Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство по социальной педиатрии




Составители: В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина,Л.В. Солохина

Под редакцией: В.Г. Дьяченко

 


1.1. Состояние здоровья и медико-социальные проблемы современных детей и подростков

Оценка демографической ситуации в России и разработка основных направлений решения этой важнейшей проблемы содержится в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, где снижение смертности, повышение рождаемости, эффективная миграционная политика, поддержка молодых семей, обеспечение потребностей в детских садах и яслях, материальное стимулирование устройства на воспитание в семьях детей, оставшихся без попечения родителей, признается государственным приоритетом. Проблему низкой рождаемости невозможно решать без изменения отношения всего общества к семье и её ценностям. Среди этих ценностей лидирующие позиции занимают здоровье детей, образование и среда обитания.

Устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья. Негативные тенденции в состоянии здоровья россиян, особенно рост

заболеваемости, изменения в показателях физического развития детей и подростков, нерациональное и неадекватное питание детей весь период их роста от продуктов прикорма до питания в детских учреждениях, разработка и реализация мер по их устранению постоянно находятся в поле зрения ученых.

Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45,5 % до 33,89 %), с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Для коренного улучшения ситуации в состоянии здоровья детей необходимо комплексное решение наиболее актуальных вопросов организации охраны здоровья женщин и детей с использованием новых технологий профилактики, диагностики, лечении и реабилитации. Высокая заболеваемость и инвалидность среди детского населения свидетельствует о том, что проблема охраны здоровья детей переросла медико-социальный уровень. В связи с этим дальнейшее ускорение разработки научных основ охраны здоровья детей и повышение их эффективности является приоритетной проблемой, которая должна решаться на межведомственном уровне.

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по следующим классам болезней:

 болезни крови и кроветворных органов – 32 %, прежде всего, за счет анемий (33 %);

 болезни эндокринной системы – 31 %, в основном за счет болезней щитовидной железы (34 %) и ожирения (25 %);

 болезни костно-мышечной системы - 26,5 %;

 болезни органов пищеварения - 24,7 %;

 болезни системы кровообращения – 24 %.

Нарушения состояния здоровья беременных женщин и кормящих матерей, сопряженные с низкой распространенностью грудного вскармливания и нерациональным питанием детей первого года жизни, лежат в основе высокой частоты рахита, анемий, гипотрофии, острых инфекционных заболеваний и других нарушений в состоянии здоровья детей раннего возраста, что в свою очередь, вызывает рост сердечнососудистых заболеваний, болезней почек, желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ в последующие возрастные периоды. Значительная доля болезней формируется в школьном возрасте. Изучение фактического питания учащихся выявило явные нарушения в структуре их питания (энергетическая, белковая, витаминно-минеральная недостаточность, биологическая неполноценность), что служит серьёзной причиной алиментарно-зависимых заболеваний.

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер и стали еще более очевидными, поскольку не преодолен демографический кризис, а численность населения неуклонно уменьшается. В Российской Федерации на каждую тысячу новорожденных приходится 50 детей с врожденными и наследственными заболеваниями. Физиологически протекающие роды встречаются не более чем у 30-35 % женщин. Перинатальная патология регистрируется у 39% детей в неонатальном периоде и остается основной причиной младенческой смертности (около 10,0 на 1000).

Ранняя трудовая занятость подростков является существенным фактором ухудшения их здоровья. Темпы роста предотвратимой смертности подростков выросли в 6 раз у юношей и в 3 раза – у девушек, преимущественно за счет увеличения злокачественных опухолей, травматизма и отравлений, а также возникающих в результате загрязнений окружающей среды воздействий, как на детей, так и на их родителей. Проведенные исследования показали, что дети являются наиболее уязвимой группой риска, у которой наблюдаются не только токсические поражения различных органов и систем, но и отдаленные, в том числе канцерогенные эффекты. Ранняя заболеваемость и ее неуклонный рост сопровождаются увеличением числа детей – инвалидов.

Инфекционные и паразитарные болезни остаются самыми распространенными в детском возрасте, сохраняется высокой заболеваемость детей краснухой, гриппом, острыми кишечными инфекциями,

туберкулезом. Одной из наиболее острых и тревожных проблем в настоящее время является распространение ВИЧ/СПИД среди детей, четко определилась крайне неблагоприятная тенденция – рождение детей от ВИЧ-инфицированных матерей (23 %), не решены вопросы обеспечения лекарственными средствами для профилактики ВИЧ-трансмиссии в родах и у новорожденных детей.

Актуальными остаются проблемы диагностики и лечения внутриутробных инфекций. В условиях меняющейся экологии и снижения иммунной защиты любая инфекционная болезнь у матери может представлять опасность для плода. Поэтому необходимо внедрение новых молекулярно-генетических технологий специфической диагностики и создание биотехнологических средств нового поколения для эффективной терапии инфекционных болезней.

На фоне неуклонного уменьшения численности детей отмечаются неудовлетворительные показатели состояния их здоровья. Число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет более 605 тыс. человек, оно увеличилось за последние 10 лет более чем на 150 тыс. При этом изменилась и структура причин инвалидности: на первое место вышла соматическая патология (34,5 %). Существует тенденция к снижению числа детей, имеющих нормальную массу тела, и увеличению числа низкорослых детей. Отмечается снижение жизненной емкости легких на 15% и силовых возможностей на 20 %. У 30 % юношей и девушек выявляется задержка полового развития, а 40 % юношей и девушек имеют болезни, которые могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.

За последние десятилетия заболеваемость детей в различных возрастных группах увеличилась на 18-20 %. Здоровье 30 % выпускников школ не выдерживает критериев профессионального отбора, что является причиной ограничений в выборе профессии, кроме того более 70 % выпускников школ не годны к военной службе по состоянию здоровья и физической подготовленности. Частота психических расстройств и отклонений в поведении возросла среди подростков на 27 %.

Число практически здоровых детей в отдельных регионах снизилось до 30 %, нервно-психические нарушения выявляются у 60 % выпускников школ. Показатели психической болезненности детского населения и подростков в два раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту.

За последние десять лет детский алкоголизм вырос в два раза и продолжает расти. Смертность от самоубийств очень высока по сравнению с другими странами, суициды наблюдаются даже у детей 5-10 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения превышение порога 20 случаев самоубийств на 100 тысяч населения указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе.

По критериям Всемирной организации здравоохранения в России недоедает 30% населения, при этом самая страдающая группа – дети от 10 до 14 лет. Смертность детей в РФ в возрасте от 0 до 5 лет превышает европейскую в 5,3 раза. Каждый грамм питательных веществ, недополученный во внутриутробной жизни, отражается на здоровье рожденного ребенка, а у нас в стране, по существу, невозможно найти полноценно питающуюся беременную женщину.

Совершенно очевидно, что в настоящее время для коренного улучшения ситуации с состоянием здоровья детей необходимо комплексное решение наиболее актуальных проблем детского здравоохранения. Для их решения ключевое значение имеют разработка комплексной стратегии сохранения здоровья нации, формирование и законодательное закрепление государственной политики в области охраны здоровья детей, развитие фундаментальных исследований и осуществление структурной перестройки педиатрической службы, которая, повышая качество медицинских услуг, гарантирует для детей право на доступность и бесплатность всех видов медицинской помощи.

Заболеваемость детей. По данным официальной статистической отчетности представленной участникам XII Конгресса педиатров России в 2008 году, за последние 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 13,1%, в возрасте 15-17 лет – на 15% (рис.1.1). Рост заболеваемости отмечается по всем классам болезней, но самые высокие темпы прироста отмечаются при болезнях крови и кроветворных органов, новообразованиях (в 1,6 раза), мочеполовой системы и врожденных аномалий (в 1,5 раза). В структуре же хронических болезней ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (24%), органов пищеварения (23%), нервной системы и психической сферы (20%).

Следует отметить, что состояние здоровья детей, проживающих в сельской местности, значительно хуже, чем детей-горожан. Так, здоровые дети, проживающие в городе, составляют 36,9%, тогда как в сельской местности-29,02%. У детей, проживающих в сельской местности показатель заболеваемости впервые в жизни выявленной патологией выше, чем в городах.

В разрезе Федеральных округов одно из лидирующих мест в России по уровню заболеваемости детей занимает Дальневосточный федеральный округ. Именно в его территориях имеют место наиболее высокие показатели заболеваемости детей и подростков болезнями органов пищеварения (4774,6), новообразований (в 2 раза выше, чем в России), болезнями щитовидной железы (1502,0, Россия -1111,5), болезнями глаза и его придатков (2414,5, Россия – 1804,0). С 1987 года именно в эти территории России, имеющих дефицит йода и фтора в природной среде перестала ввозиться йодированная соль и начали сворачиваться программы по профилактике эндемического зоба и кариеса. В настоящее время в отдельных регионах ДФО у более чем 30% девочек старших классов выявляется увеличение щитовидной железы и почти у 100% школьников те или иные проявления кариеса зубов.  

Особенно большого внимания заслуживает динамика показателей состояния здоровья детей, обучающихся в начальной школе (Звездина И.В., 2008, Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2008). За период 1998-2008 гг. среди учащихся младших классов патологическая пораженность (суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний) увеличилась на 54,5% (с 2903,7 до 4485,7%о), в том числе на 59,8% возросла распространенность функциональных отклонений и на 31,8% - частота встречаемости хронических заболеваний, среди учащихся старших классов – соответственно ─ 74% и 40%.

На рис.1.2. представлена сравнительная динамика показателей патологической поражённости учащихся начальных классов, подтверждающая значительный рост патологии как у мальчиков, так и у девочек.

Изменилось в худшую сторону и распределение детей по группам здоровья. Если в 1998 г. к I группе здоровья, т е к абсолютно здоровым, относилось 4,8% обследованных учащихся младших классов, то в 2008 г. – 1,8% (Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2008).

Численность школьников со II группой здоровья, т.е. детей с морфофункциональными отклонениями, за 10 лет существенно не изменилось: в 1998 г. – 49,8%, в 2008 – 49,1%. В то же время за анализируемый промежуток с 1998 по 2008 гг. число детей страдающих хроническими заболеваниями и отнесенных к III ─ IY группам здоровья увеличилась на 4,7%.

На основании результатов исследований Института возрастной физиологии РАО (Прокопьев Н.Я., 2000) у детей отмечается тенденция «омоложения» многих функциональных нарушений, в числе которых патология сердечно-сосудистой, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, наносящих огромный экономический и социальный ущерб обществу.

Результаты проводимых научных исследований показывают, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет. Так, ежегодный прирост заболеваемости у подростков составляет более 5-7%. Это является отражением того, что подростковый возраст является критическим этапом в жизни человека. В силу анатомо-физиологических особенностей именно в этом возрасте организм ребенка становится наиболее уязвимым и незащищенным от воздействия различных факторов среды. Как отмечают эксперты ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе с переходной экономикой, глубокое их реформирование с ломкой сложившихся социальных стереотипов способствуют формированию чувства неуверенности, прежде всего в такой возрастной группе, как подростки, способствуя росту заболеваемости и ухудшению состояния их здоровья.

Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах. Об этом свидетельствуют данные самооценки здоровья 15-летних подростков. Так, считают себя здоровыми: в Швейцарии 93%, в Швеции -72%, во Франции – 55%, в Германии – 40%, в России – всего 28% подростков. Особенностью здоровья современных подростков является быстрый рост функциональных нарушений и полисистемность заболеваний. Так, школьники 10-14 лет имеют 2-3 заболевания, в то время как к 15-18 годам их количество увеличивается вдвое. В структуре соматических заболеваний у российских подростков, по сравнению с другими возрастными группами, явно доминируют заболевания эндокринной, мочевыделительной, нервной системы, психические расстройства, обусловленные перестройкой пубертатного периода и началом половой жизни. Ухудшение состояния здоровья детей и подростков повлекло за собой нарастание негативных медико-социальных последствий.

Социально значимые заболевания. Особой проблемой современного российского общества стал неуклонный рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний в детско-подростковом периоде, что, безусловно, не может не отразиться на уровне здоровья и инвалидизации населения в последующих возрастных периодах. Вполне ожидаемым становится прогноз дальнейшего снижения качества воспроизводства последующих поколений россиян (Конова С.Р.,2007; Рапопорт И.К., 2008; Баранов А.А., 2008).

Результаты выборочных исследований, выполненных в различных регионах России сотрудниками научных учреждений, указывают на широкий спектр медико-социальных проблем. К ним относятся «рисковые», или «саморазрушающие» формы поведения современной молодежи в виде употребление алкоголятабакокурения, токсикоманий, ранней сексуальной активности, безнадзорности, бродяжничества, правонарушений несовершеннолетних и др. Все это происходит в условиях физической, психической и нравственной незрелости, отрицательно влияющих на нравственное состояние подростков.

