КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метрологические службы и организации
6.3.1. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии f Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации (CMC). В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии. СГосстандарт осуществляет деятельность непосредственно и через находящиёсяХего ведении территориальные центры CMC, а также через государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений. В ведении Госстандарта России находятся: / • Государственная метрологическая служба (ГМС) (см. 6.3.2). 2- • Государственная служба времени ичастртыи определения па- раметров вращения Земли (ГСВЧ) — сеть организаций, несущих ответственность за воспроизведение и хранение единиц времени и частоты и передачу их размеров, а также за обеспечение потребителей в народном хозяйстве информацией о точном времени, за выполнение измерений времени и частоты в установленных единицах и шкалах. J • Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) — сеть организаций, несущих ответственность за создание и внедрение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов с целью обеспечения единства измерений.
<6 • Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ й материалов (ГСССД) — сеть организаций, несущих ответственность за получение и информационное обеспечение заинтересованных лиц данными о физических константах и свойствах веществ и материалов, основанных на исследованиях и высокочастотных измерениях. Основные задачи Госстандарта России в области метрологии: • реализация государственной политики в сфере CMC, установления и использования стандартов,* эталонов и единиц величин и исчисления времени; • осуществление мер по защите прав потребителей и интересов государства в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг); ~~ ' " • обеспечение функционирования и развития систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, аккредитации и научно-технической информации в этих областях, а также их гармонизация с международными и национальными системами зарубежных стран; • организация и проведение государственного контроля и над-, зора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации за сертифицированной продукцией, а также государственного метрологического контроля и надзора; • формирование совместно с федеральными органами исполнительной власти федеральных информационных ресурсов и инфраструктуры CMC, аккредитации, качества и классификации технико-экономической информации. Для решения этих задач Госстандарт России: 1. Разрабатывает предложения по приоритетным направлениям развития работ по CMC, их научному, правовому, организационно-техническому, методическому, финансовому и информационному обеспечению, а также по преодолению "технических барьеров" во внешней торговле.
2. Принимает участие в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных целевых программ по CMC; выступает государственным заказчиком этих программ, участвует в формировании и реализации иных федеральных и межгосударственных целевых программ в части их нормативного обеспечения качества и метрологического обеспе- чения. 3. Рассматривает, оценивает и подготавливает заключения по проектам федеральных целевых программ. 4. Разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство РФ проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам CMC, дает по ним заключения. 5. Организует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в закрепленных областях деятельности, а также устанавливает правила проведения работ по CMC и аккредитации, государственному контролю и надзору в подведомственных областях, осуществляет методическое руководство этими работами. 6. Организует проведение работ по межведомственной унификации продукции, методов контроля, испытаний и испытательного оборудования. 7. Формирует технические комитеты по стандартизации для разработки стандартов, осуществляет методическое руководство и координацию их деятельности. Принимает и вводит в действие государственные стандарты Российской Федерации и общероссийские классификаторы, проводит экспертизу проектов государственных стандартов и других нормативных документов в области CMC и аккредитации на соответствие федеральному законодательству. 8. Устанавливает общетехнические нормы и правила, обеспечивающие техническую и информационную совместимость при разработке, эксплуатации и использовании продукции, а также совместимость требований на общепромышленную продукцию с нуждами обороны страны. 9. Устанавливает правила применения в Российской Федерации международных стандартов, национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций по CMC, аккредитации и качеству зарубежных стран. Осуществляет государственную регистрацию нормативных документов по CMC и аккредитации. 10. Устанавливает правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц физических величин, а также утверждает их государственные эталоны и обеспечивает хранение последних. Развивает государственную эталонную базу, вносит в Правительство РФ предложения по утверждению единиц величин, допускаемых к применению в стране.
11. Утверждает перечни групп СИ, подлежащих поверке; принимает решение об отнесении технического устройства к СИ; устанавливает правила представления СИ на поверку и испытания, а также интервалы между поверками; проводит поверку и испытания, утверждает типы СИ; ведет Государственный реестр средств измерений, допущенных к применению на территории Российской Федерации, осуществляет публикацию официальной информации об утверждении типа СИ. Также устанавливает правила выполнения поверочных и калибровочных работ, аккредитации метрологических служб юридических лиц на право выполнения этих работ и выдачу сертификатов утверждения типа средств измерений, калибровки или нанесения калибровочного знака. 12. Проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, аккредитованных органов по сертификации, измерительных и испытательных лабораторий (центров); публикует официальную информацию о них и представляет информацию в установленном порядке в международные и региональные организации по сертификации; ведет Государственный реестр по сертификации и аккредитации и осуществляет архивное хранение материалов по государственной регистрации. 13. Осуществляет работу по подтверждению соответствия (в том числе сертификации); определяет в установленном порядке номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации; создает системы сертификации, определяет формы сертификации, аккредитует юридические лица в качестве органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров); устанавливает правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; ведет государственный реестр участников и объектов сертификации; устанавливает правила проведения инспекционного контроля за соблюдением правил обязательной сертификации и сертифицированной продукцией; рассматривает апелляции по вопросам сертификации.
