Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский опыт управления качеством




В отличие от США и Японии, где активная политика в вопросах управления качеством развивалась и совершенствовалась в течение последних десятилетий, в Европе, за редким исключением, управление качеством продолжало оставаться, по существу, на уровне контроля качества.

Переход к активной политике в области управления качеством в европейских странах наметился в конце 70-х – начале 80-х годов. Очевидным толчком к изменению отношения европейцев к проблеме управления качеством стало положение традиционно высококачественных европейских и американских товаров на мировых рынках.

В течение 1975 г. произошла смена лидерства в области борьбы за повышение качества продукции. В лидеры по качеству продукции стали выходить страны, в недавнем прошлом отличавшиеся низкокачественной продукцией. Лидерство в качестве продукции переходило в количественное преимущество – на долю Японии стало приходиться более половины продаваемых в мире товаров, таких как фотокамеры (84 %), кассетные видеомагнитофоны (84 %), часы (82 %), мотоциклы (52 %), телефонные аппараты (66 %) и др.

Промышленные круги стран Европейского сообщества стали в срочном порядке искать причины своего отставания в области конкурентоспособности товаров, что привело к потере устойчивых позиций на мировых рынках. Очевидным было то, что качество товаров, предлагаемых европейскими и американскими производителями, уступало восточно-азиатским товарам. Анализ сложившейся ситуации показал, что одних контрольных функций, даже если они и очень эффективны, недостаточно. В табл. 9.5 дан сравнительный анализ западных и восточных подходов к качеству на определенный период, из которого видно, что восточный подход, прежде всего, основан на удовлетворении запросов потребителя. Кроме того, восточные предприниматели раньше поняли, что качество товаров и услуг в первую очередь обеспечивает прибыль, в то время как западные промышленники относились к качеству без должного понимания.

Таблица 9.5

Сравнение подходов к качеству

Западный подход(США и Европа) Восточный подход(Япония)
Качество основывается на низком уровне цен Прибыль – первая цель, качество – категория случайная По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика Подчинение качества общим идеям Качество основывается на низком уровне дефицита Качество – первая цель, прибыль не замедлит последовать Поставщик строит свои планы в соответствии с запросами потребителя Строгая политика качества к каждому изделию

В течение 80-х годов повсюду в странах Европейского сообщества отмечалось движение по совершенствованию подходов к вопросам повышения качества продукции и услуг. Было обращено внимание на вопросы усовершенствования политики обеспечения качества. Были разработаны и стали широко внедряться системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Последовательная позиция по вопросам качества привела к повышению уровня качества поставок и более стабильному качеству в целом.

Важно отметить большую и целенаправленную деятельность стран Западной Европы по подготовке и созданию единого европейского рынка, выработке единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.

Важное место в этой деятельности занимают различные ассоциации, комитеты и другие организации, координирующие эту работу в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному 1 января 1993 г., были разработаны единые стандарты, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги – EN серии 29000. Сертификация продукции и систем качества на соответствие принятым стандартам заняла важное место в системе международной торговли, подчиняясь требованиям стандартов EN серии 45000. Разработанные стандарты должны обеспечить гарантию высокого качества товаров и услуг, защитить потребителей от низкокачественной продукции, стимулировать производителей к новым достижениям в области качества.

Стратегия обеспечения конкурентоспособности производимых товаров стала принципиальной основой деятельности европейских товаропроизводителей. Для обеспечения этой стратегии потребовалось создать:

Единые законодательные требования.

Единые стандарты.

Единые процедуры проверки, обеспечивающие гарантию соответствия требованиям рынка.

В 1985 г. была принята новая концепция гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности товаров и услуг, введена маркировка товарным знаком ЕС, образованы Европейский координационный совет по испытаниям и сертификации и Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав комитета вошли организации по сертификации Великобритании, Швейцарии, Германии, Австрии, Дании, Швеции, Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Ирландии и Италии.

В основу политики обеспечения качества стала закладываться концепция удовлетворения запросов потребителей.

Европейский рынок поставил серьезные задачи перед производителями других стран, намеревающимися попасть на европейский рынок.

В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм, осознавая необходимость принятия неординарных мер для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Основные направления и область деятельности Европейского фонда управления качеством сосредоточены на следующих направлениях:

Поддерживать руководство западноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества для достижения преимущества во всеобщей конкуренции.

Стимулировать и помогать там, где это необходимо, всем сегментам западноевропейского сообщества принимать участие в деятельности по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества.