Эпидемическая вспышка туберкулеза, в том числе и среди детей, свидетелями которой мы стали сегодня, возникла в весьма своеобразных условиях. Ей предшествовали значительные успехи в борьбе с этим заболеванием, остававшимся спутником человечества на протяжении всей его истории. В 50– 80–х годах ХХ века заболеваемость и смертность от него быстро снижались, а в экономически развитых странах Европы и Северной Америки туберкулез наблюдали почти исключительно у иммигрантов из стран третьего мира и у социально дезадаптированных групп населения.

Эти несомненные успехи, происходившие в странах Восточной Европы, породили, казалось бы, вполне обоснованные надежды на скорую победу над этой инфекцией, как у взрослых, так у детей и подростков. Действительно, задача ликвидации туберкулеза, как распространенного заболевания, была вполне официально поставлена в качестве одной из основных задач перед органами здравоохранения в последние два десятилетия существования Советского Союза. Основания для подобных надежд представлялись, на первый взгляд, достаточными, поскольку туберкулез относился к досконально изученным инфекциям, имелись высокоэффективные противотуберкулезные препараты и были разработаны надежные методы его лечения.

Однако на фоне проводимых социально-экономических реформ 1990 годов в России тенденция по распространению ТБ стала ухудшаться, коснувшись самых незащищенных групп населения: детей и подростков. В числе основных причин роста заболеваемости туберкулезом детей отмечены социально-экономическая нестабильность, усиление миграционных процессов и снижение социально-экономического благополучия населения.

Ведущую роль в эпидемиологической ситуации у детей стало играть проживание в социально дезадаптированных, малообеспеченных, неполных и многодетных семьях. В этих условиях стало весьма затруднительно проводить превентивную терапию лиц с латентной туберкулёзной инфекцией, что является важным компонентом многих национальных программ борьбы с туберкулёзом. Сегодня даже в национальной программе Российской Федерации по борьбе с туберкулёзом превентивной терапии отводится весьма скромное место. Тем не менее, проведение химиопрофилактики (прием противотуберкулёзных препаратов лицами, не инфицированными МБТ) и превентивной терапии (прием противотуберкулёзных препаратов лицами с различными проявлениями латентной туберкулёзной инфекции) требует значительных финансовых ресурсов. Из всех контингентов противотуберкулёзных диспансеров, которым назначались противотуберкулёзные препараты, абсолютное большинство (56,9%) составляли лица, получающие химиопрофилактику и превентивную терапию. Именно эти контингенты во многих случаях являются контактной средой для детей из групп социального риска по заболеваемости туберкулёзом.

Поскольку туберкулез – инфекционное, а потому заразное заболевание, то главным источником распространения инфекции является, как правило, член семьи больной туберкулезом и выделяющий с мокротой возбудителя заболевания. Наибольшая вероятность заражения у тех детей и подростков, кто тесно общается с больными открытой формой туберкулеза. Во многих случаях это происходит в условиях тесного контакта в семье или в тесной и неблагоустроенной квартире. Значительно реже происходит заражение с пищей, при пользовании одной посуды с больным, одним полотенцем, через поцелуи и т.п., что возможно только при условии несоблюдении детьми и взрослыми членами семьи правил личной гигиены.

Заболеваемость детей туберкулёзом в России за период социально-экономических реформ с 1989 по 2009 год выросла более чем в 2 раза.Начало нового столетия характеризуется ежегодным увеличением заболеваемости туберкулезом детей и подростков, ухудшением ее структуры, более частым выявлением процессов, имеющих осложненное течение. До настоящего времени этот показатель не имеет тенденции к снижению, составив в 2007 году 16,4 на 100 тыс. детей и 35,8 на 100 тыс. подростков.

Тяжелая ситуация сложилась в Дальневосточном регионе, в частности в Хабаровском и Приморском краях, которые считаются неблагополучными в эпидемиологическом отношении территориями, где уровень заболеваемости превышает 130 на 100 тыс. населения, т.е. в 1,5 раза выше среднероссийского, а смертность от туберкулеза более 28 на 100 тыс. населения. Одной из главных причин развития заболевания у детей является неконтролируемая и неэффективная профилактика туберкулеза, как правило, это относится к детям, воспитывающимся в семьях из группы социального риска. Кроме того, к ним следует отнести инфицированных детей с гиперергией к туберкулину, имеющие риск заболевания в 8-10 раз выше, чем инфицированные с нормергией.

За последнее десятилетие острой медико-социальной проблемой стала проблема состояния психического здоровья детей, и, прежде всего, детей подросткового возраста. Распространенность психических заболеваний среди подростков на 21% выше, чем среди детей более младших возрастных групп. Распространенность депрессий в подростковой популяции составляет 19 %. Рост показателей в этой группе следует считать неблагоприятным в контексте психосоциального развития, так как они косвенно указывают на утяжеление «патологической почвы», на фоне которой реализуется психическое и личностное развитие детей и подростков (Надеждин Д.С., 2008). Особой болевой точкой современной России является то, что 8,5

тыс. подростков находятся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. В России ежедневно употребляют алкогольные напитки (включая слабо алкогольные) 33% юношей и 20% девушек, а 16% школьников и 30% студентов хотя бы раз употребляли наркотики.

На фоне социально-экономических реформ значительно возросло число детей групп высокого медико-социального и биологического риска. За последние 10 лет количество самоубийств возросло в 1,8 раза. По данным последних опросов 2007-2008 гг., мысль о самоубийстве возникала у 19% юношей и 43% девушек. Хотя склонность к самоубийству типична для периода взросления во всех культурах, уровень суицидов, в России уровень этой склонности один из самых высоких в мире.

Органы исполнительной власти Российской Федерации, начиная с 2000 года, существенным образом активизировали свою деятельность по противодействию незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению, что благоприятно сказалось на показателях официальной медицинской статистики. Так, в 2001 г., впервые за десятилетие, было отмечено появление отдельных позитивных тенденций. По некоторым официальным данным уровень болезненности подростков наркоманиями снизился в 1,3 раза и составил 100,7 на 100 тыс. подросткового населения. Показатель заболеваемости наркоманиями уменьшился в 1,5 раза, и составил 54,9 на 100 тыс. подростков.

По результатам же ряда научных исследований в России отмечается рост употребления наркотических психоактивных веществ и алкоголя, а параллельно наблюдается значительное увеличение показателей заболеваемости токсикоманиями к 2009 г. по сравнению с 2001 г. ─ с 8,3 до 12,8 на 100 тыс. подросткового населения, что составляет увеличение в 1,5 раза или на 54,2%. По оценкам экспертов в РФ активно развивается, процесс «омоложения» наркоманов и прежде всего за счет подростков. По данным Минобразования России, за период с 1991 по 2002 гг. возраст «первой» пробы наркотиков снизился на 6 лет (с 17,6 лет до 11,3 лет).

Наиболее важным представляется тот факт, что уровень заболеваемости наркоманиями, по данным наркологического учета, среди подростков почти в 2,5 раза выше, чем среди всего взрослого населения, а токсикоманиями – в 8 раз. При этом подростки злоупотребляют наркотиками в 6,3, а ненаркотическими средствами – в 11,2 раз чаще, чем население всех возрастов. Можно понять тревожность сложившейся ситуации, если учесть, что латентная наркомания и токсикомания, по данным экспертных оценок, значительно превышает официальные показатели. В связи с вышеизложенным, небезосновательными являются высказывания отдельных руководителей промышленных предприятий и представителей силовых ведомств о том, что в ближайшие годы возникнут проблемы с укомплектованием отечественных предприятий квалифицированными трудовыми ресурсами, а силовые ведомства столкнутся с проблемами качества комплектования элитных подразделений реформируемых вооруженных сил.

В результатах исследований И.П.Катковой (1989), Н.Г. Веселова (1992), Л.В. Солохиной (1994), О.В., Грининой (1997), И.М. Воронцова (1999) и др. было показано влияние числа детей, микросоциальных взаимоотношений в семье, степени материально-бытовой обеспеченности семьи, социального положения, уровня образования, здоровья, образа жизни и медицинской активности родителей, а также особенностей медицинского наблюдения на показатели уровня здоровья. По их мнению, показатели здоровья детей и подростков, отражая реальную картину уровня жизни популяции в целом, существенным образом зависят от социально-гигиенической характеристики семьи, образа жизни данной группы населения, поведения окружающих граждан. Если суммировать вышеприведенные факты, то окажется, что к контингенту высокого социального риска в нашей стране относится каждый четвертый ребенок.