14. Осуществляет содействие в организации работ по стандартизации и сертификации продукции и услуг, по разработке систем качества, а также содействию в проведении работ по обеспечению единства измерений, унификации изделий. 15. Готовит предложения о присоединении к международным системам стандартизации и обеспечения единства измерений, сертификации и аккредитации; заключает соглашения с соответствующими организациями зарубежных стран о взаимном признании результатов сертификации. 16. Участвует в работе международных организаций, комиссий, занимающихся вопросами CMC, аккредитации и качества; сотрудничает с зарубежными национальными органами по CMC, аккредитации и качеству; в качестве национального органа Российской Федерации осуществляет членство в международных организациях и координирует работу федеральных органов исполнительной власти по проведению согласованной политики в этих организациях. 17. Устанавливает порядок осуществления государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, государственного метрологического контроля и надзора, а также организует проведение указанного'контроля и надзора. 18. Создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов, международных стандартов и национальных стандартов зарубежных стран, правил, норм и рекомендаций по CMC. Обеспечивает создание, актуализацию и использование баз данных нормативных документов, общероссийских классификаторов, научно-технической терминологии, каталогизации продукции и информации в области CMC, аккредитации, государственного контроля и надзора. 19. Осуществляет официальное опубликование и распространение государственных стандартов Российской Федерации, стандартных справочных данных о составе и свойствах веществ и материалов, нормативных документов по CMC, аккредитации, а также указателей стандартов, перечней допущенных к применению средств измерений, стандартов и рекомендаций международных организаций, национальных стандартов зарубежных стран, используемых в стране в соответствии с международными договорами. 20. Устанавливает правила аккредитации и выдачи разрешений (лицензий) на проведение определенных видов работ по обязательной сертификации (лицензий на применение знака соответствия); выдает и аннулирует разрешения (лицензии) на проведение определенных видов работ по обязательной сертификации аккредитованным им органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам); осуществляет полномочия по лицензированию деятельности центров обязательной сертификации и испытательных лабораторий (центров) в области обязательной сертификации. 21. Определяет порядок лицензирования деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. 22. Устанавливает порядок маркирования знаком соответствия государственным стандартам продукции и услуг, а также порядок выдачи лицензий на деятельность по маркированию этим знаком продукции и услуг; ведет Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам. 23. Выполняет функции федерального ведомственного органа управления образованием по вопросам CMC и аккредитации; осуществляет методическое руководство обучением в этих областях, определяет требования к уровню квалификации и компетентности персонала. Организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по вопросам CMC, аккредитации, систем качества, испытаний, государственного контроля и надзора. 6.3.2. Государственная метрологическая служба Государственная метрологическая служба (ГМС) несет ответственность за метрологическое обеспечение измерений в стране на межотраслевом уровне и осуществляет государственный метрологический контроль и надзор. В состав ГМС входят: • государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), метрологические научно-исследовательские институты, несущие в соответствии с законодательством ответственность за создание, хранение и применение государственных эталонов и разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений в закрепленном виде измерений; • органы ГМС на территории республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Основная деятельность органов ГМС направлена на обеспечение единства измерений в стране. Она включает создание государственных и вторичных эталонов, разработку систем передачи размеров единиц ФВ рабочим СИ, государственный надзор за производством, состоянием, применением, ремонтом СИ, метрологическую экспертизу документации и важнейших видов продукции, методическое руководство МС юридических лиц. Руководство ГМС осуществляет Госстандарт. Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) образуются из числа находящихся в ведении Госстандарта предприятий и организаций или их структурных подразделений, выполняющих работы по созданию, совершенствованию, хранению и применению государственных эталонов единиц величин, а также ведущих разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений и имеющих высококвалифицированные научные кадры. Присвоение конкретному предприятию, организации статуса ГНМЦ не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение их к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки. Основные функции ГНМЦ: • создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин; • выполнение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области метрологии, в том числе по созданию уникальных опытно-экспериментальных установок, шкал и исходных мер для обеспечения единства измерений; • передача размеров единиц величин от государственных эталонов