Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Визуальный




Проксемический

Пара- и экстралингвистический,

Оптико-кинетический,

Невербальные средства коммуникации и их особенности

 

К невербальным средствам коммуникации относятся любые кроме словесных знаковые системы, обеспечивающие коммуникативный процесс, выполняющие коммуникативные функции. Особенно такие, как дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

система знаков.

У специалистов нет единства по вопросу о количестве невербальных знаковых систем коммуникациии их названии.

Одни считают, что система невербальной коммуникации включает семь знаковых систем:

1. кинестика (оптико-кинетическая знаковая система) - это внешние проявление человеческих чувств и эмоций;

2. мимика – это движение мышц лица;

3. жестика – это жестовые движения отдельных частей тела,

4. пантомимика – это моторика всего тела: позы, осанку, поклоны, походку;

5. пара- и экстралингвистическаязнаков. система - это система вокализации, т.е. качества голоса, его диапозон, тональность;

6. Визуальный контакт или контакт глаз, движение глаз, выражение лица.

7. Проксемика - организация пространства коммуникативного процесса, расположение людей в пространстве при общении несёт смысловую нагрузку.

Другие специалисты говорят о девяти невербаль­ных «языках»:

1. Кинесика (движения тела).

2. Вокалика (паралингвистика, акустические особенности голоса).

3. Физические характеристики (формы тела, его размеры, цвет во­лос).

4. Хаптика (такесика, касания).

5. Проксемика (пространственное расположение).

6. Хрономика (время).

7. Артефакты (одежда, украшения, косметика).

8. Ольфактика (запахи).

9. Эстетика (музыка, цвет).

Некоторые авторы сводят системы НВК вчетыре основных блока знаковых систем:

Кинесические средства – это средства, входящие в оптико-кинесическую и визуальнуюсистему знаков. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – выразительным движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном лице лектора теряется до 10– 15 % информации. Основные характеристики мимики – ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

Исследования психологов по вопросу проявлений эмоций у людей показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Причем, основную информативную нагрузку несут брови и область рта. Лицо партнера по общению всегда приковывает наше внимание. Выражение лица позволяет нам получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Сигналы мимической выразительности могут быть вялыми, бледными, живыми, богатыми, маловыразительными, напряженными, спокойными и т. д. Однако некоторым людям свойственна и амимия, т. е. отсутствие выразительности лицевой мускулатуры. Выражение лица – это отражение эмоций, которые «слышны лучше, чем речь». Именно поэтому люди всегда стремились овладеть физиогномикой – искусством чтения лица, наукой, которая сложилась в глубокой древности. В литературе отмечено более 20 000 описаний выражения лица.

С мимикой тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения, непосредственно воспринимаемый зрением (простым или вооруженным глазом). Визуальный контакт располагает или не располагает к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим относятся плохо, но если на нас смотрят слишком много, то это можно интерпретировать как вызов или хорошее, доброжелательное, заинтересованное отношение к нам. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Иногда человека называют «глазастым животным», так как именно посредством глаз он получает 80 % информации. Именно поэтому во все времена люди интересовались глазами, их влиянием на человеческое поведение. По зрачкам можно судить об отношении человека к партнеру
и к обсуждаемой проблеме. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза, а если человек сердится, то зрачки сокращаются.

При общении следует помнить, что частота, длительность и пристальность взгляда в глаза партнера по общению определяется не только характером взаимодействия и предметом коммуникации, но и степенью самооценки – заниженная, адекватная, завышенная, а также индивидуальными особенностями человека. Существует предположение, что контакт глаз при встрече необходим для установления доверительных отношений, но задержка взгляда на глазах собеседника говорит о стремлении к доминированию. Поэтому не рекомендуется смотреть в глаза собеседнику долго и неотрывно, иначе его реакция может быть довольно агрессивной. Однако непродолжительная задержка взгляда в острые моменты беседы или в конце встречи вполне допустима, она выражает доверие к партнеру.

На протяжении беседы рекомендуется встречаться взглядом с собеседником 2/3 всего времени общения. Если Вы заметите, что собеседник очень часто отводит взгляд в сторону, у Вас есть все основания полагать, что партнер либо нервничает, либо скучает и хочет скорее прекратить этот малоинтересный разговор. Во время делового разговора рекомендуется смотреть на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не опускать взгляд ниже его глаз. Такое направление взгляда создаст у партнера впечатление, что Вы настроены по-деловому, поможет Вам контролировать ход беседы.

Кроме делового, различают также следующие виды взглядов:

1) светский – взгляд, распределяющийся между глазами и ртом; способствует созданию атмосферы непринужденности;

2) социальный – охватывает лицо, шею, верхнюю часть грудной клетки; используется при деловых встречах, презентациях, дискуссиях, то есть там, где в коммуникации участвует небольшая группа людей;

3) интимный – скользит от глаз вниз по телу и обратно; допустим лишь в неформальных, межличностных контактах;

4) прямой взгляд – означает интерес, уважение, готовность к контакту;

5) взгляд, направленный вдаль, – говорит о задумчивости, сомнении, колебании;

6) взгляд, направленный «сквозь» партнера, – демонстрация неуважения, агрессивности;

7) взгляд, направленный мимо партнера, – эгоцентризм, нацеленность на себя;

8) взгляд сбоку – скепсис, цинизм, недоверие;

9) взгляд снизу – агрессивность, доходящая до готовности к нападению и защите, при наклоненной голове и напряженной, согнутой спине – подчиненность, покорность;

10) взгляд сверху вниз – превосходство, гордость, высокомерие, презрение и др.

Взгляд человека почти не поддается тренировке. Человек может скрыть на словах все что угодно, но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Таким образом, не только экспрессия лицевая несет информацию о человеке, но и его взгляд (глаза).

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело – главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Поза – положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около 1 000. Из них, в силу культурной традиции каждого народа, некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство.

В исследованиях было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Показано, что «закрытые» позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Например, когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве – «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Отзеркаливание, т. е. принятие одной позы с собеседником, является средством, с помощью которого один человек сообщает другому, что он согласен с его мнением и взглядами.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, богатейший "алфавит" жестов можно разбить на пять групп:

1. Жесты – иллюстраторы – жесты сообщения, движения телом, руками.

2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. Это улыбка, кивок.

3. Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении.

4. Жесты – адаптеры – это специфические привычки человека, связанные с движением рук.

5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту.

Специфика НВК проявляется в том, что в разных культурах используются разные жесты для обозначения одних и тех же понятий, в частности, для того, чтобы показать самоубийственность того или иного действия, решения, американцы приставляют один или два пальца к голове, как бы показывая тем самым пистолет. Но несмотря на то, что конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах, во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

1. Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные и т. п.), например, рукопожатие – это традиционная и древнейшая форма приветствия. Она информативна и говорит о многом. В деловом мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также и как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру.

2. Модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения и т. п.), если человек приподнимает плечи и опускает голову, значит, он обижен и оскорблен; закладывает руки за спину, охватывая запястья, – ощущает превосходство; ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти; «пощипывает» переносицу – знак того, что он глубоко сосредоточен; теребит мочку уха или одежду – человек расстроен и т. п.

3. Описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания. Например, указание направления рукой. Жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного и того же жеста может быть несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий – быть обманным.

4. Так же легко, как и поза, может быть и понято значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся. Каждый жест человека – как слово в языке. Понимание согласованности жестов позволяет более точно увидеть позицию человека, с которым мы общаемся. Мы можем понять, как встречено то, что мы говорили: с одобрением или враждебно, открыты слушатели или замкнуты, заняты самоанализом или скучают.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи. Кроме соответствия между словами и жестами, необходимо принимать во внимание ситуацию, состояние здоровья, профессиональные привычки, особенности одежды и др.

И, наконец, походка человека (т. е. стиль передвижения), по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости; вялая, угнетенная походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.

С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.

Если язык жестов и говорит сам за себя и в некоторой мере может контролироваться сознанием человека, то совсем не контролируется сознанием и не может им контролироваться ни при каких обстоятельствах – это наш третий язык -конституциональный. Этот третий язык связан с такой наукой, как физиогномика. Это наука; «…по которой из внешних видов по членам человеческого тела рассуждать можно о свойствах нрава, о сложении и других случаях». То есть речь идет о строении человеческого тела и свойствах психики человека. Долгое время в нашей стране физиогномику считали лженаукой, в то время как исследования в этой области велись со времен Э. Кречмера (1888– 1964) и были опубликованы в 1921 г. в его капитальном труде «Строение тела и характер».

Некоторая конкретика.

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанций в человеческом контакте (американская практика):

- интимная зона (от 15 до 45см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди;
- личная или персональная зона (15 –120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами;
- социальная (120 – 400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах;
- публичная зона (более 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.