Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила наложения транспортных шин




Транспортная иммобилизация.

В отличие от лечебной, транспортная иммобилизация преследует лишь цели профилактики:

- шока;

- вторичных повреждений тканей;

- вторичных кровотечений;

- инфекционных осложнений ран.

Показаниями для транспортной иммобилизации являются:

- массивное повреждение мягких тканей;

- ожоги;

- отморожения;

- синдром длительного сдавления;

- повреждения кровеносных сосудов;

- повреждения нервных стволов;

- повреждения костей;

- повреждения суставов.

Таким образом, практически при всех повреждениях транс­портная иммобилизация является необходимой.

Средства транспортной иммобилизации могут быть та­бельными (стандартные шины) или подручными и отве­чать следующим требованиям.

Обеспечивать надежную иммобилизацию поврежденного органа или конечности.

По возможности обеспечивать фиксацию поврежденной конечности в функционально выгодном положении.

Быть простыми в применении, так как их приходится накладывать в сложных условиях.

Быть портативными.

Быть недорогими в изготовлении.

 

Транспортная иммобилизация должна быть произведена как можно раньше от момента повреждения.

Транспортные шины должны обеспечить иммобилизацию, помимо поврежденного сегмента конечности, как ми­нимум, двух смежных суставов. Три суста­ва должны быть иммобилизированы при повреждении бедра (тазобедренный, коленный и голеностопный суста­вы) и плеча (плечевой, локтевой и лучезапястный суста­вы).

При иммобилизации конечности необходимо по возмож­ности придать ей среднефизиологическое по­ложение, а если это невозможно — такое, при котором конечность меньше всего травмируется..

Транспортные шины накладываются поверх одеж­ды или обуви. С одной стороны, это позволяет из­бежать дополнительной травматизации поврежденного сегмента при раздевании пораженного, а с другой сторо­ны, одежда или обувь выполняют роль дополнительных прокладок между кожей и шинами.

Шина должна быть отмоделирована до нало­жения. Моделировать шины на больном недопустимо, так как это приводит к грубой травматизации поврежден­ного сегмента, значительно усиливает болевой синдром.

При закрытых переломах перед наложением транспортной шины необходимо произвести легкое вытяжение (тракцию) конечности с коррекцией оси последней. В большинстве случаев это позволяет уменьшить смещение отломков и тем самым ослабить их давление на прилегающие мягкие ткани. При открытых переломах этого делать нельзя, так как при тракции вы­ступающие из раны загрязненные отломки «уходят» под мягкие ткани, дополнительно инфицируя рану.

С целью профилактики пролежней шина, если это необхо­димо, перед наложением должна быть обмотана мягким материалом, а на костные выступы долж­ны быть наложены прокладки из марли или ваты.

В зимнее время иммобилизированную конечность необхо­димо дополнительно утеплить.

Даже в изоляционном периоде катастроф транспортную иммо­билизацию желательно осуществлять с использованием табельных средств: стандартных транспортных шин, специально сконструи­рованных и приспособленных для полноценной иммобилизации того или иного сегмента (рис. 3). При отсутствии табельных средств иммобилизация может быть осуществлена подручными средствами с использованием любых предметов (ветки деревьев, палки, доски, щиты, двери, картон, фанера и т.д.), позволяющих если не полностью, то хотя бы частично соблюсти вышеизложен­ные правила. При отсутствии и подручных средств следует исполь­зовать так называемую ау то иммобилизацию. Суть последней со­стоит в том, что поврежденная верхняя конечность марлевыми бинтами или косынкой фиксируется к туловищу, а поврежденная нижняя конечность - к здоровой ноге.

Лестничные шины (Крамера) имеют свои преимущества и недостатки. Достоинствами лестничных шин является то, что они хорошо моделируются. Используя это качество, можно фиксиро­вать конечность в любом положении. Вторым положительным свойством этих шин является универсальность конструкции. С их помощью можно провести иммобилизацию любого сегмента, лю­бого повреждения.

 

 

Рис. 3. Стандартные транспортные шины.

а-лестничная шина; б —лубковая шина; в- сетчатая шина;

г - шина Дитерихса; д - надувная шина; е - вакуумные носилки.