исходным; • проведение государственных испытаний средств измерений; • разработка оборудования, необходимого для оснащения органов ГМС; • разработка и совершенствование научных^ нормативных, организационных и экономических основ деятельности по обеспечению единства измерений в соответствии со специализацией; • взаимодействие с МС федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами; • информационное обеспечение предприятий и организаций по вопросам единства измерений; • проведение работ, связанных с деятельностью ГСВЧ, ГСССД и ГССО; • проведение экспертизы разделов МО федеральных и иных программ; • проведение метрологической экспертизы и измерений по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда и федеральных органов исполнительной власти; • подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров; • участие в сличении государственных эталонов с национальными эталонами других стран, разработке международных норм и правил. Деятельность ГНМЦ регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 № 100. 6.3.3. Метрологические службы государственных органов управления РФ и юридических лиц В соответствии с Законом "Об обеспечении единства измерений" на предприятии для обеспечения МО может быть создана метрологическая служба во главе с представителем администрации, обладающим соответствующими знаниями и полномочиями. При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 указанного Закона, создание МС является обязательным. К таким сферам деятельности относятся: • здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда; % • торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств; • государственные учетные операции; • оборона государства; • геодезические и гидрометеорологические работы; • банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; • производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ; • испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ; • обязательная сертификация продукции и услуг; • измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления РФ; • регистрация национальных и международных спортивных рекордов. Метрологическая служба создается для научно-технического и организационно-методического руководства работами по МО в соответствии с Положением о МС, которое разрабатывается по правилам, изложенным в ПР 50—732—93. Этот документ определяет структуру МС и ее звеньев, их задачи, обязанности и права. Метрологическая служба государственного органа управления может включать: • структурные подразделения главного метролога в центральном аппарате государственного органа;: • головные и базовые организации МС в отраслях и подотраслях, назначаемые органом управления; • МС предприятий, объединений, организаций и учреждений. Метрологическая служба юридических лиц — самостоятельные структурные подразделения, в состав которых могут входить калибровочные и поверочные лаборатории, а также подразделения по ремонту СИ. МС должны быть аккредитованы органами Госстандарта в соответствии с ПР 50.2.013—97, где регламентирован порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов. При аккредитации проверке подлежит наличие условий, обеспечивающих техническую компетентность МС в реализации возложенных на нее функций в области обеспечения единства измерений. Условия аккредитации предполагают наличие: • оборудования, необходимого для проведения работы в области аккредитации; • нормативных документов ГСИ и других нормативных документов в области аккредитации; • достаточного по количеству и квалификации (в области аккредитации) персонала; • помещений для проведения метрологических работ. Аккредитация проводится на срок, не превышающий пяти лет. Регистрацию аккредитованных МС юридических лиц осуществляет ВНИИМС. 6.3.4. Международные метрологические организации В 1875 г. семнадцать государств, в том числе и Россия, подписали Метрическую конвенцию, к которой в настоящее время присоединились 48 стран. Конвенция устанавливает международное сотрудничество стран, ее подписавших. Для этого было создано Международное бюро мер и весов (МБМВ) (Bureau International des Poids et Mesures), находящееся в г. Севре близ Парижа. Задача МБМВ состоит в том, чтобы гарантировать международную однородность измерений и их соответствие Международной системе единиц СИ. С этой целью создана единая для всех государств система передачи размеров единиц ФВ системы СИ. Эта задача многогранна и решается путем либо прямого распространения эталонов (как в случае массы), либо координацией через международные сравнения национальных эталонов (как в длине, электричестве, радиометрии). Бюро выполняет исследования, связанные с измерениями, организует международные сравнения национальных эталонов и выполняет калибровки для государств-членов. В МБМВ хранятся международные прототипы ряда мер и эталоны единиц некоторых физических величин. Деятельность МБМВ финансируется совместно государствами- членами Метрической конвенции. В соответствии с конвенцией для осуществления руководства Деятельностью МБМВ был учрежден Международный комитет мер и весов (МКМВ) (Comitee International des Poids et Mesures), который подотчетен Генеральной конференции мер и весов (ГКМВ) (Conference Generate des Poids et Mesures). Последняя выбирает членов МКМВ на периодических (раз в 4 года) собраниях представителей правительств государств-членов. Сейчас при МКМВ действуют семь консультативных комитетов: по определению единиц длины, массы, времени, электрических