстремум — это не только наибольшее, но и наименьшее значение.

[13] Причем это имеет место не только в физкультурно-спортивной практике, но, как ни странно, и в теоретических работах и в учебной литературе.

[14] Градуальные двигательные возможности позволяют нужным образом дозировать параметры действий (в частности — добиваться их точности). Актуальные двигательные возможности позволяют выполнять ситуативно целесообразные и координационно трудные действия.

[15] Латентное время простой реакции включает в себя сенсорную фазу (суммарное время возбуждения рецепторов, проведения сигнала по центростремительным нервным волокнам, центрального преобразования его в ответный центробежный сигнал и его проведения к мышцам), премоторную фазу: от начала активации (возбуждения) мышцы до начала движения звена тела. Моторная фаза — время движения-ответа на сигнал. Время фиксации — время срабатывания измерительной установки, фиксирующей ответ.

[16] Определяется предельная скорость: та, при которой само телодвижение еще производится силой тяги мышц, то есть телодвижение активно, но воздействие на внешнее тело, в том числе опору, уже равно нулю.

[17] То, что принято было называть ФК «выносливость», таковым считать невозможно: выносливость как способность противостоять утомлению, продолжая работу заданной мощности, определяют наряду с работоспособностью как объективным свойством организма специальная техническая подготовленность, степень мотивированности, волевые качества.

[18] Критериальные компоненты — те, которые входят в состав факторов, определяющих критерии оценивания. То же относится к локализации.

[19] Причем это имеет место не только в физкультурно-спортивной практике, но, как ни странно, и в теоретических работах и в учебной литературе.

[20] Градуальные двигательные возможности позволяют нужным образом дозировать параметры действий (в частности — добиваться их точности). Актуальные двигательные возможности позволяют выполнять ситуативно целесообразные и координационно трудные действия.

[21] Латентное время простой реакции включает в себя сенсорную фазу (суммарное время возбуждения рецепторов, проведения сигнала по центростремительным нервным волокнам, центрального преобразования его в ответный центробежный сигнал и его проведения к мышцам), премоторную фазу: от начала активации (возбуждения) мышцы до начала движения звена тела. Моторная фаза — время движения-ответа на сигнал. Время фиксации — время срабатывания измерительной установки, фиксирующей ответ.

[22] Определяется предельная скорость: та, при которой само телодвижение еще производится силой тяги мышц, то есть телодвижение активно, но воздействие на внешнее тело, в том числе опору, уже равно нулю.

[23] То, что принято было называть ФК «выносливость», таковым считать невозможно: выносливость как способность противостоять утомлению, продолжая работу заданной мощности, определяют наряду с работоспособностью как объективным свойством организма специальная техническая подготовленность, степень мотивированности, волевые качества.

[24] Критериальные компоненты — те, которые входят в состав факторов, определяющих критерии оценивания. То же относится к локализации.

[25] Вообще говоря, локальная поза — это телодвижение с нулевой скоростью, поэтому далее говоря о телодвижениях будем подразумевать и позы.

[26] Целевой — требуемый для осуществления цели как представления о желаемом исходе (результате) активности. ДВ — двигательные возможности.

[27] Надежность выполнения двигательного задания — характеристика вероятности удовлетворительного («безотказного», удовлетворяющего субъекта) выполнения субъектом этого задания (подразумевается — в последующей спортивной двигательной активности), определяемая как частное от деления предполагаемого числа удовлетворяющих нас попыток к их общему числу. На практике надежность определяют подсчетом отношения числа успешных попыток, выполняемых в условиях, близких к интересующим нас предполагаемым, к общему числу попыток (предполагая, что это соотношение приблизительно равно вероятностью удачных попыток в будущем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.