 

 

Недостатком лестничной шины Крамера является то, что перед наложением ее необходимо обматывать мягким материалом с це­лью профилактики пролежней. Это требует или заблаговременной подготовки таких шин к использованию, или дополнительных за­трат времени в процессе оказания медицинской помощи. Жела­тельно поверх мягкого материала обшить шину клеенкой, что по­зволит производить санитарную обработку бывших в употреблении шин.

Лубковые шины отличаются дешевизной, портативностью, однако не моделируются. Используя эти шины, можно осущест­вить иммобилизацию любого сегмента конечности, но только в прямом положении.

Сетчатые шины изготовлены из тонкой проволоки и смотаны в рулон наподобие бинта. Они пригодны для иммобилизации мел­ких костей, например, стопы или кисти.

Шина Дитерихса - единственная из всего комплекта «Транс­портные шины», позволяющая с целью лучшей иммобилизации производить и вытяжение поврежденной ноги.

Шина Дитерихса состоит из четырех частей: двух раздвижных планок (наружной и внутренней), подошвы-подстопника и закрут­ки в виде палочки и шнура.

Прямыми показаниями для наложения шины Дитерихса явля­ются повреждения тазобедренного сустава, коленного сустава и повреждения бедренной кости. Наложение шины Дитерихса при повреждениях голени не является ошибкой, но, учитывая их огра­ниченное количество в комплекте и продолжительность наложе­ния, при повреждениях голени лучше использовать другие шины.

Перед наложением шины Дитерихса обувь не снима­ется. Наложение начинается с фиксации «подошвы-подстопн­ика» к стопе. «Подошва» фиксируется к стопе мягкими бинтами, причем проволочные проушины должны оставаться свободными. Кроме того, «подошва» должна выступать за край каблука на 1,5-2 см. В противном случае, при длительной транспортировке постра­давшего, например, в кузове грузовика, в области пятки может об­разоваться пролежень от давления.

Затем регулируется длина наружной и внутренней планок. Их длина должна подбираться по здоровой конечности. Длина внут­ренней планки определяется расстоянием от паховой области до стопы плюс 12-15 см для осуществления вытяжения, длина наруж­ной планки - от подмышечной впадины до стопы плюс 12-15 см. Подобранная длина планок фиксируется при помощи деревянных штырей. Так как штыри часто теряются, в последних моделях шин Дитерихса они заменены на металлические штыри с пружиной, фиксированные к планке. Первой устанавливается внутренняя раз­движная планка, имеющая упор с отверстием, через которое проводится шнур для вытяжения. Затем устанавливается наружная план­ка. Обе раздвижные планки должны фиксироваться к туловищу и к нижней конечности как минимум в 5 точках:

- в области грудной клетки;

- в области таза;

- в области верхней трети бедра;

- в области коленного сустава;

- в области нижней трети голени.

В то же время, при повреждениях различной локализации сле­дует соблюдать определенную последовательность фиксации. Так, при повреждении средней трети диафиза бедра планки фиксируют­ся в области грудной клетки, таза и в области верхней трети бедра. Затем осуществляется вытяжение до тех пор, пока длина повреж­денной конечности не станет равной здоровой. И лишь после этого планки фиксируются в области коленного сустава и нижней трети голени (рис. 4).

С целью профилактики пролежней, которые легко могут обра­зоваться в области контакта костных выступов с шиной,

 

При наложении шины Дитерихса перед фиксацией планок необходимо проложить ватные или марлевые прокладкив области костных выступов.

 


На основе шин Дитерихса созданы различные модификации, которые также могут с успехом применяться при ЧС, несмотря на то, что в стандартный комплект они не входят.

В последние годы широкое применение нашли пневмати­ческие и вакуумные шины. Они изготовлены из поли­мерного материала.

