С этой позиции мы поговорим о безопасности и рисках, как их видит Человек, а затем перейдем к некоторым практическим способам, которые могут помочь Шимпанзе почувствовать себя более защищенным. Риски и безопасность
Человеку известны определенные истины, которые Шимпанзе иногда трудно принять. Вот некоторые из них. Безопасность и перемены • Безопасность всегда относительна. • В жизни мы никогда не бываем в полной безопасности, поскольку сама жизнь не вечна. • Мы живем в мире, который находится в состоянии постоянного изменения, и он не может существовать ни в какой другой форме. Риски • Определенные риски связаны со всем, что мы делаем. • Мы должны принять, что риск является частью жизни. • Мы не можем контролировать все обстоятельства. • Мы способны контролировать лишь некоторые риски. Уязвимость и страхи • Надо смотреть страхам в лицо и разбираться с ними. • Следует принять, что уязвимость является частью жизни. Практические методы помощи Шимпанзе Принять правду Если убедить Шимпанзе принять изложенные выше истины о рисках, уязвимости и безопасности, он станет гораздо спокойнее. Вот еще примеры страхов, которые часто встречаются. Мой партнер может бросить меня ради кого-то другого Этому риску надо посмотреть в лицо, если он вас беспокоит, рассуждая примерно так: «Я должен принять это и ладить с ним, наслаждаясь тем временем, которое мы проводим вместе. Если я позитивен, то вероятность, что он бросит меня, меньше, и проведенное вместе время будет замечательным. Беспокойство здесь не поможет, и если это случится – я переживу». Я могу заболеть «Если такое случится, я обращусь за помощью к специалистам и буду бороться с болезнью. И только если я действительно заболею, я буду расходовать свою энергию на то, чтобы думать об этом, поскольку не имеет смысла беспокоиться о том, что вероятно». Меня беспокоит утрата того, что мне дорого «Ничто не длится вечно. Жизнь и люди находятся в состоянии постоянного изменения. Так все устроено, и мне нужно наслаждаться этим путешествием». Ключевая мысль Периодическое ощущение незащищенности нормально для Шимпанзе, поэтому следует ожидать этого, принимать это и спокойно преодолевать. Стая Для большинства Шимпанзе стая – самый главный фактор чувства безопасности. Когда мы делимся тревогами и беспокойствами или когда вместе с кем-то проходим через опыт переживаний, мы на удивление со многим можем справиться. В моменты, когда вы ощущаете неуверенность в своей безопасности, полагайтесь на свою стаю. Не стесняйтесь просить поддержки у членов стаи или обращаться к специалистам, если вы испытываете психологические трудности. Опора на другого человека Полагаться в своей безопасности на кого-то одного, как правило, неразумно. Многие люди имеют надежных партнеров. И делить с партнерами жизнь – одна из самых больших ее радостей. Однако перекладывать свою безопасность на партнера или любого другого человека – это путь к личной катастрофе. Когда наше благоденствие зависит в той или иной форме от кого-то другого, это, как правило, накладывает ограничения на наши личностные проявления и свободу. Если другой возможности не существует, старайтесь отделить свою зависимость от кого-то от вашей эмоциональной безопасности, в которой вы полагаетесь на эту личность: это две разные вещи. Постарайтесь наращивать безопасность изнутри, культивируя спокойствие и позволяя Человеку руководить вами. Обеспечение спокойствия Шимпанзе Всякий раз, когда ваш Шимпанзе чувствует себя неуверенно, будьте практичны и по возможности успокаивайте его. Например, если вы чувствуете себя небезопасно на работе, то убедитесь, что вы точно представляете, что предполагает ваша должность, каковы ее границы, кому вы отчитываетесь, каковы их ожидания в отношении вас и как вам будут помогать. Стоит также обеспечить «обратную связь» – узнать, как вас воспринимают коллеги и как, по их мнению, вы могли бы совершенствовать свою деятельность. Практический подход очень успокаивает Шимпанзе. Однако если Шимпанзе постоянно требует успокоения, возможно, он прав. Может быть, существует страх, которому вы не решаетесь посмотреть в глаза, и Шимпанзе напоминает вам о нем. Знакомые и привычные вещи Если ваш Шимпанзе неуверен в своей безопасности, то использование знакомых процедур и привычных вещей может чудесным образом утихомирить его. Если вам приходится осваивать новые процедуры или проходить через новый опыт, то беспокойному Шимпанзе может помочь напоминание, что скоро он привыкнет к новой процедуре и страхи исчезнут. До этого момента естественно чувствовать некоторый дискомфорт. Безопасное будущее Полезным упражнением может стать взгляд в будущее и подготовка планов для того, чтобы справляться с проблемами или страхами. Обратите внимание, что речь идет о стратегиях преодоления возможных проблем и страхов, а не о том, чтобы выискивать поводы для страха. Это очень полезное упражнение. Способность видеть выход и устранять опасность или угрозу дает Шимпанзе огромную уверенность в безопасности. Здесь важно обращать внимание на конкретные страхи: относительно финансов, работы, ведения домашнего хозяйства и так далее и работать с ними. Ведь когда мы избегаем смотреть своему страху в глаза, это порождает стресс и вызывает чувство опасения у Шимпанзе. Ключевые моменты главы • Ощущение безопасности – один из главных стабилизаторов счастья. • Шимпанзе часто подходит к поиску безопасности нереалистично. • Озабоченность по поводу собственной безопасности и уязвимости нормальна для Шимпанзе. • Человеку необходимо ввести в Компьютер Автопилот, чтобы успокоить Шимпанзе. Упражнение Создать чувство безопасности у Шимпанзе Уделить внимание чувству защищенности Выделите время, чтобы подумать о том, что вы можете предложить для успокоения Шимпанзе. Составьте список того, что вас тревожит, и разделите его на две категории: обстоятельства, которые вы можете и не можете контролировать. Там, где условия безопасности в ваших силах, составьте план ее обеспечения. Прорабатывая список обстоятельств, которые вы не вольны контролировать, спросите себя, насколько вы готовы принять неблагоприятный исход. Возможно, чтобы избавиться от чрезмерного беспокойства, придется изменить свои взгляды. Спросите себя прямо, насколько вы готовы потрясти свои устои. Взгляд в будущее
Итак, мы познакомились с Психологической Вселенной. Теперь вы имеете представление о тех ее сферах, где можете действовать. Надеюсь, что модель внутреннего Шимпанзе поможет вам в деле самосовершенствования и повышения качества вашей жизни. Многие люди работали с этой моделью и утверждали, что этот метод при последовательном применении способен изменить жизнь. Я искренне желаю вам получить такой же положительный опыт. Внутренние изменения требуют времени и усилий. Они обычно происходят постепенно, и их бывает трудно заметить самому, но они не остаются незамеченными для окружающих. Если вы в чем-то потерпели неудачу, не теряйте энтузиазма. Извлекайте уроки из трудностей и обязательно отмечайте свои успехи. Помните: у вас всегда есть выбор. Ваш успех и счастье определяются выбором, который вы делаете, и тем, как вы решаете управлять своей жизнью. Ваш Шимпанзе всегда будет активен и будет пинать вас, и вам придется принять этот факт и работать с ним. Он ни хороший, ни плохой – он просто Шимпанзе. Он привносит в ваш мир самые разные чувства – и радость тоже! Он может быть вашим лучшим другом или злейшим врагом. Это Парадокс Шимпанзе. Спасибо вам за то, что прочли эту книгу и прошли со мной этот путь. Желаю вам всего хорошего, покуда происходит восход вашего Солнца, проливающего свет сознания! Приложение А
Общий вид внутреннего мира Приведенная ниже иллюстрация отражает общую картину внутреннего мира со всеми шестью рабочими компонентами: Человеком, Шимпанзе и Компьютером, а также Кикиморами, Автопилотами и Камнем жизни.
