КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Европейский опыт управления качеством
В отличие от США и Японии, где активная политика в вопросах управления качеством развивалась и совершенствовалась в течение последних десятилетий, в Европе, за редким исключением, управление качеством продолжало оставаться, по существу, на уровне контроля качества. Переход к активной политике в области управления качеством в европейских странах наметился в конце 70-х – начале 80-х годов. Очевидным толчком к изменению отношения европейцев к проблеме управления качеством стало положение традиционно высококачественных европейских и американских товаров на мировых рынках. В течение 1975 г. произошла смена лидерства в области борьбы за повышение качества продукции. В лидеры по качеству продукции стали выходить страны, в недавнем прошлом отличавшиеся низкокачественной продукцией. Лидерство в качестве продукции переходило в количественное преимущество – на долю Японии стало приходиться более половины продаваемых в мире товаров, таких как фотокамеры (84 %), кассетные видеомагнитофоны (84 %), часы (82 %), мотоциклы (52 %), телефонные аппараты (66 %) и др. Промышленные круги стран Европейского сообщества стали в срочном порядке искать причины своего отставания в области конкурентоспособности товаров, что привело к потере устойчивых позиций на мировых рынках. Очевидным было то, что качество товаров, предлагаемых европейскими и американскими производителями, уступало восточно-азиатским товарам. Анализ сложившейся ситуации показал, что одних контрольных функций, даже если они и очень эффективны, недостаточно. В табл. 9.5 дан сравнительный анализ западных и восточных подходов к качеству на определенный период, из которого видно, что восточный подход, прежде всего, основан на удовлетворении запросов потребителя. Кроме того, восточные предприниматели раньше поняли, что качество товаров и услуг в первую очередь обеспечивает прибыль, в то время как западные промышленники относились к качеству без должного понимания. Таблица 9.5 Сравнение подходов к качеству
В течение 80-х годов повсюду в странах Европейского сообщества отмечалось движение по совершенствованию подходов к вопросам повышения качества продукции и услуг. Было обращено внимание на вопросы усовершенствования политики обеспечения качества. Были разработаны и стали широко внедряться системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Последовательная позиция по вопросам качества привела к повышению уровня качества поставок и более стабильному качеству в целом. Важно отметить большую и целенаправленную деятельность стран Западной Европы по подготовке и созданию единого европейского рынка, выработке единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами. Важное место в этой деятельности занимают различные ассоциации, комитеты и другие организации, координирующие эту работу в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному 1 января 1993 г., были разработаны единые стандарты, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги – EN серии 29000. Сертификация продукции и систем качества на соответствие принятым стандартам заняла важное место в системе международной торговли, подчиняясь требованиям стандартов EN серии 45000. Разработанные стандарты должны обеспечить гарантию высокого качества товаров и услуг, защитить потребителей от низкокачественной продукции, стимулировать производителей к новым достижениям в области качества. Стратегия обеспечения конкурентоспособности производимых товаров стала принципиальной основой деятельности европейских товаропроизводителей. Для обеспечения этой стратегии потребовалось создать: Единые законодательные требования. Единые стандарты. Единые процедуры проверки, обеспечивающие гарантию соответствия требованиям рынка. В 1985 г. была принята новая концепция гармонизации стандартов, введены требования по обеспечению безопасности и надежности товаров и услуг, введена маркировка товарным знаком ЕС, образованы Европейский координационный совет по испытаниям и сертификации и Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. В состав комитета вошли организации по сертификации Великобритании, Швейцарии, Германии, Австрии, Дании, Швеции, Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Ирландии и Италии. В основу политики обеспечения качества стала закладываться концепция удовлетворения запросов потребителей. Европейский рынок поставил серьезные задачи перед производителями других стран, намеревающимися попасть на европейский рынок. В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм, осознавая необходимость принятия неординарных мер для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК). Основные направления и область деятельности Европейского фонда управления качеством сосредоточены на следующих направлениях: Поддерживать руководство западноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества для достижения преимущества во всеобщей конкуренции. Стимулировать и помогать там, где это необходимо, всем сегментам западноевропейского сообщества принимать участие в деятельности по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества. Сближение уровней качества, происходящее во всем мире, стало следствием многих причин. Одной из главных является творческий обмен передовым опытом по улучшению качества, гармонизация методов и подходов, которые человечество освоило на пути развития теории и практики достижения высокого качества. Таким образом, страны Европейского сообщества, регион Северо-Американского континента, страны Юго-Восточной Азии определили единые подходы к управлению качеством, признанные специалистами всех стран. Единые принципы всеобщего управления качеством в настоящее время известны под названием системы TQM (Total Quality Management).
Основные приемы, включающие комплекс методов, приемов и средств, направленных на успешное проведение политики повышения качества, можно условно сгруппировать в три блока: I. Методы обеспечения качества: методы контроля; методы испытаний; планирование испытаний; разработка методов обеспечения надежности; анализ проекта. II. Методы стимулирования качества: мотивация; системы вознаграждения; рекламно-пропагандистская деятельность; кампании качества: премии по качеству. III. Методы контроля результатов работы по качеству: учет и анализ затрат на качество; контроль нормативно-технической документации; внутренние проверки. Опыт работы внедрения систем управления качеством, в том числе и TQM, показал, что методы обеспечение качества и методы стимулирования качества в сочетании с деятельностью кружков качества приносят максимально ощутимые результаты. Методы обеспечения качества и методы контроля результатов работы по качеству базируются на активном применении статистических методов обработки данных по всем этапам жизненного цикла продукции. Только правильные подходы к проведению комплексных мероприятий по всем аспектам жизнедеятельности способны обеспечить эффективность воспитательной работы среди персонала фирмы, компании. Самоконтроль и самооценка своей работы, направленные на повышение эффективности деятельности фирмы, возможны лишь в том случае, когда цели и задачи организации и личности объединены взаимоприемлемой мотивацией и кружки качества в этом процессе играют положительную роль. 21. Современные особенности производства, связанные с проблемами повышения качества Характер и тенденции развития современного производства требуют перехода к интенсивным факторам роста экономики и реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники. Повышение требований к процессам управления, характерное для современных технологий, связано с важнейшей составляющей научно-технического прогресса–автоматизацией. Использование в производстве материалов с повышенными физическими, химическими и механическими свойствами – сверхжаропрочных, сверхпроводящих, сверхчистых – еще одно важнейшее направление в разработке и создании современных машин. Кроме того, в современном машиностроении широко используются пластмассы, металлопласты и другие нетрадиционные материалы, способствующие созданию оборудования, способного улучшить качество выпускаемой продукции. В целом современное производство промышленной продукции можно охарактеризовать следующими основными особенностями: · частая обновляемость моделей и видов продукции; · рост конструктивной сложности продукции; · создание новых материалов и видов искусственного сырья; · объединение отдельных производственных операций в единый технологический цикл; · комплексная механизация и автоматизация производства; · внедрение ЭВМ. Работа в новых условиях развития общества требует от предпринимателей всех отраслей народного хозяйства учета изменений, происходящих в социально-экономической среде общества. Повышение образовательного уровня населения, повышение уровня информационного обеспечения, обусловленного постоянно расширяющимися международными связями, способствуют возрастанию уровня требований потребителя к качеству продукции. Требования к повышению качества продукции в немалой степени обусловлены процессом активного внедрения России в международную систему стандартизации. Показатели качества продукции Выбор показателей качества продукции определяет перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества продукции производится с учетом следующих элементов: назначения и условий использования; анализа требований потребителя; задач управления качеством продукции; состава и структуры характеризуемых свойств; основных требований к показателям качества. Методы определения значений показателей качества могут быть разделены на две группы: А. По способам получения. Б. По источникам получения информации. 22. Методы определения показателей качества в зависимости от способов получения информации. При определении значений показателей качества продукции с использованием данного способа следует выделить следующие методы. Измерительный – основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Регистрационный – основан на использовании информации получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов, затрат, отказов изделий при испытаниях. Органолептический – основан на информации получаемой в результате анализа восприятий органов чувств (зрения, обоняния, осязания, вкуса). Расчетный – основан на применении математических методов обработки результатов проведенных испытаний на основании определенного числа параметрических данных.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |