КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Японский опыт управления качеством
Опыт Японии убедительно показывает, что повышение качества – это процесс, который никогда не кончится. Состояние промышленности на момент окончания второй мировой войны было крайне отсталым. Разрушения, вызванные военными действиями, отражают физическую сторону промышленного потенциала, но наряду с этим важно знать, что внутреннее содержание производственного организма японской промышленности находилось в крайне неразвитом состоянии. Особенно это относилось к японской электротехнической промышленности. Низкий уровень надежности, отсталые технико-экономические характеристики свидетельствовали о низком уровне инженерной мысли и слабом промышленном производстве. Однако сразу же после окончания войны японцы начали активно перенимать опыт промышленно развитых стран в области управления качеством продукции. Большую роль в становлении японского качества сыграл Э. Деминг, который в 1950 г. провел ряд краткосрочных семинаров по управлению качеством. 50-е годы для японской промышленности – годы фундаментальных исследований вопросов качества и внедрения на японских промышленных предприятиях инспекционных методов контроля и контрольных карт. Премии Деминга за успехи в области качества стимулировали предприятия и отдельных предпринимателей во внедрении передовых методов управления качеством. Премии предприятиям, добившимся высоких экономических показателей, привели к организационной перестройке, стали применяться методы статистического контроля качества и комплексного управления качеством, а также осуществлялось инспектирование систем управления качеством. Уже во второй половине 50-х годов происходит переход контроля качества на инспекционном уровне к обеспечению качества в процессе производства. В 60-е годы проблемы контроля качества начинают выходить за рамки только процесса производства. Фирмы начинают прислушиваться к запросам и мнению потребителей. Ставится вопрос о четком соответствии характеристик изделия тем показателям качества, которые были заложены в проекте. В декабре 1967 г. на 7-м симпозиуме по управлению качеством были сформулированы шесть особенностей японской системы управления качеством: · всеаспектное управление качеством на уровне фирмы, участие всех работников фирмы в управлении качеством; · подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством; · деятельность кружков качества; · инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством; · использование статистических методов; · общенациональная программа по контролю качества. Основная концепция "японского чуда" – совершенная технология. На фирмах широко применяются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, широко используются статистические методы, которые полностью компьютеризированы. Основным инструментом в реализации комплексного управления качеством стали кружки качества – небольшие (от 5 до 10 человек) организационно оформленные группы рабочих, объединенные для совместного обучения и освоения статистических методов контроля качества в решении проблем, возникающих на рабочем месте. Формирование кружков – добровольное. Заседание кружков разрешается проводить в рабочее время, заседания проводятся еженедельно. Если кружки заседают после работы, то фирма выплачивает компенсацию как за сверхурочную работу. Лозунги кружков качества: "Качество определяет судьбу предприятия", "Что сегодня кажется прекрасным – завтра устареет", "Думай о качестве ежеминутно". Работникам, непосредственно участвующим в производственных процессах, придавалось особое значение. Был взят курс на вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей в сотрудничестве с персоналом, осуществляющим контроль за качеством на рабочих местах. Регулярно проводятся цеховые и заводские конференции кружков по качеству. Дважды в год проводятся конференции на уровне компании. Проводятся всеяпонские съезды представителей кружков качества. Достижения кружков качества становятся предметом обсуждения в цехах, в печати (газетах, журналах и других средствах массовой информации от заводского до государственного масштаба). Постепенно была создана японская модель управления качеством – всеобщий контроль качества, представляющий собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на фирме, выполняемый всеми сотрудниками фирмы: от президента до рядового рабочего. Целеустремленная и продуманная кадровая политика, принятая в стране, сыграла большую роль в формировании системы управления качеством, известной как статистический контроль качества (SQC), в дальнейшем получившим развитие до уровня всеобщего контроля качества (TQC). В Японии действует система пожизненного найма, поэтому знания сотрудников фирмы, приобретенные в процессе проведения любых мероприятий, направленных на улучшение технико-экономических и социальных позиций, являются ее капиталом. Программы подготовки кадров всех уровней изначально разрабатывались исследовательской группой при Японском союзе ученых и инженеров (ЯСУИ). Программы начальной подготовки по управлению качеством, разработанные ЯСУИ, являются образцом для учебных курсов по управлению качеством в Японии. На базе этих программ курсы по начальной подготовке управления качеством рассчитаны на 6 месяцев при частоте занятий 5 раз в месяц; теоретические занятия сочетаются с практическим использованием полученных знаний. Ежегодно программы пополняются новыми учебными курсами. Преемственность является одним из постулатов политики администрации фирмы, компании, поэтому информационная база во всех сферах деятельности общества, в том числе и в вопросах управления качеством, пополняется и обогащается на основе опыта предыдущих поколений. На рубеже 90-х годов термин TQC – всеобщий контроль качества –перестал отражать сущность преобразований в области политики по управлению качеством. Было предложено изменить термин на UQC –универсальный контроль качества. Суть происходящих изменений заключалась в том, что контроль качества стал распространяться на все этапы изготовления продукции (деятельности фирмы) – от планирования и проектирования до послепродажного обслуживания. Кроме того, термин имеет и второе толкование– распространение контроля качества на предприятия стран всего мира с целью приведения мировой экономики в состояние равновесия, т.е., по существу, это гармонизация государственной промышленной и торговой политики с идеями ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле). Наиболее характерные черты японского опыта организации работ по улучшению качества продукции можно охарактеризовать следующими особенностями: Японской промышленности присуще многолетнее, последовательное и целеустремленное решение проблем качества на основе всего передового, современного, что накапливает теория и создает практика в этой области. Повсеместное освоение и применение статистических методов анализа контроля качества, интенсивное обучение этим методам широкого круга работников легло в основу успехов в решении проблем качества продукции. Настойчивая и последовательная работа по налаживанию системы изучения запросов потребителей. Воспитание уважительного отношения производителя к потребителю и его потребностям. Создание культа заказчика, причем в роли заказчиков выступают не только конечные потребители продукции (покупатели), но и все участники жизненного цикла продукции. Стремление ко всеобщему участию в управлении качеством. Реализация этого тезиса достигается широким спектром действий – от национального законодательства до углубленного анализа ошибок, допущенных на рабочих местах. Особо подчеркивается ведущая роль и неформальное участие в комплексном управлении качеством первых лиц фирмы, компании. Только перестройка сознания в умах управляющих позволила достичь существенных результатов. Понимание того, что любая, даже отлично работающая система требует постоянной проверки и корректировки в соответствии с изменившимися условиями. Проверки эффективности функционирования системы управления качеством компании или фирмы высшим руководством получили название "президентских". Повышение роли мастеров и бригадиров в организации работ по повышению качества. Система повышения квалификации специально для этой категории работников с использованием телевидения, специальных курсов обучения мастеров и бригадиров позволила усилить их влияние на качественный труд рабочих. Ежегодно проводимые конференции для мастеров и бригадиров. Развитие системы кружков качества, позволившей мобилизовать физический и интеллектуальный потенциал рабочих. Широко развитая и постоянно действующая система пропаганды значения высокого качества продукции для обеспечения устойчивых темпов роста экономических показателей. Местные, региональные и федеральные средства массовой информации созданы специально для освещения проблем управления качеством, регулярно проводящиеся конференции по обмену передовым опытом и пропаганде передовых достижений в области качества от заводского до национального уровня позволяют поддерживать интерес к проблеме качества на общенациональном уровне. Государственное влияние на кардинальных направлениях улучшения качества национальной продукции. Проведение правительством внешнеторговой политики, способствующей продвижению японских товаров на рынки других стран.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |