Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная система стандартизации ИСО. Структура




Генеральная ассамблея (высший орган), Совет ИСО, Комитеты совета

Исполнительное бюро (Исполком)

Центральный секретариат

Технические комитеты (ТК) - 175

Подкомитеты (ПК) - 576

Технические Консультативные Группы

(Рабочие группы) - 2057

Международные стандарты разрабатываются в технических комитетах.

МС считается принятым, если за него проголосовало 75% членов комитета.

В 1979 г. создан ТК 176 «Системы обеспечения качества». Его задача - стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества.

В 1987 году опубликованы 4 стандарта ИСО серии 9000 –посвященные качеству.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Стандарт ИСО в случае его использования вводится в национальную систему стандартизации, а также может применяться в двусторонних и многосторонних торговых отношениях.

Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в со­став Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 22) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Сильные национальные организации в странах—членах ИСО являются опорой для ее функционирования. Поэтому комитетами-членами признаются только те организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.

Национальные организации — это проводники всех достижений ИСО в свои страны, а также выразители национальной точки зрения в соответствующих технических комитетах организации.

Организационная структура

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган),

Совет,

Техническое руководящее бюро.

Рабочие органы:

технические комитеты (ТК),

подкомитеты (ПК),

технические Консультативные Группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать три наблюдателя. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели. Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов членов; Совета.

Весьма широки деловые контакты ИСО: с ней поддержива­ют связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смеж­ных направлениях.

Крупнейший партнер ИСО — Международная электротех­ническая комиссия (МЭК)1. В целом эти три организации ох­ватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникации.

28. Международная электротехническая комиссия МЭК. Цели и задачи.

Международная электротехническая комиссия создана в 1906 т. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

После второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены - МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

Основные объекты стандартизации и сертификации, интересующие нас:

• изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.);

• электронное оборудование бытового и производственного назначения;

• электроинструменты;

• оборудование для спутников связи;

• терминология.

Основная цель организации, которая определена ее Уставом - содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов.

29. Международная электротехническая комиссия МЭК. Структура.

Большинство стран—членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Россию представляет Госстандарт РФ), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.).

Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются более 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли, которые потребляют более 95% электроэнергии, производимой в мире. Официальные языки МЭК — английский, французский и русский.

Национальные комитеты всех стран образуют Совет — высший руководящий орган МЭК. Ежегодные заседания Совета, которые проводятся поочередно в разных странах—членах МЭК, посвящаются решению всего комплекса вопросов деятельности организации. Решения принимаются простым большинством голосов, а президент имеет право решающего голоса, которой он реализует в случае равного распределения голосов. Основной координирующий орган МЭК — Комитет действий. Кроме главной своей задачи — координации работы технических комитетов — Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета. Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты и рабочие группы (РГ). В работе каждого ТК участвуют 15~20 стран. Наибольшее число секретариатов ТК и ПК ведут Франция, США, Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды. Россия ведет шесть секретариатов. Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида: общетехнические, носящие межотраслевой характер, и стандарты, содержащие технические требования к конкретной продукции. К первому виду можно отнести нормативные документы на терминологию, стандартные напряжения и частоты, различные виды испытаний и пр. Второй вид стандартов охватывающие огромный диапазон от бытовых электроприборов до спутников связи. Ежегодно в программу МЭК включается более 500 новых тем по международной стандартизации.

МЭК принято более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой: в них изложены технические требования к продукции и методам ее испытаний, а также требования к безопасности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для важнейшего аспекта подтверждения соответствия — сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Для обеспечения этой области, имеющей актуальное значение в международной торговле, МЭК разрабатывает специальные международные стандарты на безопасность конкретных товаров. Международные стандарты "МЭК более пригодны для Прямого применения в странах-членах, чем стандарты ИСО.

Придавая большое значение разработке международных стандартов на безопасность, ИСО совместно с МЭК приняли Руководство ИСО/МЭК 51 "Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов". В нем отмечается, что безопасность представляет собой такой объект стандартизации, который проявляет себя при разработке стандартов во многих различных формах, на разных уровнях, во всех областях техники и для абсолютного большинства изделий. Сущность понятия "безопасность" трактуется как обеспечение равновесия между предотвращением опасности нанесения физического ущерба и другими требованиями, которым должна удовлетворять продукция. При этом следует учитывать, что абсолютной безопасности практически не существует, поэтому, даже находясь на самом высоком уровне безопасности, продукция может быть лишь относительно безопасной.

