Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы стандартизации




Сущность и содержание стандартизации

Стандартизация по определению ИСО/МЭК это установле­ние и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересо­ванных сторон, в частности для достижения всеобщей оптималь­ной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использо­вания) и требований безопасности.

По своей сути стандартизация – это деятельность, направленная на разра­ботку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых.

Таким образом, цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области по­средством широкого и многократного использования установлен­ных положений, требований, норм для решения реально суще­ствующих, планируемых или потенциальных задач.

Из определения следует, что стандартизация — это плановая деятельность по установлению общих обязательных правил, норм и тре­бований в целях обеспечения:

• безопасности продукции, работ и услуг для окружающей сре­ды, жизни, здоровья и имущества человека; то есть обеспе­чения права потребителя на приобретение товаров надлежа­щего качества за приемлемую цену, а также право на безопас­ность и комфортность труда;

• технической информационной совместимости, а также вза­имозаменяемости продукции;

• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

• единства измерений, правовые и другие основы которого регламентированные Законом "Об обеспечении единства измере­ний" от 27.04.93 №4871-1;

• экономии всех видов ресурсов;

• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска воз­никновения природных и техногенных катастроф и других чрез­вычайных ситуаций;

• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993 г.

Результатом работы по стандартизации является принятие стан­дарта.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стан­дартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира при­нимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соот­ветствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация — деятельность, откры­тая только для соответствующих органов государств одного гео­графического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляются специалистами стран, представленных в соответствующих регио­нальных и международных организациях, задачи которых рассмот­рены ниже.

Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стан­дартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассо­циаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заво­дов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-тер­риториальной единице (провинции, крае и т.п.), принято назы­вать административно-территориальной стандартизацией.

Нормативные документы по стандартизации в РФ установлены Законом РФ «О стандартизации»:

• Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

• применяемые в соответствии с правовыми нормами между­народные, региональные стандарты, а также правила, нор­мы и рекомендации по стандартизации;

• общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

• стандарты отраслей;

• стандарты предприятий;

• стандарты научно-технических, инженерных обществ и дру­гих общественных объединений.

До настоящего времени действуют еще и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются так­же ПР — правила по стандартизации, Р — рекомендации по стан­дартизации и ТУ - технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, кото­рая согласно российскому законодательству подлежит обязатель­ной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), подтверждаемые посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует приме­нять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.

Рассмотрим содержание российских нормативных документов.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, ра­боты и услуги, потребности в которых носят межотраслевой ха­рактер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт Рос­сии, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов — Госстрой России.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и реко­мендательные.

К обязательным требованиям относятся: безопасность продукта, услуги, про­цесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техничес­кая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изде­лий; единство методов контроля и единство маркировки. Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара - основной аспект сертификации соответ­ствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйствен­ной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезо­пасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода ма­шин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приве­дены такие характеристики, как класс опасности; допустимые уров­ни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на человека и т.п.

Стандарты указывают все виды и нормы допустимой опасности конкретного продукта или группы однородной продукции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям го­сударственных стандартов.

Другие требования государственных стандартов могут быть при­знаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполните­ля услуг. К таким требованиям относятся основные потребитель­ские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации; правила оформления технической документации, метрологические правила и нормы и т.п.

Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертификации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к про­дукции определенной отрасли. Их требования не должны проти­воречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для от­расли. Принимают такие стандарты государственные органы уп­равления (например, министерства), которые несут ответствен­ность за соответствие требований отраслевых стандартов обяза­тельным требованиям ГОСТ Р.

Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конст­рукции изделий отраслевого применения (инструменты, крепеж­ные детали и т.п.); правила метрологического обеспечения в отрас­ли. Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничивает­ся предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. На добровольной осно­ве возможно использование этих стандартов субъектами хозяйствен­ной деятельности иного подчинения. Степень обязательности со­блюдения требований стандарта отрасли определяется тем пред­приятием, которое применяет его, или по договору между изгото­вителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются са­мим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обыч­но являются составляющие организации и управления производ­ством, совершенствование которых — главная цель стандартиза­ции на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприя­тии может затрагивать и продукцию, производимую этим пред­приятием, тогда объектами стандарта предприятия будут состав­ные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой про­дукции. Стандарты предприятий могут содержать требования к Различного рода услугам внутреннего характера.

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать стан­дартизацию на предприятии для освоения данным конкретным предприятием государственных, международных, региональных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предприятия, принявшего данный стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стан­дарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности — участников такого договора.

Стандарты общественных объединений (научно-технических об­ществ, инженерных обществ и др.). Такие нормативные доку­менты разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы испы­таний, а также нетрадиционные технологии и принципы управ­ления производством. Общественные объединения, занимающи­еся этими проблемами, преследуют цель распространения через свои стандарты заслуживающих внимания и перспективных ре­зультатов мировых научно-технических достижений, фундамен­тальных и прикладных исследований.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандарти­ зации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным доку­ментам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информа­ции о принятых стандартах отраслей, обществ и других организа­ций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандар­тов и многих других вопросов организационного характера. ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями и подразделения­ми, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Про­ект названных документов обсуждается с заинтересованными сто­ронами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и дру­гие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стан­дарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ могут быть продук­ция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов и т.п. Процедура при­нятия ТУ отличается от описанной выше для других нормативных документов.