величин, единиц фотометрии и радиометрии, по единицам ионизирующих излучений и единицам для измерения химических величин. Отметим, что МБМВ и МКМВ работают в тесном сотрудничестве с международными метрологическими организациями. Особенно близкие связи установлены с Международной организацией законодательной метрологии (МОЗМ) и Международной организацией по стандартизации (ИСО) в лице ее технического комитета 1SO/TC 12 "Величины, единицы, обозначения и переводные множители". Осуществляется также взаимодействие с Международной электротехнической комиссией (МЭК) и рядом других международных организаций. Члены МБМВ участвуют в работе международных организаций через членство различных комитетов этих организаций. Участвуя в многочисленных международных встречах и конференциях, члены МБМВ играют важную роль в координации международных измерений. МБМВ совместно с международными организациями разработала и опубликовала "Руководство для выражения неопределенности измерений" [27] и "Международный словарь основных и общих метрологических терминов" (VIM). В МБМВ Россия представлена ГП ВНИИМ им. Д.И. Менделеева и ГП ВНИФТРИ. Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) (International Organization of Legal Metrology) была создана в 1955 г. для обеспечения всеобщей гармонизации законодательных процедур метрологии и установления взаимного доверия к результатам измерений, проводимых в странах—членах Метрической конвенции. Это межправительственная организация, в которую входят действительные члены — страны, активно участвующие в ее работе, и члены-корреспонденты — страны, являющиеся наблюдателями. В настоящее время МОЗМ объединяет более 80 государств. Высшим органом МОЗМ является Международная конференция законодательной метрологии, которая собирается раз в 4 года. Решения МОЗМ носят рекомендательный характер, и их исполнение зависит от воли конкретного государства. Она издает международные документы (МД), предназначенные для его рабочих органов, и рекомендации (MP), которые адресованы странам- членам. В Российской Федерации указанные документы хранятся в ВНИИМС. Отметим, что МОЗМ активно участвует в работе таких организаций, как ИСО, МБМВ, и других. Россию в МОЗМ представляет Госстандарт. Международная организация по стандартизации (ИСО) (International Organization for Standardization) была создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, в том числе и СССР. Россия стала членом ИСО как правопреемник последнего. Членами ИСО являются национальные организации по стандартизации стран мира. В начале 2000 г. членами ИСО были 135 стран. Сфера деятельности ИСО распространяется на все области, кроме электротехники и электроники, стандартизацией которых занимается МЭК. В некоторых областях эти две организации действуют совместно. Главной задачей ИСО является содействие развитию: • стандартизации, метрологии и сертификации с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами; • сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Стандарты ИСО широко используются в мире, их число в настоящее время превышает 12 тыс., причем ежегодно принимаются или пересматриваются около тысячи стандартов. Они не являются обязательными для применения странами—членами ИСО. Решение об их применении связано со степенью участия конкретной страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В России в настоящее время идет активный процесс внедрения стандартов ИСО в национальную систему стандартизации. Международная электротехническая комиссия (МЭК) (International Electrotechnical Commission) создана в 1906 г. После Второй мировой войны МЭК стала автономной организацией в составе ИСО. Основная цель создания МЭК аналогична цели ИСО — содействие международному сотрудничеству по стандартизации, метрологии и сертификации в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов. Большинство стран — членов МЭК представлены своими национальными органами по стандартизации (Россию представляет Госстандарт). Активное сотрудничество МЭК с ИСО выражается в публикации руководств и директив ИСО/МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. Непосредственно МЭК принято более 2 тыс. международных стандартов, которые отличаются от стандартов ИСО большей конкретизацией требований к объектам. Отдельными вопросами метрологии занимаются такие международные организации, как Международная конференция по измерительной технике и приборостроению (ИМЕКО), Международный консультативный комитет по радиосвязи (МККР), Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии (МККТТ), Международная организация гражданской авиации, Международный телекоммуникационный союз (ITU), Международный астрономический союз (IAU), Международный союз геодезии и географии и др. В рамках СНГ вопросы стандартизации, сертификации и метрологии решаются в соответствии с межправительственным документом Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992). На его основе создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ, где представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран. Он признан ИСО региональной организацией по стандартизации стран СНГ. Совет ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукции и услуг. Стандарты и иная нормативная документация, разработанная им, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответствии с правилами ПМГ 04—94 и ПМГ 05-94. 6.4. Государственный ;
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |