Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечения условий для единообразного применения стан­дартов




 

1. Национальные стандарты, фонд которых составляет сейчас око­ло 22 тыс. документов, принимают статус добровольных документов. Включенные в них ранее обязательные требования будут выведены по мере разработки технических регламентов. Процедуры оценки со­ответствия объектов технического регулирования требованиям тех­нических регламентов будут определяться в самих технических рег­ламентах, которые в том числе должны обеспечить для производите­ля альтернативу выбора этих процедур. Со стороны государственных органов должны отсутствовать претензии к составу и уровню требо­ваний по показателям качества продукции и услуг, техническим решениям, а также технологическим методам. Исключение составляют требования по безопасности, однако они устанавливаются техниче­скими регламентами.

Цель применения стандартов состоит в содействии разработчикам, изготовителям и исполнителям создавать продукцию и оказывать ус­луги высокого качества, предоставлять им в этом отношении макси­мальную свободу действий. Критерии качества в этих условиях фор­мирует потребитель, востребуя или не востребуя продукцию или ус­луги, представленные на рынке сбыта. Итак, национальные стандар­ты могут выступать в качестве доказательной базы соблюдения тре­бований технических регламентов. В этом случае конкретные стан­дарты, связанные с конкретными техническими регламентами, пред­лагают производителям наиболее эффективные пути достижения це­лей технических регламентов. Однако окончательное решение — следовать стандарту или избирать иные подходы для реализации тех­нического регламента — остается за производителем в силу добро­вольности национального стандарта.

2. Принцип «максимального учета при разработке стандартов за­конных интересов заинтересованных лиц» (сбалансированность ин­тересов сторон) предусматривает необходимость нахождения ком­промисса между желаниями приобретателя и возможностями разра­ботчика и изготовителя, т. е. необходимость оптимизации уровня ка­чества продукции и услуг при условии их высокой конкурентоспо­собности. Участники работ по стандартизации, исходя из возможно­стей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус. Под консенсусом понимается общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

3. Следование принципу «применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатиче­ским и географическим особенностям Российской Федерации, техни­ческим и (или) технологическим особенностям или по иным основа­ниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения» способствует укреплению тенденции к достижению мирового уровня отечественных продукции и услуг. Однако достижение этого уровня в силу указанных причин не всегда возможно. Поэтому в тексте этой части ст. 12 сделана соответствую­щая оговорка.

Правила применения международных стандартов в Российской Федерации допускают применение следующих международных и ре­гиональных стандартов:

• принятие аутентичного текста международного стандарта в каче­стве национального российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»); при этом обозначение национального стандарта Российской Федерации состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего меж­дународного стандарта (без указания года его принятия); отделенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р.

Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93;

• принятие аутентичного текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного до­кумента к шифру отечественного стандарта добавляется номер соот­ветствующего международного.

Пример: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89).

Важное значение придается в законе и международному сотруд­ничеству в области стандартизации. Сложившееся современное меж­дународное разделение труда и связанная с этим торговля и научно-техническое сотрудничество потребовали достижения международ­ных соглашений и разработки международных нормативных доку­ментов, требования которых имели бы однозначное толкование как для изготовителя, так и для продавца и потребителя. Подобные доку­менты должны содержать технические требования, методы и условия испытаний, точные определения величин, которые следует измерять, сведения о приборах, с помощью которых производятся измерения, данные о точности этих приборов и методах их поверки.

Международное сотрудничество в сфере стандартизации прово­дится по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также многосторонних и двусторонних связей ме­жду государствами на основании соответствующих указов Президен­та и постановлений Правительства Российской Федерации.

В области международной стандартизации (и частично, в облас­ти сертификации и подтверждении соответствия) участвует несколь­ко международных организаций, среди которых наиболее известны отмечавшиеся ранее: ИСО (ISO); МЭК; МОЗМ; МБМВ; Европейская организация по качеству (ЕОК) — European Organization for Quality (EOQ); Европейский комитет по стандартизации (ЕКС) — European Committee for Standardization (CEN); Европейский комитет по стан­дартизации в области электротехники и электроники (ЕКСЭЭ) — European Committee for Electrotechnical Standardization (CENELEC); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) — United Nations Economic Commission for Europe (UN/ECE); Европейский ин­ститут по стандартизации в области телекоммуникаций (ЕИСТ) — European Telecommunications Standards Institute (ETSI) и ряд других. Международные стандарты и рекомендации этих организаций, фор­мально не являясь обязательными нормативными документами, фак­тически соблюдаются всеми заинтересованными сторонами в той ме­ре, в какой это им необходимо.

Одной из самых авторитетных международных организаций в области стандартизации является ИСО (в настоящее время членами ИСО являются национальные организации по стандартизации более 140 стран мира). Сфера деятельности этой организации касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электрони­ки, относящихся к компетенции МЭК (в некоторых областях ИСО и МЭК часто действуют совместно). Стратегическая цель ИСО — со­действие стандартизации в мировом масштабе для улучшения меж­дународного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню. Кроме того, ИСО содей­ствует развитию метрологии и сертификации с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами.

Чрезвычайно широко в мире используются международные стандарты ИСО, общее число которых в настоящее время превышает 12 000, причем ежегодно принимаются и пересматриваются около 1000 стандартов. Они не являются обязательными для применения государствами — членами ИСО. Решение об их применении связано со степенью участия конкретной страны в международном разделе­нии труда и состоянием ее внешней торговли.

В Российской Федерации в настоящее время идет активный про­цесс внедрения стандартов ИСО в национальную систему стандарти­зации. Международные стандарты ИСО обычно разрабатываются и вводятся в действие следующим образом.

Специалистами ИСО выбирается за основу наиболее прогрес­сивный, современный и действующий национальный стандарт одной из стран. В качестве первой редакции стандарт ИСО переводится на английский, французский, немецкий и русский языки и рассылается для ознакомления и сбора отзывов всем членам технического комите­та по данному направлению. Затем на основании отзывов разра­батывается вторая редакция и процесс повторяется. Далее на заседа­нии технического комитета обсуждаются разногласия и вырабатыва­ется единая редакция документа, которая утверждается на основе консенсуса. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, хотя часто применяются в международных и межгосударственных кон­трактах в качестве обязательных. Руководство 2 ИСО/МЭК (ISO/IEC), обобщая международный опыт стандартизации, представляет сле­дующие возможные виды стандартов: основополагающий стандарт; терминологический стандарт; стандарт на методы испытания; стан­дарт на продукцию; стандарт на процесс, стандарт на услугу; стан­дарт на совместимость; стандарт с открытыми значениями; положе­ния; методические положения; описательное положение.

Кроме ИСО, наибольшую известность и влияние в области стан­дартизации имеет МЭК. Организационная структура и принципы деятельности ее аналогичны ИСО, часто они работают совместно и выпускают единые документы. Обозначения стандартов МЭК анало­гичны обозначениям национальных стандартов Российской Федера­ции (ГОСТ Р), в случае выпуска совместного стандарта с ИСО он имеет обозначение ISO/IEC.

Заметим, что руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает прямое и косвенное применение международного стандарта. Прямое примене­ние — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе. Косвенное при­менение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе, в котором этот стандарт был принят.

В рамках СНГ стандартизация (в том числе метрология и серти­фикация) осуществляется в соответствии с межправительственным документом «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации». На основе данного соглашения создан Межгосударственный совет по стандар­тизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Го­сударств (МГС СНГ), где представлены все национальные организа­ции по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран.

В настоящее время МГС СНГ признан ИСО в качестве регио­нальной организации по стандартизации стран СНГ; подписаны со­глашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Проект соглашения о со­трудничестве направлен в ИСО. МГС СНГ ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукций и услуг. Стан­дарты и иная нормативная документация, разработанная Советом, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответ­ствии с правилами ПМГ 04-94 «Порядок распространения межгосу­дарственных стандартов и нормативной документации Межгосудар­ственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации» и правилами ПМГ 05-94 «Порядок взаимодействия национальных ор­ганов по стандартизации по осуществлению переводов межгосудар­ственных, международных и зарубежных стандартов».

4. В соответствии с принципом о «недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона» не должны создаваться такие стандарты, которые усложняют решение вопросов взаимоотношения служб и подразделений на производстве, взаимоотношений разработчиков и изготовителей, изготовителей и поставщиков. Не должны завышаться требования, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, не должна разрабатываться излишне усложненная техническая документация.

5. Условие принципа «недопустимости установления таких стандар­тов, которые противоречат техническим регламентам» непосредствен­но следует из цели стандартизации повышать уровень безопасности.

6. Принцип «обеспечение условий для единообразного примене­ния стандартов» — принцип, непосредственно вытекающий из опре­деления понятий «стандартизация» и «стандарт».

Можно выделить ряд других важных принципов стандартизации, не упомянутых в ст. 12. 200

Динамичность и опережающее развитие стандартизации. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономер­ности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вно­сит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой нормативных документов Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанав­ливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандар­ты должны стандартизировать перспективные виды продукции, се­рийное производство которых еще не начато или находится в началь­ной стадии. Метод опережающей стандартизации заключается в ус­тановлении повышенных по отношению к уже достигнутому на прак­тике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Эффективность стандартизации. Применение нормативных документов в области стандартизации должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надеж­ности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект. В целом вложение в стандартизацию выгодно государству; 1 рубль, направ­ленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 рублей прибыли.

Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции {услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответ­ствия требованиям стандартов, нормам законодательства и реализу­ется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработ­ку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности доку­ментов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международ­ными (региональными) организациями, позволяет разработать стандар­ты, которые не создают препятствий в международной торговле.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 4075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.