Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая подготовленность и подготовка




15.2.1. Роль теоретической подготовленности в физическом воспитании и спорте. Роль теоретической подготовленности (а значит и подготовки) по большей части преуменьшают и сужают до освоения правил вида спорта и простейших представлений о методике тренировки. Между тем, хорошая теоретическая подготовленность спортсмена многое определяет и предопределяет в его тренировке и спортивном мастерстве. Теоретическая подготовленность дает возможность эффективно осмысливать свой спортивный (тренировочный, соревновательный, реабилитационный, гигиенический) опыт, в том числе благодаря более эффективному анализу методики подготовки и выполнения спортивных заданий (их технической и тактической сторон), что благоприятствует повышению спортивного мастерства. Она способствует повышению активности занимающихся.

Говоря о теоретической подготовленности, следует иметь в виду, что в нее не входят прикладные и даже фундаментальные знания и умения, традиционно формируемые в рамках физической, технической, тактической и психологической сторон подготовки. Четкой границы между теоретической подготовленностью и теоретическими компонентами физической, технической, тактической и психологической подготовленности нет, имеет место существенное их пересечение.

Основные компоненты теоретической подготовленности показаны на рис. 15. 2. Кратко расшифруем содержание блоков.

1. Знания о сущности, содержании и правилах спорта вообще, избранного вида в частности. По поводу знания правил своего вида спорта пояснений не нужно, а вот по поводу сущности и содержания спорта вообще и избранного вида в частности следует заметить, что они не только содержат неясности и трактуются неоднозначно, но и в той или иной степени меняются со временем. Здесь имеют значение и педагогичекие, и медицинские, и социологические аспекты.

Знания о сущности, содержании и правилах спорта вообще, избранного вида в частности   Методологического плана знания и умения в области мысленного моделирования внешних и внутренних условий, в области их анализа и анализа спортивной двигательной активности
1          
  Теоретическая подготовленность   Знания и умения в области спортивной биомеханики
 
4          
Знания в области анатомии, физиологии, медицины, гигиены   Знания, обеспечивающие понимание сущности и содержания физической культуры и ее прикладных методик и особенностей
                             

Рис. 15.2. Основные компоненты теоретической подготовленности.

2. Методологического плана знания и умения в области мысленного моделирования внешних и внутренних условий, а также их анализа и анализа спортивной двигательной активности. Мысленное моделирование реальности (внешних условий, включая свойства партнеров и противников и решаемые ими задачи, и своих текущих и оперативных функциональных возможностей и задач), то есть формирование соответствующих реальности ситуаций, требует немалых специальных знаний и умений, обеспечивающих оперативное получение нужной информации и ее эффективный анализ. Знания нужны и для того, чтобы анализировать и оценивать соответствие результатов двигательной активности требованиям к ней.

3. Знания и умения в области спортивной биомеханики. Анализ техники (схемы системы телодвижений и движений, посредством которой спортсмен рассчитывает получить желаемый двигательный результат) спортивных упражнений и ее реализации требуют знаний в области биомеханики. Интуитивные представления и рецептурного характера сведения, отражающие свой или чужой опыт, часто оказываются несостоятельными. Нужно знать как механику твердого тела, так и физиологические закономерности опорно-двигательного аппарата и энергообеспечивающих систем. А главное, нужно уметь применять эти знания в анализе упражнений и, особенно, двигательных ошибок. Нужно уметь конструировать или модифицировать технику упражнений, ориентируясь на свои двигательные особенности и уже имеющиеся двигательные умения.

Следует, однако, иметь в виду, что знания в области биомеханики должны быть достоверными и минимально достаточными для решения конкретной решаемой задачи. Если биомеханические познания недостаточны для этого или же ошибочны, можно больше навредить, чем принести пользы.

Знания в области биомеханики, даже если они достаточны, непросто применять в анализе двигательной активности. Нужно владеть определенными подходами к анализу и знанием исполнительной сущности анализируемых систем телодвижений и движений. Наконец, нужно иметь в памяти уже решенные похожие задачи.

4. Знания в области анатомии, физиологии, медицины, гигиены. Эти знания позволяют контролировать и планировать тренировочный процесс, в первую очередь с позиций предупреждения вредных последствий. Поскольку не все детали тренировки и, тем более, поведения за рамками организованной тренировки могут быть проконтролированы тренером, нужны познания самого спортсмена.

5. Знания, обеспечивающие понимание сущности и содержания физической культуры и ее прикладных методик и особенностей. Эти знания нужны спортсмену как для формирования своего общего гармоничного физического развития и подготовленности (они далеко не бесполезны и для осуществления спортивной двигательной активности), так и на будущее, когда он уже прекратит личную спортивную двигательную активность будет поддерживать свое физическое состояние или будет помогать в этом другим. Само собой разумеется, эти знания нужны занимающимся физической культурой.

15.2.2. Теоретическая подготовка и контроль над нею. Теоретическую подготовку следует проводить и в форме организованных групповых теоретических занятий или бесед, и в форме групповых или индивидуальных спонтанных кратких обсуждений или сообщений, и в форме заданий на проработку теоретических материалов. Главное и непременное правило: проводящий занятия или беседы должен хорошо знать рассматриваемый вопрос, не путаться в нем.

Следует планировать теоретическую подготовку хотя бы на этап, а лучше на полный тренировочный цикл. Контроль за ней заключается в контроле над теоретической подготовленностью, в определении ее динамики, в контроле над выполнением ее плана.

Следует иметь в виду, что за последние 2 десятилетия в нашей стране бо¢льшая часть выпущенной специальной литературы практически не подвергалась рецензии и научному редактированию, что существенно отразилось на ее качестве, в том числе на теоретическом уровне, который во многом не соответствует современным научным представлениям. Это накладывает серьезную ответственность на руководителя теоретической подготовкой занимающихся, поскольку он должен суметь правильно выбрать теоретические позиции.

В содержание теоретической подготовки входит круг разнородных вопросов из различных разделов ряда наук.

В первую очередь это, конечно, правила избранного вида спорта и сведения о методике тренировки в этом виде, целесообразной для того контингента, к которому относится занимающийся. Затем это элементарные сведения из анатомии и физиологии, позволяющие осмыслить свою двигательную активность, круг необходимых для тренировки гигиенических представлений.

Большое значение имеет сообщение биомеханических знаний и подходов к их приложению в анализе спортивных систем телодвижений и движений выбранного вида спорта.

Следует создавать у занимающихся четкие представления о типовых двигательных ошибках, причинах их возникновения и о способах их преодоления. Вообще нужно учить анализировать как собственное выполнение спортивных двигательных заданий, так и выполнение их другими спортсменами.

Контроль за теоретической подготовкой осуществляют проверкой соответствующей подготовленности, обычно просто в ходе тренировки либо по ходу бесед, которыми эта подготовка осуществляется. Часто значение теоретической подготовки недооценивают, забывая о том, что целесообразная активность занимающихся во многом зависит от уровня осознавания ими задач и хода тренировочного процесса, от этого немало зависит, будет ли он зависит, будет он тренироваться или его будут дрессировать.

В частности, теоретическая подготовленность занимающихся позволяет им грамотно помогать друг другу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.