По внешнему виду пневматические шины напоминают двой­ные контурные повязки с застежкой-молнией. Комплект содержит шины для иммобилизации любого сегмента конечности. Для им­мобилизации поврежденная конечность помещается на шину, затем молния застегивается, и шина накачивается воздухом или изо рта, или с использованием баллона со сжатым газом. Недостатком этих шин является то, что они могут быть легко повреждены с утратой иммобилизационных свойств. Кроме того, для лучшей иммобили­зации шина должна быть как можно больше накачана, а это может привести к сдавлению подлежащих мягких тканей. При открытых повреждениях пневматическая шина может вызвать усиление кро­вотечения из раны, функционируя как венозный жгут

 

 

Рис. 4. Наложение шины Дитерихса.

а - фиксация подошвы; б - фикса­ция шины; в - вытяжение конечности с использованием закрутки; г - им­мобилизация конечности в законченном виде.

 

 

Вакуумные шины наполнены гранулами. Для того, чтобы та­кая шина приобрела иммобилизационные свойства, необходимо, наоборот, выкачать из нее воздух. Применяют также вакуумные матрасы, позволяющие быстро обеспечить иммобилизацию при множественных повреждениях, переломах позвоночника, таза.

Основные ошибки, которые могут быть допущены при на­ложении транспортной шины:

1. Попытки снятия одежды с поврежден­ной конечности перед наложением транспортной шины.

Наложение лестничной шины без мягкой про­кладки или фиксация шин к поврежденной конечности без ватно-марлевых прокладок в облас­ти костных выступов.

2. Наложение шин без моделирования или мо­делирование шин непосредственно на пораженном, что может привести к дополнительной травме.

3. Иммобилизация только поврежденного сегмента конечности, без захвата двух или трех смежных суставов, также является ошибкой, так как не обеспечивает полноценной иммобилизации.

4. Слишком тугое прибинтовывание шины к поврежденной конечности. Туго наложенная шина при увеличении отека во время длительной транспортировки может сдавить мягкие ткани и вызвать нарушение крово­обращения в конечности, что чревато развитием или усугублением ишемии, вплоть до ее необратимой стадии (ишемических контрактур).

5. Сдавление половых органов при наложении шины Дитерихса.

Транспортная иммобилизация при повреждении плечевого пояса (повреждения мягких тканей, переломы ключицы, лопатки) может быть достигнута путем наложения повязки Дезо (рис. 5, а) или косы ночи ой повязки

(рис.5, б).

 

 

 

Рис. 5. Транспортная иммобилизация с использованием мягких повязок.

а - повязка Дезо; б - косыночная повязка.

 

В обоих слу­чаях рекомендуется в подмышечную впадину вложить небольшой ватно-марлевый валик.

При переломах плечевой кости и повреждениях локтевого сустава наилучшая иммобилизация достигается лестничной шиной Крамера. Перед наложением шины в подмышечную впадину вкладывается небольшой валик для придания небольшого отведения плеча, в локтевом суставе руку сгибают до угла в 90 гра­дусов. Предплечью необходимо придать положение, среднее меж­ду супинацией и пронацией, кисть разогнута в лучезапястном сус­таве до угла в 45 градусов. Шина накладывается от здорового надплечья и должна доходить, как минимум, до пястно-фаланговых суставов. Шину к конечности фиксируют марлевыми бинтами, причем кисть, предплечье и сегмент плеча фиксируют спиральной повязкой с перекрутом; в области локтевого сустава применяется черепашья сходящаяся или расходящаяся повязка; шина в области плечевого сустава и надплечья должна быть

 

а б

в г

Рис. 6. Наложение лестничной шины на верхнюю конечность.

а - подготовка шины; б - наложение шины; в - фиксация шины бинтом; г - подвешивание шины на костыле.

зафиксирована коло­совидной повязкой. Руку подвешивают к шее или двумя тесемками, фиксированными к концам шины, или при помощи косынки (рис. 6).

Ни в коем случае нельзя моделировать шины на пострадавшем

 


 

Если при наложении выясняется, что шина неправильно смо­делирована, необходимо снять шину, заново смоделировать, и только затем наложить снова.

При повреждениях предплечья необходимо иммобилизиро-вать локтевой и лучезапястный суставы. Для этой цели лучше ис­пользовать лестничную шину Крамера.

Хорошая иммобилизация при повреждении костей запястья может быть достигнута сетчатыми шинами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 4814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.