КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контакт зубьев в передаче
Для повышения износостойкости и долговечности зубчатых передач необходимо, чтобы полнота контакта сопряженных боковых поверхностей зубьев была максимальной. 3.1. Суммарным пятном контакта называют часть активной боковой поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания зубьев парного колеса (следы надиров или краски) в собранной передаче после вращения под нагрузкой, установленной конструктором. Рис. 12 Пятно контакта определяется относительными размерами (в %) – по длине зуба – отношением расстояния, а меду крайними точками следов примыкания за вычетом размеров «с», превышающих модуль в мм, к длине зуба «в», т.е. ; – по высоте зуба – отношением средней длины высоты следов прилегания hm к высоте зуба соответственно активной боковой поверхности hp, т.е. . В ГОСТ 1643-81 установлены нормы на мгновенное пятно контакта, определяемое после поворота колеса собранной передачи на полный оборот при легком торможении. На величину «пятна контакта» (интегральный показатель) влияют: отклонение осевых шагов по нормали; погрешности формы и расположения контактной линии; погрешность направления зуба и пр.
3.2. Отклонение осевых шагов по нормали Fpxnr называют разность между действительным осевым расстоянием зубьев хдейств и суммой соответствующего числа номинальных осевых шагов хном, умноженную на синус угла наклона делительной линии зуба b, (рис.13) т.е. Fpxnr = Fpxr · sin b Fprx = хдейств - хном Рис. 13
3.3. Погрешность формы и расположения контактной линии Fkr (рис.14)
действительная контактная линия Fkr номинальное положение
Fkr контактная линия 2 Рис. 14 (линии пересечения поверхности зуба поверхностью зацепления).
3.4. Погрешность направления зуба Fβr (рис.15) Fβr – наибольшее расстояние между номинальным и действительным положением плоскости симметрии зуба. b Fβr плоскость симметрии зуба
плоскость симметрии колеса Рис. 15
3.5. Отклонением от параллельности осей fxr называется непараллельность проекций рабочих осей зубчатых колес на плоскость, в которой лежит одна из осей и (·) точка второй оси в средней плоскости передачи; перекос осей fyr – непараллельность проекций рабочих осей в плоскости перпендикулярной первой плоскости. Непараллельность fxr и перекос fyr осей зубчатых колёс
1 ось
0,5fyr 2 ось 0,5fxr
Рис. 16, отклонение от параллельности осей fxr,, перекос осей fyr
4. Боковой зазор в передаче Для устранения заклинивания при нагреве, для смазки, ограничения мертвого хода, компенсации погрешностей изготовления между нерабочими профилями зубьев предусматривают боковой зазор. Нормальным боковым зазором jn называют наименьшее расстояние между боковыми поверхностями зубьев, измеряемое по общей нормали к эвольвентным профилям зубьев.
Минимальная величина бокового зазора jn определяется видом сопряжения, которое обозначается большими латинскими буквами: А, В, С, D, Е, Н. Максимальный зазор дает А; В, С – средние зазоры; D, Е, Н – малые зазоры.
Для ограничения максимальной величины зазора установлено 8 видов допуска на боковой зазор: а, в; с, d; x, y, z. Рекомендуется соответствие видов допуска видам сопряжения: Н, Е – h; D – d; С – с; В – в; А – а соответственно. В этом случае они в условном обозначении не указываются. Для зубчатых передач установлено 6 классов отклонений межосевого расстояния, определяющего также величину бокового зазора. Обозначаются классы римскими цифрами: I, II…VI. Рекомендуется соответствие классов отклонений межосевого расстояния видам сопряжений (табл. 1). В этом случае они в условном обозначении не указываются.
Таблица 1.
Допускается: 1. Несоответствие вида сопряжения и вида допуска на боковой зазор (x, y, z). 2. Допускается брать более грубый класс отклонения межосевого расстояния 7-Са/V – 128 ГОСТ 1.6.43-81 (128 мкм – зазор). 3. Допускается брать уменьшенный гарантированный зазор: jn´min = jn min –0,68 (|fa´| - |fa|), где fa´ - отклонение межосевого расстояния для более грубого колеса (V); fa - для С. Величину бокового зазора, необходимого для компенсации температурных деформаций можно рассчитать по формуле: jn min = V + аW (a1 ∆t1 - a2 ∆t2) 2sin a, где V – толщина смазки; a1 и a2 – коэффициенты температурного расширения колеса и корпуса ∆t1 и ∆t2 – отклонения температур колеса и корпуса от 20ºС; a – угол профиля исходного контура. Для обеспечения гарантированного бокового зазора – осуществляют дополнительное смещение исходного контура в тело зубчатого колеса. Параметры косвенного контроля бокового зазора.
1. Наименьшее дополнительное смещение исходного контура ЕHs и допуск на смещение исходного контура Тн. 2. Наименьшее отклонение средней длины общей нормали Еwms и допуск Twm Wm = (W1 + W2 + …)/n 3. Наименьшее отклонение длины общей нормали Еws и допуск Tw 4. Наименьшее отклонение толщины зуба Есs и допуск Тс 5. Предельные отклонения межосевого расстояния в зубчатой передаче: Еа²s Еа²I
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |