Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логистические операции и логистическая цепь (цепь поставок)




Сердцевину деятельности любой организации составляют операции, в ходе которых продукты создаются и доставляются потребителям.

Логистическая операция – совокупность действий по управлению или преобразованию материального потока.

Для осуществления этих операций требуются разнообразные исходные составляющие, преобразуемые затем в желательные комбинации (рисунок 1.3).

В число исходных составляющих входят сырье компоненты, сотрудники, информация, деньги и другие ресурсы. К операциям относятся производство и т.д. Основная продукция – товары и услуги.

 

ИСХОДНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ ВЫХОД ПРОДУКЦИИ
- Сотрудники - Здания - Сырье - Оборудование - Инвестиции - Информация - Другие   - Производство - Обслуживание - Поставка - Перевозка - Продажа - Подготовка сотрудников - Другие   - Товары - Услуги - Прибыль - Отходы - Заработная плата - Другие

 

Рисунок 1.3

 

Напр., ресторан в качестве исходных составляющих использует продукты питания, поваров, кухонное оборудование, официантов и площади; к его операциям относятся первичная обработка и подготовка продуктов питания, приготовление пищи, обслуживание потребителей; основная продукция – еда, обслуживание.

Выполняемые операции обычно разделяются на ряд взаимосвязанных участков (отделов и цехов на предприятии). Поэтому логистика занимается также перемещением материальных ресурсов через разные отделы внутри самой организации, забирая их у внутренних поставщиков и доставляя внутренним заказчикам (рисунок 1.4).

 

Внешний поставщик Операции, выполняемые в организации Внешний потребитель
         
  Логистика входящих потоков Материальный менеджмент Логистика исходящих потоков  
         
  ЛОГИСТИКА  
             

 

Рисунок 1.4

 

Перемещение материалов в организацию от поставщиков называется входящей логистикой, перемещение материалов к заказчикам и потребителям – исходящей логистикой, перемещение материалов в самой организации – материальным менеджментом.

Организации не действуют изолировано друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям. Большинство видов продуктов в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

Для всех этих действий применяются различные названия:

- если акцент делается на операциях, говорят о процессе;

- если подчеркивается маркетинг – логистический канал;

- если на 1-ое место ставят добавленную ценность – цепочка ценности;

- при анализе удовлетворения потребительского спроса - цепь спроса.

В отношении перемещения материалов используется термин «цепь поставок» (логистическая цепь).

Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

В общем виде логистическая цепь имеет вид: поставщик – закупки – склад – производство – склад – сбыт - потребитель. В некоторых логистических системах может отсутствовать ряд звеньев (склад/производство). Перемещение от одного звена цепи к другому осуществляется с помощью транспортировок, управляется и контролируется информационным потоком в речевой, бумажной и/или электронной формах.

Каждый продукт имеет свою собственную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и сложными (начинается с зерен какао, выращиваемых на плантациях, заканчивается доставкой плиток шоколада потребителям; выращивание хлопка на полях – покупка джинсов в магазине). На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, ритейлеров и т.д. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.

Самый простой способ представить цепь поставок – показать, как продукт перемещается через ряд организаций, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать поток перемещения продукта с точки зрения какой-то организации, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию, называются предыдущими, а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации, - последующими (рисунок 1.5).

 

Предыдущие виды деятельности       Последующие виды деятельности
                         
Поставщик первоначального уровня   Поставщик 2-го уровня   Поставщик 1-го уровня       Потребитель 1-го уровня   Потребитель 2-го уровня   Конечный потребитель
             
             
        ОРГАНИЗАЦИЯ      
           
             

 

Рисунок 1.5

 

Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков:

а) поставщик первого уровня – поставщик, отправляющий материалы непосредственно в организацию для осуществления с ними дальнейших операций;

б) поставщик второго уровня – поставщик, отправляющий материалы поставщику 1-го уровня;

в) поставщик первоначального уровня – источник материалов.

Потребители также занимают разные места в общей цепи:

а) потребители первого уровня – потребители, которые получают продукт непосредственно после операций, выполненных в организации;

б) потребители 2-го уровня – потребители, получающие продукт от потребителей 1-го уровня;

в) конечные потребители. (Рисунок 1.6)

 

Поставщик 3-го уровня Поставщик 2-го уровня Поставщик 1-го уровня   Потребители 1-го уровня Потребители 2-го уровня Потребители 3-го уровня
             
Поставщики исходных материалов Производители компонентов Поставщики сборочных единиц   Оптовики Ритейлеры Конечные потребители
             
     
   
ПРОИЗ-ВОДИТЕЛЬ  
       
           

 

Рисунок 1.6

 

На практике большинство организаций получают материалы от множества разных поставщиков и передают свою продукцию самым разным потребителям. Поэтому, пройдя через разные уровни поставщиков и по разным цепям поставок, различные исходные материалы «встречаются» друг с другом в организации, проходят через нее, и на выходе появляются продукты, которые затем, перемещаясь через разные уровни потребителей, снова расходятся.

У каждого продукта своя собственная цепь поставок, поэтому общее число разных конфигураций цепей огромно. Некоторые из них очень короткие и простые (повар, покупающий картофель прямо у фермера), другие цепи длинные и сложные (рубашка - от фермы, где выращивается хлопок, до человека, который ее носит).

Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить спросы самых разных типов покупателей. Напр., производители автомобильных запчастей продают часть своей продукции сборочным заводам, часть – оптовикам для авторемонтных предприятий, часть – розничным магазинам для индивидуальных потребителей, часть – непосредственно потребителям через Интернет. Т.о., общая цепь поставок разделяется на отдельные ветви, когда один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями.

Цепи поставок настолько сложны, что порой возникает вопрос, можно ли обойтись без них. Иногда это возможно, когда продукты перемещаются непосредственно от производителя к конечному потребителю. Напр., если фермер напрямую продает овощи своим потребителям или автор публикует свои труды в Интернете. Однако в общем случае есть несколько обоснованных причин, объясняющих необходимость наличия более длинной цепи поставок:

1. Предположим, все население города решает покупать овощи у одного фермера. В этом случае цепь поставок будет самой короткой, но каждому человеку придется самостоятельно добираться до фермера. Более рационально, если транспортная компания будет забирать овощи на ферме и доставлять их в какое-то определенное место в городе (супермаркет). Она же может доставлять овощи и в другие города, останавливаясь на пути в хранилище, чтобы организовать местную доставку. В хранилище овощи можно хранить, пока поставок много, и забирать, когда поставки будут ограничены. При необходимости могут быть задействованы специализированные предприятия, которые займутся очисткой или предварительной подготовкой овощей. В результате цепь поставок становится более длинной, но одновременно повышается объем выгод, получаемых потребителями.

2. Цепи поставок возникают и для того, чтобы преодолевать разрывы, появляющиеся в тех случаях, когда поставщики располагаются на большом расстоянии от потребителей. Это позволяют осуществлять операции, которые выполняются лучше в местах, удаленных от потребителя или от источника материалов (кофе выращивают в Южной Америке, а потребители – в Европе; электростанции размещаются далеко от поставщиков горючего).

3. Цепи поставок позволяют устранять несоответствие между спросом и предложением. Напр., спрос на картофель постоянен в течение всего года, а поставки этого продукта варьируются и зависят от времени урожая. При избытке продукции в цепи поставок возникают запасы, которые расходуются после того, как урожай собран.

4. Цепи поставок могут сделать перемещение материалов более простым. Допустим, существует 4 предприятия, непосредственно поставляющих свою продукцию 8 заказчикам. В этом случае логистика должна организовать 32 разных пути доставки. Но если предприятия воспользуются услугами центрального оптовика, общее число маршрутов сократится до 12 (рисунок 1.7).

