Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы стандартизации




ГОСТ 31721— 2012

Методы стандартизации. Краткое изложение темы в виде структурной схемы 2.

 

 

 

Выше была дана характеристика стандартизации как вида деятельности. Но стандартизация — одновременно и комплекс методов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил.

Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. Ниже рассматриваются широко применяемые в работах по стандартизации методы:

1) упорядочение объектов стандартизации; 2) параметрическая стандартизация; 3) унификация продукции; 4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация; 6) опережающая стандартизация.

Упорядочение объектов стандартизации — универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг.

Упорядочение как управление многообразием связано, прежде всего с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов.

Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации. Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных классифика­ционных группировок и конкретных наименований продукции.

Симплификация — деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и ранжирование объектов и специальный анализ перспективности и сопоставления объектов с будущими потребностями. Так, при разработке первого ГОСТа на алюминиевую штампованную посуду были классифицированы по вместимости выпускаемые в тот период кастрюли. Их оказалось 50 типоразмеров. Анализ показал, что номенклатуру можно сократить до 22 типоразмеров, исключив дублирующие емкости.

Типизация объектов стандартизации — деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов — конструкций, техно­логических правил, форм документации. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности.

В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и обоснования принимаемых решений, например экспертных методах, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию.

Процесс стандартизации параметрических рядов — параметрическая стандартизация — заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Решается эта задача с помощью математических методов.

В радиотехнике уже давно применяются предпочтительные числа, построенные по рядам Е, принятые Международной электротехнической комиссией (МЭК)

Унификация продукции. Деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией продукции., Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основными направлениями унификации являются:

Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

Агрегатирование — это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости.

Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении, радиоэлектронике.

Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения кон­кретной проблемы. Применительно к продукции — это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изго­товления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации).

Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

К опережающей стандартизации можно отнести применение в стандартах отраслей (стандартах предприятия, стандартах общественных организаций) прогрессивных международных стандартов и стандартов отдельных зарубежных стран до их принятия в нашей стране в качестве государственных (см. с. 90).

За рубежом существует категория «предварительных стандартов», в которых оперативно закрепляются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В ряде случаев опережающие стандарты влияют на организацию специализированного производства совершенно новых видов продукции. Например, американские стандарты на цветное телевидение, утвержденные в 1953 г., способствовали созданию в США в 1957—1960 гг. массового производства телевизоров цветного изображения.

Большим достижением международной стандартизации в конце 80-х гг. было утверждение международного стандарта на аудио-компактный диск до начала производства самого изделия. Это позволило обеспечить полную совместимость компакт-диска с другими техническими средствами и тем самым избежать непроизводительных затрат.

8. Четырехуровневая система законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации.

ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырехуровневую систему.

I. Техническое законодательство.

II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

III. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.

IV. Стандарты предприятий и технические условия.

Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг. По существу, это технические регламенты I уровня. Правовую основу его составляют прежде всего законы РФ: «О стандартизации» (см. приложение 1); «Об обеспечении единства измерений» (см. приложение 2); «О сертификации продукции и услуг» (см. приложение 5). В перспективе техническое законодательство будет интенсивно пополняться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам однородной продукции и услуг в це­лях обеспечения их безопасности для людей и окружающей сре­ды. В целом законодательная база ГСС находится только в стадии становления.

Нормативные документы II уровня представлены:

· государственными стандартами Российской Федерации;

· межгосударственными стандартами (ГОСТами)*, введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;

· государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТ);

· правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

· общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

По состоянию на 1 января 1999 г. в федеральном фонде находилось 22 тыс. государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), в том числе 1400 ГОСТ Р.

Техническими регламентами II уровня являются: государственные и межгосударственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.

Нормативные документы III уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Межгосударственный стандарт — стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве.

Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 30 тыс.).

Категория СТО впервые введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТ Р 1Л—93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

ТУ(технические условия) могут выступать в роли технических и нормативных документов. К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию (оказываемые услуги). По состоянию на 1 января 1996 г. действовало около 140 тыс. ТУ.

Общие требования к разработке СТП установлены вышеупомянутым ГОСТ Р 1.4.

9. Органы и службы ГСС.

Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Как отмечалось выше, государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т. е. создавать технические регламенты. В частности, как отмечалось выше, роль технических регламентов выполняют санитарные правила и нормы (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СниП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образования Российской Федерации и пр.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы.

К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, в других центрах экономических районов: в Нижнем Новгороде — Верхневолжский ЦСМ, в Екатеринбурге — Уральский ЦСМ).

Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) —головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИ-ИКИ) — головной институт в области разработки и дальней­шего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области опыт. Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на про­ведение этих работ.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают: подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации.

10. Функции Госстандарта:

· выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);

· рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и других органов государственного управления;

· организация работы по прямому использованию международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран в качестве государственных стандартов;

· обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;

· осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;

· руководство работами по совершенствованию систем стан­дартизации, метрологии и сертификации;

· участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;

· издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, необходимой для инфор­мационного обеспечения работ по стандартизации.

11. Общая характеристика стандартов разных категорий

Выше уже отмечалось, что стандарты можно разделить исходя из сферы действия. Условимся называть статус стандарта в зависимости от сферы действия категорией стандарта. Ниже рассмотрены особенности содержания отдельных категорий стандартов.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России). В области строистроительства ГОСТ Р принимается Госстроем России.

К объектам государственных стандартов РФ (далее — государственных стандартов) относят:

1) организационно-методические и общетехнические объек­ты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и обще­технических объектов устанавливаются положения, обеспечива­ющие техническое единство при разработке, производстве, экс­плуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и поста­новка продукции на производство; правила оформления техни­ческой, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологи­ческие и другие общетехнические правила и нормы.

При стандартизации продукции (услуг) в государственные стандарты включают (и это исключительная прерогатива дан­ной категории стандартов) обязательные требования к качеству

продукции (услуги), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость; методы контроля соот­ветствия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасного использования продукции.

Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государствен­ных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов (см. с. 86).

Государственные стандарты применяют федеральные органы исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятельности в следующих направлениях:

на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработки до использования и утилизации);

при выполнении работ и услуг;

при разработке технической документации.

Применение государственных стандартов — это, прежде всего реализация содержащихся в них обязательных требований. Согласно Закону РФ «О стандартизации» заказчик и исполни­тель обязаны включать в договор условие о соответствии про­дукции (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов. Если условие о соответствии не включено в договор, это не сни­мает с партнеров по договору обязанности обеспечить выпол­нение обязательных требований стандартов.

Требования, дополняющие обязательные требования госу­дарственных стандартов, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности при условии их вклю­чения: а) в договор; б) в техническую документацию изготови­теля (поставщика продукции, исполнителя работ или услуг). Например, требования соответствия конкретного товара свое­му назначению (будучи не включенными законом РФ в пере­чень обязательных требований) подлежат обязательному испол­нению, если партнеры предусмотрели эти требования в догово­ре поставки.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присо­единилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстан­дарта (Госстроя России).

Стандарты отраслей (ОСТ) могут разрабатываться и при­ниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услу­гам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, Положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено утвержде­ние единых нормативных документов, в том числе ОСТ, по тех­нической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.

Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) разрабатывают на два объекта: 1) организационно-технические и общетехнические объекты; 2) продукцию, процессы и услуги. Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение.

Примерами организационно-технических и общетехничес­ких объектов являются: организация проведения работ по от­раслевой стандартизации; организация работ по метрологичес­кому обеспечению в отрасли; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.).

Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки картонные для рыбной продукции (тог­да как вообще коробки картонные являются объектами ГОСТ); рабочая обувь для работников мясомолочных предприятий (тогда как обувь кожаная и резиновая является объектом ГОСТ).

ОСТ применяют (в смысле — соблюдают) предприятия, под­ведомственные государственному органу управления, приняв­шему стандарт. Но условием обязательного исполнения требо­ваний ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применя­ют ОСТы на добровольной основе.

Отрасль — совокупность объектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабаты­вающих и (или) производящих продукцию, выполняющих работы и оказываю­щих услуги определенных видов, которые имеют однородное потребительское и функциональное назначение.

Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрацион­ного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверж­дения стандарта. Например, в обозначении ОСТ 56—98—93 «Се­янцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Тех­нические условия» цифра 56 означает условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства, которая утвердила ОСТ.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО являются: 1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний; 3) нетрадиционные техно­логии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4) прочие виды дея­тельности.

Примером объекта № 1 СТО могут быть: СТО Российского общества оценщиков на такую новую услугу, как оценка каче­ства и стоимости имущества (имущества физических и юриди­ческих лиц); СТО научно-технического общества (НТО) бумаж­ной и деревообрабатывающей промышленности на унифициро­ванные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири.

Примером объекта № 2 являются СТО того же НТО по эко­логической экспертизе малоэтажных жилых зданий.

Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний —это результат НИР. Раньше разработку этих стандартов организовывали отраслевые министерства. Сейчас при отсутствии большинства отраслевых промышленных министерств эту функцию должны выполнять научно-технические и инженерные общества, объе­диняющие ученых и практиков определенной области науки и техники. Если, допустим, стоит задача разработки новых хими­ческих методов, то ее будут решать специалисты из Российско­го химического общества им. Д.И.Менделеева; если задача из области строительства, то ее будут решать специалисты Россий­ского научно-технического союза строителей.

СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.

СТО подлежат согласованию с соответствующими надзор­ными органами, если устанавливаемые в них положения затра­гивают безопасность лю людей, имущества и окружающей среды.

Требования СТО не должны быть ниже уровня обязатель­ных требований государственных стандартов.

По мере применения СТО на новые виды продукции (услу­ги) и технологии и их апробации как стандартов происходит отработка требований к объектам стандартизации. В результа­те в ряде случаев возникает необходимость разработки на базе зарекомендовавших себя СТО государственных стандартов. Так, на основе СТО РОО разработан в 1996—1997 гг. комплекс ГОСТ по оценке имущества.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъекта­ми хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1) для обеспечения применения на предприятии государственных стан­дартов, стандартов отраслей и стандартов других категорий; 2) на создаваемые и применяемые на данном предприятии про­дукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инст­румент, технологические процессы и т.п.).

СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТП обязателен для работников данного пред­приятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) являет­ся локальным нормативным актом.

Таким образом, основное назначение СТП — решение внутренних задач, например регламентация оптимальных процессов организации и управления производством. СТП в настоящее время является основным организационно-методическим доку­ментом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).

Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.

В соответствии с нормой, изложенной в п. 2 ст. 8 Закона РФ «О стандартизации», допускается разработка СТП и на поставляемую продукцию (услуги). В этих случаях в договоре на по­ставку продукции (оказание услуги) делается ссылка на соответствующий СТП, а требования этих стандартов подлежат обязательному соблюдению договаривающимися субъектами хозяйственной деятельности. Тем не менее в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом СТП фирм («фирменные стандарты») широко ис­пользуются как НД на выпускаемую продукцию. Более того, фирменные стандарты «задают тон» в качестве продукции, по­скольку только в превосходстве требований к качеству продук­ции по сравнению с государственными и международными стан­дартами залог успеха фирм в конкурентной борьбе.

Некоторые отечественные предприятия задают в своих СТП более жесткие требования, чем государственные стандарты, хотя поставляют продукцию по государственным стандартам. Речь идет, например, о подмосковной агрофирме «Белая дача», в СТП которой предусмотрено создание экологически чистой овощной продукции; о московском предприятии с участием иностранного капитала — о фабрике «Ява», которая заклады­вает во внутренних стандартах нормы по содержанию смол и никотина в сигаретах более жесткие, чем в ГОСТе, но соответ­ствующие евростандартам.

12. Общая характеристика стандартов разных видов

В зависимости от назначения и содержания разрабатывают­ся стандарты следующих видов:

· основополагающие;

· на продукцию и услуги;

· на работы (процессы);

· на методы контроля.

Основополагающий стандарт — нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложены широкий и узкий смыслы. Основополагающий стан­дарт в широком смысле имеет объекты межотраслевого значе­ния: система государственной стандартизации, система конст­рукторской документации, единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качеством, надежность, упаковка) и пр. Основополагающий стандарт в узком смысле –стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стан­дартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0—92 «ГСС. Основные положения», ГОСТ Р 50779.0—95 «Статистические методы. Основные положения», СниП 10.01—94 «Система нор­мативных документов в строительстве. Основные положения».

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.0—92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки.

Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам однородной продукции* (услуги) или конкрет­ной продукции (услуге).

На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов: стандарт общих технических усло­вий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты тех­нических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Однородная продукция — совокупность продукции, характеризующейся общностью назначения, области применения, конструктивно-технологическо­го решения номенклатуры основных показателей качества (велосипеды, швей­ные изделия, консервы мясные).

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требова­ния к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация обеспечения их технического единства и оптимальности. Приведем пример стандартов данного вида.

Большую роль в оперативном освоении новой продукции играют стандарты системы автоматического проектирования САПР. Эта система начала в нашей стране развиваться только в 70-е гг., тогда как за рубежом она была внедрена раньше и дала большой эффект. Так, внедрение САПР позволило японским автомобильным фирмам в 2—8 раз сократить время конструирования новых моделей.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки то­варов, например: 1) ГОСТ 26907 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 «Мясо. Разделка говядины для роз­ничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требо­вания безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспече­ния качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Как уже отме­чалось, управленческий процесс — типичный объект СТП на предприятии, на котором действует система качества.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизво­димые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Отсутствие сведений о погрешности может привести к ошибоч­ным заключениям о годности испытываемой продукции.

Для каждого метода в зависимости от специфики его прове­дения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности.

13. Порядок разработки государственных стандартов

Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2. В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:

1)организация разработки стандарта;

2)разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций);

3)разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;

4)принятие и государственная регистрация стандарта;

5)издание стандарта.

Международные и национальные организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. долл. для изучения и обобщения интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.

С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 8170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.