Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия сертификации. Организационно-методические принципы сертификации в РФ




Организационно-методические принципы сертификации в РФ

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независи­мыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/МЭК2).

Участвующие стороны представляют, как правило, интере­сы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторо­на).

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертифика­ции, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сертификация продукции (далее — сертификация) — проце­дура подтверждения соответствия, посредством которой неза­висимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребите­ля (покупателя) организация удостоверяет в письменной фор­ме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 №5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. От 31.07.98)).

Система сертификации — совокупность участников серти­фикации, осуществляющих сертификацию по правилам, уста­новленным в этой системе (Правила по проведению сертифика­ции в Российской Федерации).

Системы сертификации формируются на национальном (фе­деральном), региональном и международном уровнях.

В нашей стране системы сертификации создаются специаль­но уполномоченными на это федеральными органами исполни­тельной власти — Госстандартом России, Министерством здра­воохранения РФ, Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.

В дальнейшем изложение темы будет основано преимуще­ственно на примере системы сертификации, возглавляемой Гос­стандартом России «Системы сертификации ГОСТ Р», которая охватывает товары народного потребления и услуги (работы) населению.

Сертификат соответствия* (далее — сертификат) — доку­мент, выданный по правилам системы сертификации для под­тверждения соответствия сертифицированной продукции уста­новленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продук­ции и услуг»).

Декларация о соответствии —- документ, в котором изгото­витель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным тре­бованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Таким образом, подтверждение соответствия проводится по­средством не только сертификата, но и декларации о соответ­ствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть под­тверждено декларацией о соответствии, утверждаются постанов­лением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертифи­кации подтверждается соответствие маркированной им продук­ции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Основные цели и принципы сертификации

Цели сертификации. Сертификация направлена на достиже­ние следующих целей:

содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроль безопасности продукции (услуги, работы) для ок­ружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждение показателей качества продукции (услуги, ра­боты), заявленных изготовителем (исполнителем);

создание условий для деятельности организаций и предпри­нимателей на едином товарном рынке России, а также для учас­тия в международном экономическом, научно-техническом со­трудничестве и международной торговле.

Следующий пример [16] свидетельствует о высоком социаль­но-экономическом эффекте сертификации: отказ в сертифика­ции и запрет реализации на рынке 100 т бельгийской говядины

спасли от острого пищевого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн руб.

Принципы сертификации. При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.

1. Законодательная основа сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах.)

2. Открытость системы сертификации. (В работах по серти­фикации участвуют предприятия, учреждения, организации не­зависимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила.)

3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. (Гармонизация явля­ется условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, реги­ональными и национальными системами сертификации других стран.)

4. Открытость и закрытость информации. (При сертифика­ции должно осуществляться информирование всех ее участни­ков — изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон — общественных организаций, предприятий, отдельных лиц — о правилах и ре­зультатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, состав­ляющей коммерческую тайну.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.