Диаграмма на следующей странице содержит обзор Психологической Вселенной. У многих планет имеются спутники, оказывающие на них стабилизирующее влияние. И работать с этими спутниками не менее важно, чем с самими планетами. Приложение Б
Общий вид Психологической Вселенной
Приложение В
Научные основы Модели Шимпанзе Введение Это приложение адресовано читателям, желающим понять те научные положения, на которые опирается «Модель Шимпанзе». Здесь не ставится целью превратить читателя в нейробиолога, а просто предлагается несколько выборочных экскурсов в сферу новейших исследований, проливающих свет на некоторые важные особенности работы нашего сознания. Общее строение мозгаСтруктура и функционирование Мозг делится на центры, системы и проводящие нервные пути. Например, существуют специальные центры, отвечающие за язык, системы восприятия информации, в частности зрение, и нервные пути, обеспечивающие ощущение удовольствия. Некоторые области и системы могут выполнять несколько различных функций, многие работают как часть единой команды, обеспечивающей достижение общей цели. Это означает, что мозг в своей деятельности может быть очень гибким и легко адаптирующимся. Некоторые области способны даже изменить свою роль. Подобная функциональная сложность обнаруживается и на низкомолекулярном уровне гормонов, нервных рецепторов и нейромедиаторов. Эти элементы выполняют множественные функции и могут, например, повысить или снизить нашу реакцию на жизненные ситуации, спровоцировать действия, вызывать мысли или перемены настроения. Количество кислорода, поступающего в ткани, также влияет на их функционирование. Кровь доставляет кислород к системам мозга. Если изменяется кровоснабжение или потребление кислорода, системы мозга начинают по-другому функционировать. Повседневное функционирование Вместо того чтобы пытаться непосредственно понять, как работают системы мозга, можно просто посмотреть на результаты их работы в нашей повседневной жизни. В этом случае мы можем отчетливо выделить в характере нашего функционирования шесть основных аспектов. Упрощенно это следующие аспекты: • Поведенческий (наши реакции). • Когнитивный (наше мышление и убеждения). • Динамический (наши инстинкты и побуждения). • Аналитический (методы нашего мышления). • Возрастной (уровень нашей зрелости). • Биологический (наше физическое состояние). Многие замечательные терапевтические и практические методы основываются на этих шести аспектах. Примером одного из широко используемых методов является когнитивно-поведенческая терапия. Широко обсуждаются также идеи сознательного и бессознательного в работе нашего мозга, а также вопросы различия правого и левого полушарий. Способны ли мы достичь понимания, позволяющего управлять собственным мозгом?Рассмотрим конкретные области Если мы будем рассматривать мозг как машину, обладающую различными способами функционирования, резонно будет задать вопрос: можем ли мы развить способность или навык управления нашим мозгом и заставить его постоянно работать на нас так, как мы того хотим? Другими словами, можем ли мы быть такой личностью, какой мы хотим быть, испытывать эмоции, которые мы хотим испытывать, и всегда действовать так, как мы хотим действовать? Попытки ответить на этот вопрос мы начнем с рассмотрения примера того, как мозг обрабатывает поступившую в него информацию. Это может помочь вам понять, откуда взялась Модель Шимпанзе. Ниже перечислены выборочные элементы упрощенной структуры мозга (вы можете с облегчением узнать, что вам не нужно запоминать их названия, они здесь приведены исключительно для справки). 1. Амигдала (главный эмоциональный центр лимбической области или лимбической системы). 2. Орбитально-фронтальная кора (небольшая область на внешней границе лобной доли). 3. Крючковидный пучок (нервный путь, соединяющий амигдалу с орбитально-фронтальной корой). 4. Дорсолатеральная префронтальная кора (часть лобной доли). 5. Вентромедиальная префронтальная кора (область, окружающая нервный путь под номером 3). 6. Поясная извилина.
Цифрами на рисунке обозначены шесть указанных областей мозга. Ученые утверждают, что каждая из них играет свою конкретную роль и у большинства из них таких ролей несколько. Например, амигдала содержит целых семнадцать нервных центров, каждый из которых выполняет свою конкретную функцию. Большая часть этих функций основывается на эмоциональных реакциях. Поясная кора (или извилина) задействована в формировании памяти, обучении и принятии решений. Чтобы упростить понимание, мы будем считать, что каждая из обозначенных областей выполняет только одну роль, даже тогда, когда несколько областей вносят свой вклад в решение единой задачи. Вот эти выборочные индивидуальные роли для каждой области: 1. Амигдала – это быстродействующий защитный механизм, который не думает, а быстро реагирует. 2. Орбитально-фронтальная кора пытается осуществлять контроль над побуждениями и использовать нравственные суждения для того, чтобы удерживать нас в рамках социальных норм. 3. Крючковидный пучок – это проводник морали, обеспечивающий нас совестью и чувством вины. 4. Дорсолатеральная префронтальная кора занята аналитическим мышлением с использованием логики. 5. Вентромедиальная префронтальная кора учитывает чувства других и обеспечивает сопереживание. 6. Поясная извилина задействована в принятии решений на основе прошлого опыта. Пример функционирования мозга Теперь давайте введем что-нибудь в эту машину. Пожалуйста, помните, что все мы по-разному будем реагировать на входящую информацию, поэтому это всего лишь пример того, как может прореагировать мозг конкретного индивидуума. Давайте посмотрим на работу мозга Билли Блоггса. Билли только что сказали, что один его знакомый сделал неприятное замечание в его адрес. Вот как может отреагировать на это каждая часть его мозга. Сначала сообщение поступает в центр ретрансляции (который называется «таламус»). Эта структура рассылает информацию всем шести вышеупомянутым областям, но быстрее всего сообщение достигает амигдалы. 1. Его амигдала реагирует незамедлительно и заставляет Билли испытывать гнев. Он повышает голос, угрожая знакомому нападением. Амигдала выделяет ряд веществ, блокирующих работу других частей мозга (например, предотвращается работа дорсолатеральной префронтальной коры), чтобы они не мешали ее планам. 2. Его орбитально-фронтальная кора отчаянно пытается предупредить Билли, что он не должен выходить за рамки социально приемлемого поведения. Она пытается сдерживать его импульсивные порывы, говоря ему, что бросаться на людей аморально и что он не должен выглядеть плохим. 3. Крючковидный пучок действует в качестве совести, говоря: «Я испытываю чувство вины, поскольку это неправильно с точки зрения нравственности», но потом добавляет: «Однако если ты сможешь убедить меня, что действие является обоснованным, то без колебаний придуши мою совесть и действуй». 4. Дорсолатеральная префронтальная кора заинтересована скорее в поиске фактов и их последующем анализе. Она просто просит выяснить и проверить все факты, чтобы потом принять логическое решение о том, как следует действовать. 5. Вентромедиальная префронтальная кора не интересуется проблемами собственного эго, но спрашивает о том, что чувствует другой человек. Она испытывает сочувствие и сопереживание к человеку, сделавшему неприятное замечание, и хочет понять, почему он это сделал, а затем все исправить. 6. Поясная кора обращается к другим системам и в большей степени старается напомнить Билли о прошлом опыте. Она может сказать: «Если ты начнешь орать, то в конце концов наживешь себе неприятности», или она выучила правило: «Если ты начнешь орать достаточно громко, то добьешься своего». Поясная кора напоминает Билли о его прошлом личном опыте, касающемся последствий того, что он начинал орать. И все это происходит менее чем за секунду! Мы рассмотрели только шесть выборочных областей, соревнующихся за право дать совет и предпринять действие, а существует еще множество других! Пытаться учесть все это всякий раз, когда мы проходим через какое-то переживание, практически невозможно. Поэтому если мы хотим научиться управлять своим разумом, нам необходимо иметь простую, всегда доступную модель, с которой мы могли бы работать себе на пользу. При этом такая модель должна опираться на научные достижения. Если мы более пристально посмотрим на то, как действует мозг, мы сможем увидеть, что он, в грубом приближении, делится на две рабочие команды и банк памяти, влияющий на их работу. Одна команда очень мощна и действует исключительно быстро. Она основывается на эмоциях и иррациональном мышлении. Другая команда не настолько мощна, действует медленно, основывается на логике, совести и чувстве вины. Банк памяти состоит из двух типов памяти – эмоциональной и фактуальной – и оказывает влияние на обе мыслящие команды. Если мы будем рассматривать только лобную долю мозга, нам будет проще увидеть, почему возникает проблема. Внешняя поверхность лобной доли называется «кора», и именно в коре происходит мыслительный процесс и возникают интерпретации.
Если бы на внешней поверхности была только одна мыслительная зона, у нас не было бы проблем. Однако существуют по крайней мере две мыслящие и интерпретирующие ситуацию области. Дорсолатеральная поверхность интерпретирует в рационально-логическом ключе. Орбитально-фронтальная кора интерпретирует на основе впечатлений, чувств и эмоций и имеет прямую связь с амигдалой. Поэтому этот второй способ мышления объединяет свои силы с мощнейшим эмоциональным центром мозга – амигдалой. В результате мы имеем два мозга, интерпретирующих ситуацию. Один из них, в принципе, автоматический. Он думает за нас без нашей помощи, основываясь на эмоциях. Другой находится под нашим контролем и позволяет нам думать так, как мы хотим. Проблема в том, что эти два «мозга» мыслят неодинаково и обычно не соглашаются в своей интерпретации происходящего. Практически постоянно в нашей голове существует состояние потенциальной битвы! Существует ли простой способ разобраться в этом и управлять ситуацией себе на пользу? Модель Шимпанзе Что представляет собой модель Модель не является чисто научным фактом или гипотезой. Это просто упрощенное представление, помогающее нам понять и использовать научные данные. Она также может помочь нам в понимании того, какими мы были раньше, какими являемся сейчас и как нам научиться лучше управлять собой в будущем. В нашей модели внутренний Шимпанзе – это эмоциональная команда, которая думает и действует за нас без нашего разрешения. Логическая команда – это реальная личность, это вы: рациональный, способный к состраданию и гуманный. Это Человек внутри. Справочный банк памяти – это Компьютер. Возвращаясь к опыту Билли Давайте снова обратимся к переживаниям Билли, используя эту модель. Схема демонстрирует, как сообщение распространяется в мозге.
Первый шаг Сообщение поступает в ретрансляционный центр и немедленно отправляется Шимпанзе. Второй шаг Шимпанзе немедленно распространяет в мозге химические вещества, лишающие Человека возможности думать и контролировать Шимпанзе. Третий шаг Шимпанзе быстро заглядывает в Компьютер, чтобы проверить, нет ли там чего-нибудь, о чем он должен знать, прежде чем принять решение, как действовать. Четвертый шаг Компьютер реагирует на запрос исходя из того, что в нем заложено. В Компьютере может быть заложен Автопилот или Кикимора, а также может вообще отсутствовать программа на этот случай, и он предоставит Шимпанзе самому решать, что делать. Пятый шаг Шимпанзе вступает в действие, и сообщение наконец достигает Человека. Если действия Шимпанзе носят недопустимый характер, то Человеку на этот момент остается только извиняться, и он часто чувствует себя виноватым! Шестой шаг Это возможный, но необязательный шаг, который позволяет нам поработать с Компьютером, для того чтобы в будущем Шимпанзе действовал под руководством Автопилота. Этот финальный шаг дает нам возможность управления Шимпанзе, поскольку в мозге не существует проводящих нервных путей, позволяющих нам напрямую контролировать нашего Шимпанзе. Этот пример демонстрирует лишь один из способов того, как мозг работает с поступающей информацией. Очевидно, что существует множество способов, но принцип остается тем же. Разница между мужским и женским мозгом Мы признаем, что существует некоторая заметная разница между типичным мужским и типичным женским мозгом. Эта разница не ограничивается относительными размерами его систем, она распространяется и на способы их соединения, и на различное использование химических веществ для обеспечения его функционирования. Весьма полезно учитывать это, когда мы работаем со своим собственным разумом и взаимодействуем с другими разумами. Принимая факт наличия определенной разницы, мы можем лучше строить наши отношения. Управление нашими мыслями и эмоциями Использование модели Глядя на различные стороны и функции нашего мозга, например на систему вознаграждения, эмоциональную память, исполнительную функцию и так далее, мы можем подстроить под них модель, чтобы понять, как они работают. Это возможно потому, что модель опирается на научные принципы работы мозга. Несмотря на то, что модель является простым и веселым способом понимания собственного эго, она позволяет сделать некоторые очень серьезные выводы. Рассматривая эти три команды – Человека, Шимпанзе и Компьютера, – мы можем прийти к пониманию того, как действует каждая из них, почему мы можем управлять этими тремя частями и как помочь их совместной работе. Важнейший момент состоит в том, чтобы открыть самого себя и научиться отличать себя от автоматического мышления и действий эмоциональной машины внутри нас – нашего внутреннего Шимпанзе. Мы сможем увидеть возможность управления собой с целью улучшения нашего функционирования и повышения качества жизни. Уделяя этому время и усилия, мы можем выработать эмоциональные навыки, ведущие к становлению нас как личности, которой мы хотим быть, личности, которая не становится заложницей внутреннего Шимпанзе. Само назначение этой книги состоит в том, чтобы помочь людям понять себя и научиться управлять своими эмоциями. Если эта модель не кажется вам правдоподобной (и она не может казаться такой каждому), то не сдавайтесь и ищите что-то, что будет работать для вас и позволит улучшить качество вашей жизни. Постарайтесь выделить время для осмысления того, что с вами происходит и что вы могли бы изменить к лучшему. Существует множество психологов, психиатров и других специалистов, способных указать вам правильное направление и улучшить ваше состояние, если вы не чувствуете, что способны сделать это в одиночку. Один из наиболее ценных аспектов моей работы – это возможность видеть, как люди становятся счастливее, увереннее в себе, более комфортно чувствующими себя с самими собой и с окружающими. Я надеюсь, что вы также сможете добиться этого для себя. Благодарности
Такое множество людей внесли в той или иной степени свой вклад в создание этой книги, что мне бы понадобилась еще одна глава, чтобы просто перечислить их. Я выражаю огромнейшее признание всем им. И все же особую благодарность хочу выразить трем людям, которые помогали мне без устали. Это Рут Бэннер (Ruth Banner), моя племянница, на протяжении многих месяцев читавшая и перечитывавшая книгу в процессе работы, предлагавшая свои рекомендации и критику, которые были неоценимы. Джефф Баттиста (Jeff Battista) – мой графический дизайнер, он терпеливо создавал и переделывал рисунки к тексту книги после неоднократных обсуждений, стараясь как можно лучше представить мои идеи. И, конечно, Сюзанна Эббот (Susanna Abbott) – мой редактор, которая вдохновляла и направляла меня на минном поле издания этой книги и смиренно терпела взрывы моего Шимпанзе. Отдельное спасибо хочу сказать моим друзьям, коллегам, пациентам и студентам. Я посвящаю эту книгу Шимпанзе и другим Человеко-образным Обезьянам, которые могут прочесть ее и понять, что внутри них есть Человек! notes
Примечания
1
Если говорить точнее, психика вовсе не сосредоточена «внутри нашей головы», там находится лишь головной мозг, к функциям которого психические процессы отнюдь не сводятся: они шире и не имеют однозначной материальной локализации. – Прим. ред. 2
Автор использует здесь тавтологическое словосочетание «Psycho-lo-gical Mind», которое буквально можно было бы перевести как «психологическая психика» (это выражение использовано и в заголовке главы), но поскольку такой перевод совершенно бессмыслен (с точки зрения здравого смысла и классической психологии), мы будем заменять его понятиями, более адекватными контексту изложения: «психика», «внутренний мир», «наше Я». – Прим. ред. 3
Речь, видимо, идет об очень дорогих породах. А еще собака, тем более крупная и агрессивная, нередко удовлетворяет стремление закомплексованного человека к демонстрации своего превосходства и силы, а заодно и его территориальный инстинкт (в квартире, на даче, да и на уличной прогулке – где его «стаффорда» или «кавказца» все владельцы собак обходят за версту ). – Прим. ред. 4
В традиционной трактовке этот синдром подразумевает привычку выходить из комнаты, закрывать за собой дверь и считать, что свет в комнате выключится сам собой. Одна из распространенных жалоб в отношении ребенка, которую можно слышать от родителей. – Прим. перев. 5
Но не стоит думать, что воздержание от комментариев обязательно свидетельствует о низкой самооценке и закомплексованности человека. Для нежелания предъявлять свои права и высказывать кому-то претензии могут быть совсем другие мотивы (гораздо более высокие, чем пресловутая проблема низкой самооценки). – Прим. ред. 6
Видимо, автор подразумевает здесь психопатии. Такое определение расстройств личности далеко не единственное. В других классификациях под личностными расстройствами понимают, например, неврозы, т. е. обратимые, преодолимые (временные) психологические расстройства (которые не надо путать с психопатиями – хронической патологией личности, и тем более с психозами – психическими заболеваниями). – Прим. ред. 7
Буквой «альфа» (например, альфа-самец) обозначается особь, занимающая доминирующую позицию в стае. 8
В реальной волчьей стае признанный вожак никого не грызет, а, напротив, всегда защищает членов своей стаи на правах сильного. Грызня возникает только между теми особями стаи, статус которых неоднозначен, и им требуется доказывать соплеменникам свое превосходство. – Прим. ред. 9
Вообще говоря, после печального для человечества опыта XX века (наша революция и Гражданская война, трагедии двух страшных мировых войн, ужасы фашизма и т. п.) совет автора делить людей на «своих» (членов стаи) и «чужих» или «наших»/«не наших» следует принимать с очень большой долей осторожности. История ясно показывает, к чему это приводит. Кроме того, все древние духовные учения и современная гуманистическая психология утверждают обратное: истинное раскрытие человека приходит вместе с ощущением слияния со всем миром – вместе с пониманием своей неразрывной связи со всяким живым и неживым существом, со всей Вселенной. – Прим. ред. 10
Коммуникация – процесс общения и взаимодействия с другими людьми. – Прим. ред. 11
Это правило ни в коем случае не стоит распространять на любые конструктивные решения, догадки и идеи, приходящие в голову ночью – во сне или полусне. Они бывают очень полезными и даже гениальными. Не зря многие научные открытия были совершены благодаря таким символическим подсказкам во сне или полудреме. – Прим. ред.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление