Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и эволюция логистики




Тема 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИКИ И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1. Понятие и эволюция логистики.

2. Материальный поток как основной объект логистики.

3. Логистические операции и логистическая цепь (цепь поставок)

 

Во всех организациях перемещаются те или иные материалы:

- на предприятия-производители поступает сырье от поставщиков, они доставляют свою продукцию заказчикам и потребителям;

- магазины розничной торговли получают товары от оптовиков;

- в службы теленовостей стекается информация, после чего она сообщается зрителям;

- горожане питаются продуктами, которые привозятся из сельской местности;

- при заказе товара (книги) по Интернету он доставляется домой (на почту).

В каждом из случаев кто-то должен гарантировать, что все составляющие этих действий будут согласованы друг с другом и что товар или услуга будут доставлены к нужному месту. За подобное перемещение и отвечает такая функция, как логистика. Она несет ответственность за транспортировку и хранение материалов во время их перемещения между поставщиками и потребителями.

Логистика – функция, отвечающая за материальный поток, идущий от поставщиков в организацию, проходящий через операции внутри неё, и уходящий к потребителю.

Логистику можно определить как науку о планировании, организации и управлении движением материального потока от первичного источника до конечного потребителя.

Логистика (в экономике) – научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров, полуфабрикатов) и сопутствующих (информационного и финансового) потоков от источника сырья до конечного потребителя.

Продукты, создаваемые организацией, поступают к потребителям, проходя цикл на рисунке 1.1.

 

переходят к   Потребители создают
         
Предложение продуктов       Спрос на продукты
     
организуют   Операции   передают
         
Другая продукция       Другие исходные данные

 

Рисунок 1.1

 

В ходе этого цикла потребители генерируют спрос, в ходе выполняемых операций используются ресурсы для выпуска продуктов, удовлетворяющих этот спрос. Перемещением материалов в границах этого цикла и занимается логистика.

Основная цель логистики (правило 7Rights) – обеспечение:

- с наименьшими затратами (1)

- наличия определенного продукта (2)

- требуемого качества (3)

- в нужном количестве (4)

- в определенном месте (5)

- в нужное время (6)

- для конкретного потребителя (7).

Достижение основной цели логистики представляет оптимизационную задачу с ограничениями по количеству, качеству, месту и времени доставки материального продукта; критерием эффективности этой задачи являются суммарные затраты, которые требуется минимизировать.

Современная логистика в своем развитии прошла следующие этапы (в современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики):

1. 60-е гг. Характеризуется использованием логистики для управления материальными потоками в сфере обращения. Для этого момента характерны два основных положения:

- отдельные материалопотоки при хранении, перегрузке с одного вида транспорта на другой, транспортировке могут быть увязаны единой системой управления;

- такая интеграция может дать существенный экономический эффект.

На этом этапе транспорт, перегрузочный терминал, склад работают по единому графику, единой технологии, на один экономический результат (тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, который определяется характеристиками перевозимого груза).

2. 80-е гг. Логистика распространяется и на производственный процесс, охватывает ещё и сферу производства. Характеризуется:

- централизацией физического распределения;

- долгосрочным планированием в области логистики;

- резким сокращением запасов в материалопроводящих цепях;

- четким определением издержек распределения;

- определением и осуществлением мер по уменьшению стоимости продвижения товаров.

Применение логистики в производстве позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания, за счет своевременного выполнения заказов, улучшить условия использования оборудования.

3. Настоящее время. Характеризуется полной интеграцией всех элементов логистического материального потока. Важным фактором, позволившим объединить все этапы прохождения материального потока от сырья до готовой продукции и далее, является развитие коммуникационных технологий на основе глобальных компьютерных сетей.

Логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом и технологическом.

Организация управления снабжением, продвижение материального потока и обеспечение сбыта относятся к организационному направлению. Т.о., организационное направление в логистике – функциональная область логистики, осуществляющая продвижение материального потока и обеспечение снабжения и сбыта.

Технологическое направление в логистике - функциональная область логистики, осуществляющая совершенствование технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля.

Рассмотрим отдельные функциональные области логистики (таблица 1).

 

Таблица 1

№ п/п ОБЛАСТЬ ЛОГИСТИКИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
  Закупки Удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
  Производство Производство материальных благ и услуг (работ, увеличивающих стоимость ранее созданных благ).
  Запасы Планирование, формирование и содержание необходимых материальных запасов.
  Складирование и складская обработка Выбор варианта размещения склада, управление складской переработкой, упаковка.
  Распределение Определение покупательского спроса, установление хозяйственных связей, оказание услуг потребителям, выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли.
  Сервис Оказание услуг в процессе поставки товара потребителям.
  Транспортировка Выбор вида транспорта, транспортного средства, планирование и мониторинг доставки продукции.
  Информационное обеспечение Сбор данных о движении материальных потоков, компьютерное обеспечение логистических процессов.

 

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение. Для решения этих вопросов любое предприятие имеет соответствующую службу (службу закупок/снабжения).

Производственная логистика охватывает процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).

Запасы играют буферную роль между производством, обращением и потреблением. Они могут быть сосредоточены непосредственно у производителя либо их хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей производственной системы. Запасы позволяют быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

Складское хозяйство включает в себя складские объекты для продукции, их размещение и использование.

Распределение охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на пути от предприятия-производителя до потребителя – с момента постановки задачи реализации до момента поставки продукта потребителю или завершения послепродажного обслуживания.

В настоящее время для обеспечения конкурентоспособности уже недостаточно просто выпускать качественный товар. В процессе поставки товара покупателю производитель оказывает определенные сопутствующие услуги, т.е. старается полностью удовлетворить потребности покупателя. Т.о., Логистический сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров.

Транспортирование включает при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, склада до места потребления и т.д.

Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистемы, которая передает заказы, требования об отгрузке и транспортировке продукции, поддерживает уровень запасов и т.д. Следовательно, информационная логистика организует поток данных, сопровождающих материальный поток и связывает снабжение, производство и сбыт.

Факторы, влияющие на использование логистического подхода при функционировании предприятия и для совершенствования управления цепью поставок:

- развитость потребителей, в отношение требований более высокого качества, низких затрат и качественного обслуживания;

- более острая конкуренция;

- перераспределение сил в цепях поставок – крупные розничные торговые сети требуют специализированных логистических цепей;

- перемены на рынке розничной торговли: увеличение количества розничных магазинов, круглосуточная торговля, доставка товаров на дом, появление торговых центров, расположенных за городом, возникновение парков розничной торговли, совершенствование системы покупок по телефону и в режиме on-line;

- расширение международной торговли;

- динамичное и масштабное совершенствование коммуникаций – этот фактор включает электронный обмен данными, кодировку товаров, электронный перевод денежных средств, электронную коммерцию, системы обмена знаниями, и другие приемы;

- повышение уровня сотрудничества посредством создания союзов, партнерства, и других форм взаимодействия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.