Репродуктивное здоровье подрастающего поколения. В период полового созревания лежащие в его основе биологические процессы ведут к физическим изменениям, которые вызывают очевидные изменения в интеллектуальной, эмоциональной, социальной и поведенческой сферах, и многие из этих изменений приводят к последствиям, связанным со здоровьем. Подростки различаются по времени начала полового созревания, как и по темпам физических изменений. Одни достигают половой зрелости намного раньше других, и это объясняется влиянием широкого спектра факторов: генетических и биологических, хронического стресса, социально-экономического положения, появлением токсинов в окружающей среде, качеством и рационом питания, физическими упражнениями, количеством жировой клетчатки, весом тела и хроническими заболеваниями.

Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но и даже в пределах одного пола. Как правило, дети с интенсивным ростом в первые годы жизни раньше вступают в период полового созревания и быстрее его проходят. Однако среди детей с высокими показателями роста могут оказаться и лица с отставанием полового созревания. Их форсированный рост связан именно с некоторым запаздыванием половой зрелости. Это чаще наблюдается у подростков 14 – 15 лет. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, чем нормально и мало упитанные, однако чрезмерная масса тела – истинное ожирение – тормозит половое созревание. Задержать наступление половой зрелости у подростка могут и хронические заболевания, частые повторные тяжелые инфекции.

Широкое варьирование сроков и темпов полового созревания подростков затрудняет оценку полового развития (соответствия его возрасту) и выявление отклонений в его течении. В случаях длительной задержки появления вторичных половых признаков у подростка для выяснения причин отклонений в половом созревании широко используются методы исследования содержания половых гормонов в крови и моче, которые дают более точное представление о гормональной активности и позволяют исключить эндокринное заболевание подростка. К более глубокому, гормональному исследованию прибегают лишь в случаях ярко выраженных признаков задержки полового созревания.

В этой связи весьма важным является изучение того, как время наступления полового созревания соотносится с последствиями для здоровья, особенно здоровья девочек, и в нем утверждается, что программы и стратегии укрепления здоровья должны разрабатываться на основе понимания этого вопроса. По-видимому, способность молодых людей приспосабливаться к изменениям, вызванным половым созреванием, по крайней мере частично зависит от времени наступления полового созревания по сравнению с большинством сверстников. В общем случае совпадение по времени с большинством сверстников, по-видимому, облегчает приспособление к изменениям у девочек. Отклонение от нормы, особенно ранняя половая зрелость, очевидно, создает для девочек особый риск определенных последствий для здоровья. Этот риск может вытекать и из психологических, и из социальных реакций на раннее созревание. Одну из главных трудностей адаптации могут представлять изменения в физическом облике, происходящие во время полового созревания. В период полового созревания мысли молодых людей все больше и больше заняты их собственным телом.

Раннее наступление полового созревания может представлять риск для здоровья у девочек в плане негативного образа своего тела. Поскольку у них больше относительное количество жировой клетчатки, чем у их сверстниц, созревающих медленнее, они могут с большей вероятностью считать себя слишком толстыми и что им необходимо похудеть. Это может привести к постоянной озабоченности регулированием своего веса и к нездоровому отношению к пище, что часто наблюдается среди многих молодых женщин. Раннее созревание также ассоциирует с другими формами рискованного поведения, в том числе с более ранним началом половой жизни и употреблением психоактивных веществ. Если в США и в некоторых европейских странах изучению влияния сроков наступления полового созревания на последствия, связанные со здоровьем, было посвящено много исследований, то исследований, которые охватывали бы несколько разных регионов России, проведено совсем мало.

В реальной ситуации в большинстве регионов России сохраняется неблагополучие в сфере охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Ранняя сексуальная активность подростков стала общепринятым фактом. При этом молодые люди часто не готовы к началу половой жизни ни в физиологическом, ни в психологическом плане. Ситуация усугубляется низким уровнем репродуктивных установок молодежи.

Болезни зубов и патология зубочелюстной системы. Эта патология – самая распространенная среди подрастающего поколения из всех заболеваний в индустриально развитых странах. В этой связи следует отметить, что стоматологическая помощь населению является самым распространенным видом медицинской помощи. Распространенность стоматологических заболеваний среди детского населения России достигает 75-95 %, взрослого — до 100 %. Кроме того, во многих регионах России 85% детей (уже к 1,5 годам) нуждаются в помощи стоматолога. В возрасте 6-7 лет регистрируется 80% поражённость кариесом, которая сопровождается интоксикацией, аллергизацией организма ребёнка и осложнениями воспалительного характера (Водолацкий М.П., 2004). Актуальность роста увеличения распространенности патологии зубочелюстной системы и необходимости совершенствования производства стоматологических услуг подтверждает коллегия Министерства здравоохранения РФ 2003 года «О совершенствовании стоматологической помощи детскому населению в Российской Федерации», однако до настоящего времени число проблем организации стоматологической помощи детям только увеличилось.

