Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия как концепция управления развитием бизнес-системы




Вопросами разработки стратегии предприятия занимается один из интегрирующих разделов науки управления - стратегический менеджмент.

Стратегический менеджмент (strategic management) - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий разработку системы целей и задач предприятия, а также их увязку с ресурсными возможностями предприятия и интересами работников. Здесь упор делается на общесистемный подход без регламентации конкретных (оперативных) действий руководителя, обеспечивается координация тактических мероприятий и условий для оптимального использования имеющегося ресурсного потенциала предприятия.

Термин «стратегия» изначально был введен древними греками как искусство военного управления. В военном контексте под стратегией обычно понимают «план победы над врагом». Если рассматривать этот термин более глобально, то реализация стратегии предполагает достижения политических целей войны, которым должны быть подчинены все локальные военные действия.

Замена слова «враг» словом «конкурент» переводит это определение из сферы военных действий в сферу бизнеса и рыночных отношений. Целью глобальной корпоративной стратегии на рынке является приобретение надежного преимущества над конкурентом, причем здесь речь идет не столько о том, какой товар или услугу предприятие может предложить на рынке, сколько о том, какую проблему потребителя оно может решить лучше своих конкурентов.

Уже в начале двадцатого века один из основоположников стратегического менеджмента Файоль четко сформулировал понятие стратегии. «Управлять, - считал он, - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы». Другие ведущие специалисты в области теории управления дают близкие по содержанию определения стратегии. По их мнению, стратегия - это:

· идея, дающая преимущества в конкурентной борьбе;

· совокупность долгосрочных ориентиров для деятельности предприятия;

· комплексный план - набор правил, реальных действий и управленческих решений, с помощью которых достигается генеральная (стратегическая) цель в установленный период;

· искусство находить оптимальное решение проблем при минимизации рисков.

Цикличность развития экономики, быстрая смена и слабая предсказуемость политических, экономических и социальных условий потребовали от предприятий адекватной реакции на неожиданные изменения во внешней среде. Традиционные методы управления, основанные на простой экстраполяции прошлого опыта, в современных условиях оказались неэффективными. Попытки справиться с возникшими проблемами за счет мобилизации лишь внутренних резервов предприятия, улучшения внутрифирменного управления не приводили больше к решающему успеху. С одной стороны, возникла необходимость более тесно увязать прошлое, настоящее и будущее, спроектировав траекторию эффективного развития бизнес-системы. С другой стороны, стал необходим переход от «внутренней» к «внешней» точке зрения на совершенствование системы управления с учетом сложившихся тенденций, возникших проблем, опасностей и тех стратегических возможностей, которые допускаются внешними условиями и вытекают из них.

Таким образом, стратегическое управление - это, по сути, концепция управления развитием бизнес-системы для достижения поставленных целей в долгосрочном плане, основанная на возможности наиболее эффективно использовать не только имеющиеся внутренние ресурсы, но и ситуацию, возникающую в динамично развивающейся внешней среде. Стратегическое управление ориентировано на достижение предприятием конкретных преимуществ на рынке.

Разработка рыночной стратегии потребовала ответов, в первую очередь, на следующие вопросы:

· какую проблему потребителя требуется решить?

· что и в каком объеме производить?

· для кого и когда производить?

· кто является конкурентом, а кто партнером?

· как строить ценовую политику?

· как наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсные возможности для достижения поставленных целей?

· какие ограничения накладывают внутренние возможности системы и внешняя среда?

Стратегическое управление как раз и явилось той концепцией, которая отвечала сложившимся к середине двадцатого столетия новым условиям хозяйствования. Она позволила предложить варианты долгосрочного устойчивого развития предприятия и дать ответы на возникшие вопросы. И именно поэтому эта концепция вошла в арсенал методов управления предприятиями всех развитых стран.

Стратегическое управление - это система, разрабатывающая и реализующая генеральную программу действий любого предприятия. Оно основывается на разработке стратегических моделей. Такие модели описывают процесс анализа внешних условий и, прежде всего, рыночной конъюнктуры, дают качественные и количественные оценки результатов текущей и возможно будущей деятельности предприятия. При моделировании взаимодействия предприятия и его окружения учитывается вся совокупность экономически значимых для него факторов, действующих ограничений и возможных рисков, а перераспределение имеющихся средств и ресурсов внутри предприятия ориентировано на достижение поставленных целей, обеспечение устойчивости развития и конкурентоспособности.

Стратегические модели носят нормативный характер в том смысле, что предписывают определенную последовательность процедур принятия решения, включающих в себя:

1. Детальный анализ положения предприятия на рынке, определение сфер деятельности и границ, обозначающих внешние пределыего роста и в перспективе.

2. Прогнозирование тенденций и проблем развития рынка, состояния его конъюнктуры, оценка условий, определяющих конкурентные возможности предприятия, а также факторов риска при реализации этих возможностей.

3. Определение слабых и сильных сторон предприятия по сравнению с его конкурентами для реальной оценки возможностей бизнес-системы.

4. Определение и формулировка долгосрочных целей предприятия.

5. Выбор стратегии, то есть описание возможных путей (способов), приемов и средств опережающего реагирования для достижения поставленных целей.

6. Выбор оптимальных методов управления для реализации генеральной стратегии.

Обычно процесс выработки генеральной стратегии не завершается каким-либо немедленным действием, а ограничивается выбором лишь общих направлений деятельности (траекторий), продвижение по которым обеспечивает достижение поставленных стратегических целей. У руководства должна оставаться свобода маневра при принятии конкретных оперативных решений. Обусловлено это сложностью получения полноценной достоверной информации, в результате чего создается «зона неопределенности». Стратегическое управление предполагает возможность выбора различных вариантов развития, каждый из которых оптимален только при определенных условиях, складывающихся во внешней среде под воздействием различных конъюнктурообразующих факторов в конкретный период времени.

При оперативном управлении (в отличие от стратегического) используется более структурированный подход для принятия тактических решений. Оно базируется на уточненной информации, связанной с возникновением конкретных ситуаций. Здесь появляется возможность скорректировать ранее выбранную генеральную стратегию для выхода бизнес-системы из отдельных локальных кризисных ситуаций, возникающих в силу воздействия трудно прогнозируемых факторов. Каждое тактическое решение может быть оценено путем сопоставления ожидаемого экономического результата и требуемых для его достижения затрат.

В отличие от оперативного стратегическое управление во многом основывается на интуиции. Количественно определить эффективность стратегических решений в силу отсутствия необходимой информации в большинстве случаев оказывается невозможным. В условиях «стратегических неожиданностей» руководителю приходится ограничиваться лишь качественной оценкой эффективности, такой, например, как «стратегическая полезность», для выражения которой используется мнение высококвалифицированных экспертов и балльная система оценок.

Следует отметить, что по мере становления рыночных отношений в России изменилось само содержание понятия «экономический эффект». Идея народно-хозяйственного подхода к оценке экономической эффективности в условиях социалистической экономики исходила из предпосылки, что все управление народным хозяйством может осуществляться из единого центра. В условиях рыночных отношений такой подход на уровне предприятия теряет всякий смысл, поскольку собственник средств производства, участвуя в конкурентной борьбе, руководствуется, прежде всего, интересами выживаемости и развития своего предприятия. Он ориентирует всю производственную деятельность на удовлетворение потребностей клиентуры в выбранной стратегической зоне на рынке, на достижение поставленных целей. Именно на это расходуется весь имеющийся ресурсный потенциал предприятия и направлена вся система стратегического управления и планирования. Общехозяйственные интересы государства, с точки зрения руководителя бизнес-системы, оказываются отодвинутыми на задний план.

Рыночные отношения выводят из-под непосредственного контроля государства хозяйственную деятельность предприятия. Лишь с помощью системы государственного регулирования правительство может создать такие условия для бизнеса, чтобы каждое предприятие было вынуждено учитывать общегосударственные интересы или хотя бы не действовать вразрез с ними. Рынок сам, автоматически, берет на себя защиту общественных интересов и, прежде всего, интересов потребителей.

Глобализация бизнеса и быстро развивающиеся интеграционные процессы приводят к тому, что, принимая то или иное стратегическое решение, руководитель предприятия вынужден искать консенсус (согласие), учитывать интересы как государства, так и других субъектов рынка, действующих в выбранной стратегической зоне. Без этого выжить в условиях конкуренции нельзя, так как в противном случае рыночная стратегия предприятия натолкнется на мощное сопротивление с их стороны, которое может негативно отразиться на эффективности деятельности и привести предприятие к краху. Именно добровольный взаимный учет интересов всех основных участников рыночных отношений, ориентация на совместную деятельность, на партнерские отношения, а не только на обеспечение доминирования или на защиту занимаемых позиций, позволяет, в конечном итоге, многим из них выдерживать конкуренцию и достигать в долгосрочной перспективе выбранных глобальных стратегических целей.

Рыночные отношения проверяют компетентность руководителя высшего звена управления на умение самостоятельно (без подсказки «сверху») решать все проблемы, связанные с обеспечением не только выживания, но и процветания компании, принимать основополагающие стратегические решения с учетом изменения конъюнктуры рынка, имеющихся ресурсов и в рамках сложившегося правового пространства. Рынок лишает руководителей «привилегии стратегической безответственности».

Конкурентоспособность предприятия на рынке во многом зависит от способностей и уровня профессиональной компетентности руководителей, от их умения просчитывать варианты, гибкости их мышления. В бизнесе, как и на войне, способность к быстрой адаптации – это путь к успеху. Нередко при анализе военных действий Наполеона приводят его слова: «Главное – ввязаться в бой, а там будет видно, что делать». На самом деле он составлял не один, а несколько планов действий, которые были задействованы в зависимости от хода военных действий. Стратегия бизнеса также не должна быть одновариантной. Любое изменение конъюнктуры рынка должно учитываться, любое стратегически важное действие конкурента должно сопровождаться использованием тех вариантов стратегических планов, которые были составлены заранее, смогут оказаться наиболее эффективными в данной обстановке и приведут к достижению поставленной цели при минимизации рисков.

Стратегическое управление осуществляется в рамках определенных ограничений, накладываемых системой рыночных отношений, международным, государственным и отраслевым регулированием. Наряду с этим, каждое стратегическое решение и действие, предпринимаемое бизнес-системой, должно быть нравственно приемлемым. Это подразумевает проведение правомерных, а не опасных для общества действий. Этические и моральные нормы касаются обязательств перед акционерами (которые ожидают отдачи от своих инвестиций), перед персоналом (избранная стратегия не должна принижать достоинство людей и не наносить им ущерб даже в критических ситуациях), перед потребителями (законы о защите прав потребителей), перед поставщиками (нормы неформального делового общения), перед обществом (безопасность, экология, этика бизнеса, нравственность, престиж государства). Таким образом, стратегия должна тесно увязываться с этикой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.