Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, сущность и особенности межличностной коммуникации




Тема 6. Межличностная коммуникация

 

Межличностная коммуникация (МЛК) – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация между двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт. То есть межличностная коммуникация это не обязательно коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов, их может быть и больше. Это не обязательно непосредственно-личное, лицом к лицу взаимодействие. МЛК может происходить и с использованием почты, телефона или других электронных средств. Обязательным признаком и свойством МЛК является непосредственный обмен знаками (символами), непосредственный информационный обмен, непосредственное информационно-смысловое взаимодействие. Правда, некоторые все равно настаивают на том, что межличностная коммуникация - это контакт людей лицом к лицу, тет-а-тет. Считается, что идеальный образец межличностной коммуникации – это неформальная беседа двух человек.

Условие успешной межличностной коммуникации связано с созданием участниками «общей социальной действительности», общего «здесь-и-сейчас», вне которого коммуникация вообще не может состояться. Данную предпосылку исследователи иногда называют договорным аспектом межличностной коммуникации.Межличностная коммуникация может осуществляться в форме интервью, дебатов, публичных или судебных слушаний. Это так называемые структурированные формы, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуациейВ отличие от МЛК групповая коммуникация осуществляется внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими). В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные стороны, три аспекта общения, соответствующие трем основным функциям коммуникации: 1. коммуникативный аспект – это обмен информацией, передача и прием мнений и чувств между партнерами по общению, 2. перцептивный аспект - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.3. интерактивный аспект – это обмен действиями между коммуникантами, взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие).

МЛК во всех этих аспектах предполагают прагматические цели и конструктивность решений, плюс готовность каждого партнера к адекватному поведению.

МЛК преимущественно основана на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения слов, и даже для насмешки над своими словами и придания им противоположного смысла. В то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом коммуникации.

Межличностная коммуникация, отмечает В. Конецкая, осуществляется в различных формах, которые имеют свою специфику, определяемую ситуацией временного и пространственного характера, числом участников, их социоролевым статусом и коммуникативной установкой. Для неформальной беседы двух коммуникантов характерны: частая смена тематики, доминирование одной стороны как более активной в плане инициативы и аргументации, смена коммуникативной установки (осознанная и неосознанная), нечеткость самой структуры дискурса, позволяющая возвращаться к прежней тематике и аргументации, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами.

В межличностной коммуникации переплетаются два вида общения: вербальное и невербальное, для нее характерна многоканальность. Многоканальность является специфической чертой межличностной коммуникации. Возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации - можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений

Функции межличностной коммуникации.

Как и всякая коммуникация, МЛК выполняет такие общие для всех основные функции как информационная, экспрессивная, интерактивная, перцептивная и эмоциональная. Иногда функции МЛК называют терминами прагматическая, социальная, гуманистическая, ритуальная, манипулятивная и др.

По мнению В.П. Конецкой («Социология коммуникации»), межличностная коммуникация выполняет помимо базовых функций (информационной, экспрессивной и прагматической), выполняет функции взаимодействия и воздействия, которые актуализируются в речевых актах в целом ряде частных функций. Межличностная коммуникация выполняет еще одну специфическую функцию, называемую конверсионной - изменяющую мнение индивида и его социальные установки.

На основе изучения функций межличностной коммуникации ее сущность может быть определена как речевое общение двух индивидов, в процессе которого они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности.

Говоря о роли МЛК, отметим, что она играет главную роль в формировании и социализации личности. Межличностная форма коммуникации носит более рациональный и инструментальный характер. Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений и социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией. Получив какую-либо значимую для них информацию, некоторые люди проверяют ее воспри­ятие в межличностном общении, в результате чело могут укрепиться в своем мнении или в корне изменить отношение к рекламируемому товару или политическому имиджу лидера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 11180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.