Цель создания Системы сертификации ИЭТ — содействие международной торговле изделиями электронной техники по­средством установления единых требований к этим товарам, методам оценки их соответствия, чтобы эти изделия были оди­наково приемлемы во всех странах—участницах системы без проведения повторных испытаний.

Общее руководство Системой возложено на Руководящий ко­митет по сертификации, подотчетный Совету МЭК; в его состав входят делегации стран-участниц. В Системе может участвовать любая страна — член МЭК при выполнении ряда условий: нали­чие национальной организации по стандартизации и сертифи­кации; согласие выполнять все правила Системы и издание соот­ветствующих национальных документов; признание сертификатов и протоколов испытаний изделий электронной техники, выпус­каемых в других странах-участницах, если они соответствуют требованиям Системы; выполнение финансовых обязательств чле­на Системы.

Инспекционная группа посещает испытательные лаборато­рии, лабораторию поверки средств измерений, знакомится с одной из технологических линий по производству ИЭТ, кото­рые будут сертифицироваться по Системе МЭК, причем стандарт (или технические условия), по которому изготавливается изделие, должен быть представлен в инспекционную группу еще до ее визита. По итогам визита инспекционная группа в от­чете председателю Координационного комитета по надзору изла­гает свое решение о принятии кандидата или отмечает недостатки с указанием срока для их устранения и письменного подтвер­ждения этого. После такой процедуры дается рекомендация об утверждении кандидата. Страна-кандидат имеет право на несогласие с выводами инспекционной группы и представление в письменном виде своих возражений в Координационный комитетах, за чем следует предусмотренная правилами Системы процедура.

30.Применение международных и региональных стандартов в отечественной практике

Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование МС (международных стандартов) в отраслях народного хозяйства.

Существует три варианта применения в Российской Федерации международных, региональных, национальных стандартов других стран в зависимости от степени использования между­народного документа и формы его представления.

1. Принятие государственного стандарта, представляющего аутентичный текст (от греч. authentihos — подлинный — текст документа, официально признанный равнозначным другому тексту, составленному, как правило, на другом языке) на русском языке соответствующего меж­дународного документа. Этот вариант называют прямым мето­дом или «методом обложки». При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо изменения текста. Изменения касаются только оформления обложки.

При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия), отделенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591—93.

При неполном совпадении текстов говорят об идентичности текста.

2. Принятие государственного стандарта, представляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего документа с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России.

Как видно, при данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением ГОСТ Р в скобках приводится обозначение МС, например:

ГОСТ Р 50231—92

(ИСО 7173—89).

В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учитывающие национальные особенности России или стран СНГ.

3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на основе международного документа до принятия их в качестве государственных стандартов.

Как видно, этот метод состоит в локальном использовании международного документа или в рамках отрасли, или в рамках предприятия, или в рамках научно-технического (инженерного) общества, поскольку государственные органы и субъекты хозяйственной деятельности России в целом еще не подготовлены к применению международного стандарта.

Все другие варианты использования МС с разной степенью: заимствования норм и положений международных документов следует квалифицировать как использование МС в качестве источников исходной информации, тем более ГОСТ Р1.2 «ГСС РФ. I Порядок разработки государственных стандартов» обязывает разработчиков учитывать международные, региональные стандарты и прогрессивные стандарты других стран.

Необходимость скорейшего присоединения России к ВТО, продвижения отечественных товаров на мировой рынок требуют ускорения темпов гармонизации положений отечественных стандартов с международными. Если в период 1995—1997 гг. всего 16 % стандартов разрабатывались на основе соответствующих стандартов ИСО и МЭК, то в 1998 г. таких стандартов ° стало уже около 50%, а к 2000 г. их должно быть около 75%.

Степень применения МС в отдельных отраслях промышленности России достаточно высока: в автомобильной промышленности— 90%; в станкоинструментальной промышленности — 75; в легкой промышленности — почти 100%. По этим отраслям ежегодные темпы обновления составляют в среднем 10%, что сопоставимо с аналогичными показателями промышленно развитых зарубежных стран (10—15%). Уровень гармонизации рос­сийских стандартов с международными в 1999 г. достиг 35% и сравним с уровнем большинства промышленно развитых стран.

Стандарты на системы качества. Требования к системам ка­чества впервые были установлены в 1987 г. в четырех стандар­тах ИСО серии 9000—ИСО серии 9000—9004. В 1994 г. после внесения изменений появилась вторая версия стандартов.

В стандартах ИСО 9001—9003 содержатся требования к мо­делям систем качества (СК). ИСО 9000, являясь своеобразным

«путеводителем» по серии, содержит руководящие указания по выбору моделей СК. ИСО 9004 содержит рекомендации по внедрению СК.

Ядром серии являются стандарты ИСО 9001—9003. В Рос­сии эти стандарты приняты «методом обложки».

В действующей серии ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 9001 охватывает все стадии жизненного цикла продукции (см. рис. 2). Их применяют в тех случаях, когда СК поставщика должна обеспечивать соответствие на стадиях исследования и проектирования, производства, транспортирования и хранения, монтажа и эксплуатации.

ГОСТ Р ИСО 9002 используется тогда, когда СК у поставщика должна обеспечивать соответствие установленным требованиям к продукции на стадиях производства, транспортирова­ния, хранения и монтажа.

ГОСТ Р ИСО 9003 используется, когда соответствие установленным требованиям к продукции должно обеспечиваться поставщиком только в процессе контроля и испытаний готовой продукции.

Таким образом, три стандарта охватывают «разную длину» жизненного цикла продукции. Установленные в рассматриваемых стандартах требования можно разделить на две группы: требования к общему руководству СК; требования к этапам жизненного цикла продукции. Все три стандарта содержат требования к общему руководству (ответственность руководства, принципы СК, проверка СК, документация СК, регистрация данных по качеству, требования к персоналу). Различие стандартов — в объеме требований к этапам жизненного цикла продукции.

В ГОСТ Р ИСО 9001 содержится 20 пунктов «интегрированных» требований (табл. 7), или элементов качества (по терминологии ИСО 9004). Каждое из этих требований может быть дифференцировано на «элементарные требования». Специалисты по СК выделяют около 220 таких элементарных требований. На соответствие каждому элементарному требованию про­водится проверка СК при ее сертификации.

В ГОСТ Р ИСО 9002 присутствует 19 элементов качества, поскольку в нем отсутствуют требования к проектированию, материально-техническому снабжению, подготовке к производ­ству, управлению производством.

В 2000 г. утверждена новая версия стандартов ИСО серии 9000, в дальнейшем сертификация систем качества будет осуществляться на соответствие МС ИСО 9001:2000. Согласно реко­мендациям Госстандарта России сертификация на соответствие стандартам ИСО серии 9000 версии 1994 г. может проводиться вплоть до 31 декабря 2002 г.

31. Законодательные основы сертификации

Сертификация появилась из-за необходимости защищать внут­ренний рынок от продукции, не пригодной к использованию. Поэтому вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и др.) за появление недоброкачественной продукции, а с другой стороны, определять обязательные минимальные требования к выпускаемой продукции.

К законодательным актам, устанавливающим ответствен­ность, относятся Федеральные законы «О защите прав потребителей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О техническом регулировании».

Законы, определяющие минимальные требования к продукции, могут касаться как группы продукции, так и отдельных её параметров. Таким образом устанавливаются ограничения на

ввод в обращении продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодатель­ных актов. В этом случае говорят, что продукция находится в законодательно регулируемой области.

Если характеристики продукции в целом и частично не под­падают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка. В этом случае продукция находится в области, законода­тельно не регулируемой.

Сертификация в России в настоящее время законодательно регулируется и обеспечивается следующими законодательными актами (рис. 3.4):

ü законами Российской Федерации в области сертификации и смежных видах деятельности, образующими законодате­льное обеспечение сертификации продукции и услуг;

ü подзаконными актами, направленными на решение конк­ретных социально-экономических задач и предусматрива­ющими использование для этой цели обязательной серти­фикации;

ü указами Президента и нормативными актами Правительст­ва России (постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации,

обеспечению единства измерений, сертификации продук­ции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20 фев­раля 1995 г. № 255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации», по­становление Правительства от 7 июля 1999 г. № 766 «Об утверждении перечня продукции, соответствие кото­рой может быть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации о соответствии и ее регист­рации» с дополнением от 24 мая 2000 г. № 403 и др.).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Законы, вводящие обяза­тельную сертификацию




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.