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» ТУ отнесе­ны к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные докумен­ты, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на по­ставку продукции, тогда их согласование (принятие) осуществля­ется по ПР 50.1.001-93.

Особенность процедуры согласования ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции, выпущенной в соответствии с их требованиями, происходит их окончательное согласование с приемочной комиссией. Но чтобы представить ТУ приемочной комиссии во время приемки, требуется предварительная рассылка проекта технических условий и дополняющей их документации тем организациям, представители которых будут участвовать в приемке продукции. ТУ считаются окончательно согласованны­ми, если подписан акт приемки опытной партии (или опытного образца). Этим же решается вопрос о возможности производства промышленной партии продукции. В тех случаях, когда предпри­ятие принимает решение о производстве продукции без приемоч­ной комиссии, ТУ обязательно согласуются с заказчиком.

Не подлежат согласованию и в том и в другом варианте тре­бования и нормы ТУ, относящиеся к обязательным. В таком слу­чае в технических условиях приводится ссылка на соответствующий государственный стандарт. Правила согласования ТУ предоставля­ют их разработчику самому решать вопрос о согласовании с заказ­чиком, если этот документ был создан в инициативном порядке.

Принимает ТУ их разработчик (руководитель или заместитель руководителя организации) без указания срока действия за ис­ключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции.

Категории стандартов. Перечисленные нормативные документы, как показано выше, принимаются (утверждаются) на разных уровнях управления хозяйственной деятельностью. По этому признаку раз­личают категории стандартов РФ.

Как и в мировой практике, в России действует несколько ви­дов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стан­дартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продук­цию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на ме­тоды контроля (испытаний, изменений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятель­ности в различных областях науки, техники и производства. Этот вид нормативных документов устанавливает такие организацион­ные принципы и положения, требования, правила и нормы, кото­рые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способ­ствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для про­изводства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разра­ботке, создании и эксплуатации продукта (услуга) таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безо­пасности продукта или процесса для жизни, здоровья и имущества человека; ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандартами на продукцию.

Примером основополагающих стандартов могут быть ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 - норма­тивные документы по организации Государственной системы стандартизации в России.

Этот пример говорит также о том, что еще одним нормативным документом может быть комплекс стандартов, который объединяет взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую на­правленность, устанавливают согласованные требования к взаимо­связанным объектам стандартизации. Так, комплекс основополага­ющих стандартов, по существу являясь объединением взаимосвя­занных нормативных документов методического характера, содер­жит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяе­мые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодательству, обеспечивали достижение общей цели и выпол­нение обязательных требований к продукции, процессам, услугам.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). В отечественной практике есть две разновидности этого вида нормативных документов:

• стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции, услуг;

• стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

Допускается также разработка стандартов на отдельные требо­вания к группам однородной продукции (услуги). Например, на классификацию, методы испытаний, правила хранения и (или) транспортировки и т.п. Наиболее часто отдельным объектом стан­дартизации являются параметры и нормы безопасности и охраны окружающей среды.

Стандарт общих технических условий обычно включает следую­щие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), об­щие требования к параметрам качества, к упаковке и маркировке, тре­бования безопасности; требования охраны окружающей среды; пра­вила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

Наличие в содержании стандарта тех или иных разделов зави­сит от особенностей объекта стандартизации и характера предъяв­ляемых к нему требований.

Стандарт технических условий устанавливает всесторонние тре­бования к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производства, потреб­ления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Сущность этих требований не должна противоречить стандарту общих тех­нических условий. Но стандарт технических условий содержит конкретизированные дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указание о товарном знаке, если он зарегистрирован в установленном порядке; знаки соответствия, если изделия сертифицированы); особые требования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды. Стандарты техничес­ких условий на услугу могут содержать требования к ассортименту предоставляемых услуг (точность и своевременность исполнения, эстетичность, комфортность, комплексность обслуживания).

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ на разных ста­диях жизненного цикла продукции (ее разработки, производства, экс­плуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта и утилизации).

В частности, такие стандарты могут включать требо­вания к методам автоматизированного проектирования продук­ции, модульного конструирования, принципиальным схемам тех­нологического процесса изготовления продукта, технологическим режимам или нормам. Особое место занимают требования безо­пасности для жизни и здоровья людей при осуществлении техно­логических процессов, которые могут конкретизироваться по от­ношению к использованию определенного оборудования, инстру­мента, приспособлений и вспомогательных материалов.

При проведении технологических операций стандартизации под­лежат предельно допустимые нормы различного рода воздействий технологии на природную среду. Эти воздействия могут носить хи­мический (выброс вредных химикатов), физический (радиацион­ное излучение), биологический (заражение микроорганизмами) и механический (разрушение памятников архитектуры) характер, опас­ный в экологическом аспекте. Экологические требования могут касаться условий применения определенных материалов и сырья, потенциально вредных для окружающей природы; параметров эф­фективности работы очистного оборудования; правил аварийных выбросов, ликвидации их последствий, предельно допустимых норм сбросов загрязняющих веществ со сточными водами.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анали­за ) рекомендуют применять методики контроля, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных тре­бований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте на нее. Главный критерий объективности метода контроля (испы­тания, измерения, анализа) — воспроизводимость и сопостави­мость результатов. Необходимо пользоваться именно стандарти­зованными методами контроля, испытаний, измерений и анали­за, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый из методов имеет свою специфику, связан­ную прежде всего с конкретным объектом контроля, но в то же время можно выделить и общие положения, подлежащие стандар­тизации: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформле­ния результатов; допустимую погрешность метода.

В 1996 г. внесено изменение в основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.0-92, согласно которому к перечню нормативных документов, применяемых в России, добавляется технический регламент.

Полное соответствие международным правилам в данном вопро­се может быть достигнуто тогда, когда в России появятся законы, устанавливающие обязательные к выполнению требования и нор­мы, подобно действующим в Европейском Союзе Директивам. В ЕС технический регламент становится обязательным документом, если на него есть ссылка в соответствующей Директиве.

Отличие российского подхода к техническим регламентам про­слеживается и в самом тексте указанного выше изменения: «к техни­ческим регламентам следует относить законодательные акты и по­становления Правительства Российской Федерации, содержащие тре­бования, нормы и правила технического характера; государст­венные стандарты Российской Федерации в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компе­тенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований».

Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно (например, обязательные требования государ­ственных стандартов), либо путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта.

13.4. Основные законодательные акты. Правовые основы стандарти­зации в России установлены Законом РФ «О стандартизации». Положения Закона обязательны к выполнению всеми государствен­ными органами управления, субъектами хозяйственной деятель­ности независимо от формы собственности, а также обществен­ными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов по­требителей и государства через требования, правила, нормы, вно­симые в государственные стандарты при их разработке, и государ­ственный контроль выполнения обязательных требований стан­дартов при их применении.

Кроме данного Закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например Федеральным законом «О внесе­нии изменений и дополнений в законодательные акты Россий­ской Федерации в связи с принятием законов РФ «О стандартиза­ции», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (1995); постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона РФ «О стандартизации», при­казами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден «Порядок проведения Госстандартом России Государ­ственного контроля и надзора за соблюдением обязательных тре­бований государственных стандартов, правил обязательной серти­фикации и за сертифицированной продукцией».

 

Закон «О стандартизации» регламентирует:

• организацию работ по стандартизации;

• содержание и применение нормативных документов по стан­дартизации;

• информационное обеспечение работ по стандартизации;

• организацию и правила проведения государственного конт­роля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

• финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

• стимулирование применения государственных стандартов,

• ответственность за нарушение положений Закона РФ «О стан­дартизации».

На основании правовых норм закона определены принципы и за­дачи стандартизации в России. Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является без­опасность объекта стандартизации для человека и окружаю­щей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяе­мости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торгов­ле. Для этого необходимо учитывать международные стан­дарты (и их проекты), правила, нормы международных орга­низаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном со­гласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (кон­сенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчикам нормативных документов необходимо соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственно­го контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандар­тизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверя­емы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Эти принципы реализуются при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересован­ными сторонами;

• установление оптимальных требований к номенклатуре и ка­честву объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

• определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, инфор­мационной, программной и др.), а также взаимозаменяемо­сти продукции;

• унификация конструктивных частей изделий;

• разработка метрологических норм и нормативно-техничес­кое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

• оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

• создание, ведение и гармонизация с международными пра­вилами систем классификации и кодирования технико-эко­номической информации;

• организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания сис­темы каталогов и др.

Основополагающие стандарты Государственной системы стандар­тизации (ГСС). В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации. Мето­дологические вопросы организации и функционирования ГСС из­ложены в комплексе государственных основополагающих стан­дартов «Государственная система стандартизации Российской Фе­дерации», новая редакция которого введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает документы:

• ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Рос­сийской Федерации. Основные положения»;

• ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Рос­сийской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;

• ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Рос­сийской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты пред­приятий, научно-технических, инженерных обществ и дру­гих общественных объединений. Общие положения»;

• ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Рос­сийской Федерации. Общие требования к построению, из­ложению, оформлению и содержанию стандартов»;

• ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения тех­нических условий». В 2001 г. принят ГОСТ 1.13-2001 «ГСС. Порядок подготовки уведомлений о проектах нормативных до­кументов», учитывающий требование ВТО (подробнее см. § 4.2).

Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый тех­нический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации техни­ко-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.