Сближение уровней качества, происходящее во всем мире, стало следствием многих причин. Одной из главных является творческий обмен передовым опытом по улучшению качества, гармонизация методов и подходов, которые человечество освоило на пути развития теории и практики достижения высокого качества.

Таким образом, страны Европейского сообщества, регион Северо-Американского континента, страны Юго-Восточной Азии определили единые подходы к управлению качеством, признанные специалистами всех стран. Единые принципы всеобщего управления качеством в настоящее время известны под названием системы TQM (Total Quality Management).

 

Основные приемы, включающие комплекс методов, приемов и средств, направленных на успешное проведение политики повышения качества, можно условно сгруппировать в три блока:

I. Методы обеспечения качества:

методы контроля;

методы испытаний;

планирование испытаний;

разработка методов обеспечения надежности;

анализ проекта.

II. Методы стимулирования качества:

мотивация;

системы вознаграждения;

рекламно-пропагандистская деятельность;

кампании качества:

премии по качеству.

III. Методы контроля результатов работы по качеству:

учет и анализ затрат на качество;

контроль нормативно-технической документации;

внутренние проверки.

Опыт работы внедрения систем управления качеством, в том числе и TQM, показал, что методы обеспечение качества и методы стимулирования качества в сочетании с деятельностью кружков качества приносят максимально ощутимые результаты.

Методы обеспечения качества и методы контроля результатов работы по качеству базируются на активном применении статистических методов обработки данных по всем этапам жизненного цикла продукции.

Только правильные подходы к проведению комплексных мероприятий по всем аспектам жизнедеятельности способны обеспечить эффективность воспитательной работы среди персонала фирмы, компании. Самоконтроль и самооценка своей работы, направленные на повышение эффективности деятельности фирмы, возможны лишь в том случае, когда цели и задачи организации и личности объединены взаимоприемлемой мотивацией и кружки качества в этом процессе играют положительную роль.

21. Современные особенности производства, связанные с проблемами повышения качества

Характер и тенденции развития современного производства требуют перехода к интенсивным факторам роста экономики и реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники.

Повышение требований к процессам управления, характерное для современных технологий, связано с важнейшей составляющей научно-технического прогресса–автоматизацией.

Использование в производстве материалов с повышенными физическими, химическими и механическими свойствами – сверхжаропрочных, сверхпроводящих, сверхчистых – еще одно важнейшее направление в разработке и создании современных машин. Кроме того, в современном машиностроении широко используются пластмассы, металлопласты и другие нетрадиционные материалы, способствующие созданию оборудования, способного улучшить качество выпускаемой продукции.

В целом современное производство промышленной продукции можно охарактеризовать следующими основными особенностями:

· частая обновляемость моделей и видов продукции;

· рост конструктивной сложности продукции;

· создание новых материалов и видов искусственного сырья;

· объединение отдельных производственных операций в единый технологический цикл;

· комплексная механизация и автоматизация производства;

· внедрение ЭВМ.

Работа в новых условиях развития общества требует от предпринимателей всех отраслей народного хозяйства учета изменений, происходящих в социально-экономической среде общества. Повышение образовательного уровня населения, повышение уровня информационного обеспечения, обусловленного постоянно расширяющимися международными связями, способствуют возрастанию уровня требований потребителя к качеству продукции. Требования к повышению качества продукции в немалой степени обусловлены процессом активного внедрения России в международную систему стандартизации.

Показатели качества продукции

Выбор показателей качества продукции определяет перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества.

Обоснование выбора номенклатуры показателей качества продукции производится с учетом следующих элементов:

назначения и условий использования;

анализа требований потребителя;

задач управления качеством продукции;

состава и структуры характеризуемых свойств;

основных требований к показателям качества.

Методы определения значений показателей качества могут быть разделены на две группы:

А. По способам получения.

Б. По источникам получения информации.

22. Методы определения показателей качества в зависимости от способов получения информации.

При определении значений показателей качества продукции с использованием данного способа следует выделить следующие методы.

Измерительный – основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств.

Регистрационный – основан на использовании информации получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов, затрат, отказов изделий при испытаниях.

Органолептический – основан на информации получаемой в результате анализа восприятий органов чувств (зрения, обоняния, осязания, вкуса).

Расчетный – основан на применении математических методов обработки результатов проведенных испытаний на основании определенного числа параметрических данных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.