 

                               
               


Предприятие Предприятия

 

4 входящих маршрута

 
 
Оптовик


32 маршрута

       
   
 


8 исходящих маршрутов

 

Заказчики Заказчики

 

Рисунок 1.7 – Использование посредников для упрощения цепей поставок

 

5. Концентрируя выполнение операций в крупных сооружениях, производителя экономят на масштабах.

6. Оптовики размещают крупные заказы, а производители при этом снижают затраты на единицу продукции, что дает возможность предлагать покупателям скидки.

7. Оптовики хранят запасы многих поставщиков, что дает ритейлерам возможность выбирать нужные им товары.

8. Оптовики размещаются ближе к ритейлерам и более оперативно выполняют их заказы.

9. Перевозка упрощается и становится более дешевой, поскольку перевозят меньшее число более крупных партий.

10. Организации накапливают опыт по выполнению конкретных типов операций.

Итак, логистика отвечает за перемещение и хранение материалов по мере их продвижения по цепи поставок, которая включает следующие виды деятельности:

1. Снабжение (закупки). Отдел снабжения выбирает подходящего поставщика, договаривается об условиях поставок, организует доставку, занимается страхованием и платежами, а также выполняет всё необходимое для того, чтобы материалы своевременно поступили в организацию.

2. Поступающие транспортные потоки или грузовые перевозки. Этот вид деятельность затрагивает перемещение материального потока от поставщика до зоны приема. Необходимо выбрать наиболее приемлемый вид транспорта, подходящую транспортную компанию, составить маршрут, проверить выполнение всех правовых требований, обеспечение безопасности, обеспечить своевременную доставки.

3. Приемка. Процесс, в ходе которого устанавливается соответствие поступивших материалов заказу, отправляется подтверждение об их получении, осуществляется разгрузка транспортного средства, проверка материалов на сохранность и последующая их сортировка.

4. Складирование. Отправка материалов на хранение и уход за ними до тех пор, пока они не потребуются. Для многих материалов требуются специальные условия (замороженные продукты питания, лекарства, химические вещества).

5. Контроль запасов. В данном виде деятельности учитываются характер материалов, находящихся на хранении, общие инвестиции, уровень обслуживания потребителей, объем и время выполнения заказов.

6. Комплектация заказов. Операции связаны с отбором материалов, находящихся на хранении, и их объединением в заказы, готовящиеся для отправки потребителям.

7. Грузопереработка материалов. Перемещение ресурсов в ходе операций, выполняемых в организации. При этом материалы перемещаются от одной операции к другой. Цель – обеспечить эффективное перемещение по коротким маршрутам на складе, используя наиболее подходящее оборудование с минимальным ущербом для продукции, а при необходимости специальную упаковку.

8. Внешние перевозки. Получение продукции в зоне отправки и доставка ее до потребителя.

9. Управление физическим распределением. Виды деятельности, в ходе которых готовая продукция доставляется до потребителей. Часто стыкуется с маркетингом.

10. Переработка, возврат продукции, устранение отходов. Виды деятельности, в ходе которых осуществляется возврат материалов в организацию, называют логистикой обратных потоков (обратной дистрибьюцией). Напр., возвращаются поврежденные материалы; не те по количеству и типу, которые заказывались; материалы для повторного использования – доставочные коробки, катушки; материалы для переработки.

11. Выбор мест размещения. Логистика должна отыскать наилучшие места для конкретных операций (напр., хранение), определить их число и размеры. Данные решения влияют на общую структуру цепи поставок.

12. Коммуникация. Поток информации связывает все части цепи поставок, передавая данные о продуктах, запросах, материалах, времени, объеме, проблемах и т.д.

В зависимости от обстоятельств к логистике может быть отнесено множество других видов деятельности (прогнозирование продаж, составление производственных графиков, связи с внешними партнерами и др.). Важно не только провести границы между функциями, но и учесть, что все они должны выполняться совместно, чтобы обеспечить эффективный материальный поток.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.