К региональным особенностям следует отнести и то, что в условиях отдельных регионов России, в частности на её Дальнем Востоке имеется дефицит микроэлементов, в частности фтора, что формирует высокий риск заболеваемости кариесом у детей с самого раннего возраста. Уровень фтора и показатели распространённости и тяжести кариеса имеют прямую и положительную связь (r±m = 0,87±0,012). Результаты обследования детей шестилетнего возраста, проведенного нами в 2007-2009 гг. показали, что индекс КПУ+кп варьировал в пределах 4,8 – 7,2, индекс OHI – колебался в пределах 1,09 – 1,35, индекс GI достигали значений от 0,76 до 1,05. У двенадцатилетних детей индекс КПУ+кп варьировал в пределах 3,47 – 8,21, индекс OHI – колебался в пределах 1,22 – 2,02, индекс GI достигали значений от 0,93 до 1,63. Результаты обследования 35-37 летних дальневосточников показали, что индекс КПУ составлял от 13,36 – 15,1, индекс OHI – колебался в пределах 2,35 – 3,03, индекс GI достигали значений от 2,05 до 2,32. От 56,82% до 70,2 % жителей региона в возрасте 35-37 лет нуждается в протезировании.

На фоне высокого уровня распространенности патологии зубочелюстной системы практически во всех возрастных группах детей снизились значения индекса гигиены, вырос уровень распространенности кариеса более 90%, уровень КПУ (кп) и его структура достоверно изменились в основном за счет роста числа удаленных молочных и постоянных зубов, параллельно выросло число детей с осложненными формами кариеса (пульпиты и периодонтиты) и наличием зубочелюстных аномалий. Анализ динамических рядов показателей эффективности санационной работы среди школьников показывает достоверную тенденцию снижения эффективности службы. Практикующееся повсеместное раннее удаление зубов у детей вызывает деформацию прикуса, задержку прорезывания постоянных зубов. Все это является отражением снижением профилактической направленности в работе стоматологической службы.

Но гигиена полости рта подразумевает не только здоровые зубы; она имеет значение и для здоровья других органов и систем. Болезни зубов и пародонта являются обычной причиной болии достаточно серьезным источником нетрудоспособности и физических недостатков. Плохое здоровье зубов ограничивает личный выбор и социальные возможности человека. Нездоровье зубочелюстной системы снижает удовлетворенность жизнью точно так же, как и болезни других систем организма. Наиболее распространенные заболевания полости рта – кариес и периодонтит – могут считаться болезнями, обусловленными поведением, т.к. их можно легко предупредить путем ограничения потребления сахаросодержащих продуктов, строгим соблюдением гигиены полости рта с помощью фторосодержащих паст.

За последние десятилетия во многих европейских странах и в Северной Америке заболеваемость кариесом зубов сократилась, но при этом выявляются большие социально-экономические различия в применении профилактических мер и уровней распространенности кариеса. Географические различия в частоте и уровне гигиены полости рта широки. Среди 15-летних подростков наиболее высокая распространенность соблюдения рекомендаций в отношении гигиены полости рта наблюдается в Дании, Норвегии, Швейцарии и Швеции (≥ 80%), а наименьшая – в Бельгии, Финляндии, Греции, Литве, Мальте, Испании, России и Украине (≥ 50%). Во всех странах и регионах Европы, а так же во всех возрастных группах девочки сообщают, что чистят зубы, чаще, чем мальчики, и иногда эта разница превышает 20%.

Таким образом, состояние здоровья детей и подростков в последнее десятилетие в различных странах мира в целом и в России в частности характеризуется следующими тенденциями:

 неуклонным ростом хронических болезней, полисистемностью заболеваний;

 увеличением уровня психических расстройств;

 учащением девиантных форм поведения, подростковой преступностью;

 увеличением алкоголизации, наркотизации, токсической зависимости;

 деформацией медико-социального портрета семей, имеющих детей;

 значительной степенью ограничения возможностей их социальной интеграции.

Эти тенденции в значительной мере зависят от расширяющегося разрыва в показателях здоровья детей между странами с высоким и низким уровнем доходов и между отдельными группами населения внутри этих стран. В последнее десятилетие показатели здоровья в большинстве стран Евросоюза увеличились, но снизились в большинстве новых независимых государств бывшего СССР. Давая описание драматического увеличения разрыва уровня жизни между богатыми и бедными в России и республиках бывшего СССР, имевшего место в последнее десятилетие, в «Докладе о состоянии здравоохранения в Европе, 2002 г.», который обсуждался на пятьдесят второй сессии Европейского регионального комитета ВОЗ, экспертами указано на то, что показатели здоровья детей является зеркальным отражением социально-экономического уровня их семей.

В странах Восточной Европы и республиках бывшего СССР доля населения, живущая на менее чем 4 доллара США в день, увеличилась с 3,3% в 1988 году до 46% в конце 1990-х годов. Согласно оценкам экспертов, в странах Западной Европы только около 10% населения живут ниже черты бедности (определяемой как доход ниже половины среднего). Бедность, о которой свидетельствуют эти статистические данные и которая наблюдается как в индустриальных, так и в постиндустриальных обществах, оказывает непосредственное влияние на различия в показателях здоровья.

В докладах ЕРБ ВОЗ последних лет отмечается, что наиболее важным детерминантом «нездоровья» детей является бедность, независимо от того, определяется ли она по уровню доходов, жилищным условиям или образовательному статусу. В частности жизнь в бедности связана с более высокими показателями инфекционной заболеваемости, туберкулезом и др. Бедность отрицательно сказывается на здоровье беременных женщин и новорожденных детей, как самых уязвимых групп населения.

В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина, Л.В. Солохна, 2010
© Издательство ДВГМУ, 2010

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Петрова Н.Ф., Горовая В.И.

Комментарии (0) | PDF (147 K) | стр. 73-75

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

По данным Министерства здравоохранения РФ [2], в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости у подростков (15 - 17 лет).

Большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» [1]. У них наблюдаются функциональные нарушения, не достигшие порога болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма, повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза еще не является свидетельством здоровья.

Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры, учителя и воспитатели, сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.

Следует отметить, что рост патологи у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно - сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы - с 6,6% до 12,5%, позвоночника - с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей - с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений - с 2,4% до 7,3% [4]. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа - гимназий, лицеев, колледжей.

Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.

О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).

Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. Среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ (30% из них функционируют в 2-3 смены), отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.

И все же главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Напряженная зрительная работа, применение дисплеев низкого качества способствуют развитию миопии со скоростью 1 Д в год. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы и т.д.).

Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. К примеру, дети младшего школьного возраста еще увлечены игрой, а их перегружают понятиями, терминами, правилами, иностранными языками. В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников - общая стрессогенная система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине резко ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья. Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов.

О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье учащихся неблагоприятное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). Как отмечает Н.К.Смирнов [5], с 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с заболеваниями крови - в 2,5 раза, с нервными болезнями - в 2 раза.

Эту тенденцию подтверждает и увеличение числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков. Хотя перечисленные тенденции обусловлены не только влиянием школы, ее роль в этом процессе не следует преуменьшать.

Несомненного внимания со стороны специалистов всех профилей требует неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа. Распространенная здесь повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% учащихся гимназий оканчивают учебный день с признаками выраженного переутомления (для обычных школ этот показатель снижается до 20-30%). По свидетельству некоторых источников [3], к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает нередко 90%. Повышенная невротизация встречается у 80% учащихся школ нового типа, а функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся V-IХ классов и у 20% старшеклассников.

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% - патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения - у 35,5%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы - у 81%, из них 32% - вегетососудистые расстройства. Патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 - 6,7 часов в день; в основной школе - 7,2 - 8,3 часа в день; в полной средней школе - 8,6 - 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10 - 12 - в основной и 13 - 15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.

Неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие детей, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, - учащению острых и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого - гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно - психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа - государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с предоставлением детям качественных образовательных услуг, стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь - детского населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- М., 1990.
  2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.- М., 2003.
  3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М., 2001.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2005.
  5. Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль, 1998.

Библиографическая ссылка

Петрова Н.Ф., Горовая В.И. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11 – С. 73-75
URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7782677 (дата обращения: 17.01.2015).

______________________________________________________________________

 

MedRoad Медицинский Информационный Ресурс

Роль упражнений для ослабленного здоровья ребенка

Автор: Наврусов Виктор




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.