Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допуски и посадки подшипников качения




Гладкие цилиндрические соединения.

Расчет и выбор посадок.

Посадки с зазором в подшипниках скольжения. Наибольшее распространение имеют гидродинамические подшипники, в которых смазочный материал увлекается вращающейся цапфой в постепенно сужающийся (клиновой) зазор между цапфой и вкладышем подшипника, в результате чего возникает гидродинамическое давление, превышающее нагрузку на опору и стремящееся расклинить поверхности цапфы и вкладыша. Не вдаваясь в детали гидродинамического расчета, отметим лишь виды посадки, рекомендуемые на основании этих расчетов H7/e7 и H7/d7 (см. Решетов Д.Н. Детали машин. 3-е изд. М.: Машиностроение, 1974. 655с.). Предпочтительные посадки –H7/e8, H8/e8.

Переходные посадки. Переходные посадки H/j, H/k, H/m, H/n используются в разъемных соединениях для центрирования сменных деталей или деталей, которые при необходимости могут передвигаться вдоль вала. Эти посадки характеризуются малыми зазорами и натягами, что позволяет осуществлять сборку таких узлов без особых усилий (вручную).

Посадки с натягом предназначены для получения неподвижных неразъемных соединений без дополнительного крепления деталей. Иногда для повышения надёжности соединения дополнительно используют шпонки, штифты и т.п. Относительная неподвижность деталей обеспечивается силами сцепления (трения), возникающими на контактирующих поверхностях вследствие их деформации, создаваемой натягом при сборке соединения. Допуски для образования посадки с натягом можно получить расчётным путём (см., например Якушев А.И. или Решетов Д.Н.). Упрощенный подход к выбору посадки с гарантированным натягом – воспользоваться рекомендациями:

-- H7/p6 предпочтительна для соединений тонкостенных деталей и при воздействии небольших нагрузок;

- -H7/r6 предпочтительна для соединений кондукторных втулок с корпусом кондуктора;

- -H7/s6 предпочтительна для соединения центральной колонны крана с основанием;

- -H7/u7 ------- «-------«---------«-------------- ступицы и венца червячного колеса, втулок подшипников скольжения в изделиях тяжелого машиностроения;

- -H8/x8, H8/z8 - самые большие гарантированные натяги, воспринимающие большие нагрузки.

Надёжность посадок с натягом зависит от механических свойств материалов соединяемых деталей, шероховатости и отклонений формы их поверхностей, конструктивных факторов, натяга, метода сборки и т.д. Посадку считают годной, если при наименьшем натяге гарантируется неподвижность соединения, а при наибольшем - прочность соединяемых деталей.

Качество подшипников определяется: 1)точностью присоединительных размеров d,D; ширины колец B, а для роликовых радиально- упорных подшипников еще и точностью монтажной высоты Т; точностью формы и взаимного расположения поверхностей колец подшипников и их шероховатости; точностью формы и размеров тел качения в одном подшипнике и шероховатостью их поверхностей; 2) точностью вращения, характеризуемой радиальным и осевым биениями дорожек качения и торцов колец.

В зависимости от указанных показателей точности по ГОСТ 520-89 (СТ СЭВ 774-77) установлено пять классов точности подшипников в порядке возрастания точности): 0; 6; 5; 4; 2. Для большинства механизмов общего назначения применяют подшипники класса точности 0. Подшипники более высоких классов точности применяются при больших частотах вращения и в случаях, когда требуется высокая точность вращения вала.

Посадка соединения наружного кольца подшипника с корпусом назначают в системе вала, а посадку соединения внутреннего кольца с валом – в системе отверстия. Однако поле допуска на диаметр отверстия внутреннего кольца расположено в «минус» от номинального размера, а не в «плюс», как у обычного отверстия, т.е. не «в тело» кольца, а вниз от нулевой линии.

Выбор посадок подшипников качения на валы и в корпуса. Согласно ГОСТ 3325—85 (СТ СЭВ 773-77) различают три основных вида нагружения колец, рис.9.16, стр.236 [2]:


Рис.5.27. Схемы нагружения колец подшипников. (рис.5.27, стр.350[4])

1-местное нагружение, когда кольцо воспринимает постоянную по направлению радиальную нагрузку Fт (например, натяжение приводного ремня) лишь ограниченным участком окружности дорожки качения и передаёт её соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности вала или корпуса;

2-циркуляционное нагружение, когда кольцо воспринимает результирующую радиальную нагрузку Fr последовательно всей окружностью дорожки качения и передаёт её всей посадочной поверхности вала или корпуса;

3-колебательное нагружение, когда равнодействующая нагрузка не совершает полного оборота, а колеблется между двумя точками нагруженного кольца. См. также табл.1(3.2.1)

При местном и циркуляционном нагружении посадки следует выбирать так, чтобы вращающееся кольцо подшипника было смонтировано с натягом, исключающим возможность обкатки и проскальзывания этого кольца по посадочной поверхности вала или отверстия в корпусе в процессе работы под нагрузкой; другое кольцо должно быть установлено с зазором. Рекомендуемые посадки для подшипников качения и примеры их применения приведены в ГОСТ 3325-55 (СТ СЭВ 773-77), см. табл.1(5.12[4], стр.351)

Таблица 1(5.12[4], стр.351)

Условия приложения нагрузки Эскиз Характер нагружения колец
        Наружного Внутреннего
Наружное кольцо неподвижно, внутреннее вращается
Вал нагружен силой Р постоянного направления Рис. 5.27, а Местное нагруже-ние (на активном угле а восприятия нагрузки) Циркуляционное
Вал нагружен центро­бежной силой Рл Рис. 5.27, 6 Циркуляционное Местное
Вал нагружен силой Р которая совершает коле­бательные движения с угловой амплитудой b Рис. 5.27, в Колебательное (циркуляционное с амплитудой а + Ь) Циркулярное
Внутреннее кольцо неподвижно, наружное вращается
Наружное кольцо на­гружено силой Р посто­янного направления Рис. 5.27, г Циркуляционное Местное
Наружное кольцо на­гружено центробежной силой РЦБ   Рис. 5.27, д Местное Циркуляционное
Кольцо нагружено силой Рх, совершающей колебательные движения с угловой амплитудой Ь Рис. 5.27, е Циркуляционное Колебательное (циркуляционное с амплитудой (а+ Ь)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.