Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воззрения на лис и барсуков, превалировавшие в семнадцатом и восемнадцатом веках




 

В Хонтё сёккан приводятся интересные детали массовых представлений того времени о лисах. Там[246] мы читаем следующее: «Когда люди слышат их крики, то предсказывают удачу, или неудачу… Лисий огонь возникает из их хвостов, или, по другим мнениям, из человеческих черепов, сухих лошадиных костей и старого дерева, лежавшего под землей; что здесь верно, я не знаю. Если у кого―то лихорадка, если человек впал в беспамятство, или меланхолию, либо, если женщина умерла при родах, после чего произошли странные вещи, либо – если ребенок кричит ночью, увидев плохой сон,― в основном, это дело рук лис, результат демонической одержимости. Лисы преследуют в основном детей, женщин, глупых, ограниченных и полусумасшедших. Если одержимость легкая, лису может изгнать заклинатель (巫祝). Жизненный дух (精) лисы входит под кожу и образует опухоль; если ее хорошенько рассмотреть, сильно потереть и поколоть иглой, или ножом, то лиса выйдет наружу. Далее, если отвязать очень хорошую охотничью собаку, то та, зная лисий запах, будет безостановочно лаясь и пытаться укусить больного; тогда лиса выйдет прочь. Если одержимость сильная, то лиса не оставляет больного годами, и тот становится совсем ни к чему не пригоден. Если лиса мстит (宿怨) больному и не выходит из него, то, наконец, отнимает у него жизнь. Другие говорят, что, если лиса обращается женщиной и имеет половую связь с мужчиной, то тот умирает, а если нет ― умирает лиса. Это, однако, очень странно и нелогично. Далее, говорят, что если остаются сомнения ― одержим ли кто–то лисой, надо приготовить листья сикими [247] и дать тому, как лекарство. Одержимый лисой чувствует к нему отвращение и отказывается принимать, однако тот, кто действительно болен, принимает его даже через силу. Это логично».

«С давних пор в Японии живут колдуны, у которых лисы находятся в услужении. Они говорят, что занимались учением Идзуна[248]. Его можно описать следующим образом. Они находят лисью берлогу с беременной лисой и ухаживают за ней. Когда ей подходит время производить потомство, он еще тщательнее заботится о ней. Когда лисенок подрастет, мать приносит его к колдуну и просит дать ему имя. Он называет его, после чего мать кланяется и уходит. Если позже колдун сталкивается с какими–то трудностями, он втайне зовет молодую лису по имени, и животное приходит к нему невидимым. Если колдун спрашивает его о каком–то тайном деле, лиса всегда знает о нем и может ответить. Находящиеся рядом не могут увидеть лису. Поскольку колдун говорит чудесные вещи, люди считают его божеством. Однако, если он впоследствии совершит что–то нечистое, либо станет лениться, лиса больше никогда не приходит, и колдун теряет свою силу».

«С древних времен среди людей существовало такое предание: лиса ― божественный посланник Инари. Все лисы Японии приходят паломниками в киотосский храм Инари. Они могут прыгать через тории и преследовать (людей). В соответствии со своим умением в очаровывании они получают различные ранги от Инари».

«Раньше я слыхал замечание одного колдуна: ‘Богиня Инари ― дочь Сусаноо–но Микото по имени Уга–но Митама [249]. Я не знаю, была ли лиса посланницей Инари в самой глубокой древности. Однако, в каждой деревне в каждом доме были лисы, прятавшиеся и невидимые. Поэтому, если между деревнями, между домами оставался промежуток, там строили маленькое святилище, где поклонялись божеству―лисе под именем «Инари»; ему молились об удаче и верили, что оно может уберечь от напастей’».

«Лиса не боится смерти; если разрезать ей живот, чтобы достать печень для приготовления лекарства под названием у–сай–эн, животное не двинется, не задрожит, даже не моргнет; когда все внутренности из нее вынуты, оно просто умирает, положив голову на бугорок. Хотя лиса очень подозрительна, она не может противостоять запаху крысы, зажаренной в масле (абураагэ), и ее убивают (пользуясь этой слабостью). Поэтому японские охотники ловят их в силки, куда в качестве приманки кладут зажаренную в масле крысу. Сегодня люди уже не едят лисье мясо, однако вынимают жир и готовят из него мазь, которая очень хорошо помогают от фурункулов».

В работе того же периода, Ямато хондзо [250] говорится, что это животное производит огонь, ударяя своим хвостом, однако тут же автор замечает: «Когда лиса выдыхает, ее дыхание ― как огонь, и это зовется лисьим огнем». … «Когда лед на озере Сува в провинции Синано окрепнет, лисы прикладывают к нему ухо и проходят по нему, а затем можно ходить и людям; однако, если такое слушание случается весной, то люди больше не ходят по нему. Если человек одержим и сходит с ума, то сжигают волчий помет и дают ему нюхать (дым), либо заставляют выпить чашку жидкого чая (который лисы не любят), либо колют больного хвостом (т.е. твердыми шерстинками по бокам хвоста) рыбы эй; говорят, это очень действенно».

Кодзима Фукю[251] пишет: «Лиса ― самое что ни на есть животное Тьмы[252]. Поэтому внешнее зло (т.е. лиса) входит в людей, у которых Дух Света[253] стал меньше. В целом, преувеличенная радость, злоба, печаль, наслаждение, любовь, ненависть и алчность приводят к тому, что человек теряет свой исходный характер и становится пустым, одержимым лишь Духом Тьмы[254]. Это может произойти лишь оттого, что в него вселяются злые демоны».

В Вакан сансай дзуэ [255] мы читаем следующее: ― «В Японии лисы живут во всех провинциях, кроме Сикоку. Как правило, они достигают весьма преклонного возраста ― нескольких сотен лет. У всех лис есть человеческие имена, например в Ямато ― Гэнкуро, а в Оми ― Косаэмон. По преданию, все они ― божественные посланники Уга–но митама, «Духа Риса в Хранилище». Все японские лисы ― слуги киотосского храма Инари, и люди строят храмы Инари, чтобы поклоняться им. Лисы, которым там поклоняются, ― более высокого ранга, чем прочие. Когда лис расстроен, он обычно кричит, как ребенок (гя―гя), а когда радуется, то издает звук, как если бы бьют в кастрюлю (кон–кон). По своей природе он боится собак и, когда они его преследуют, то испускает столь зловонную мочу, что собаки не могут к нему приблизиться. Если он желает наносить вред людям, то помещает человеческий череп себе на голову и кланяется [созвездию] Большой Медведицы, после чего обращается человеком. Он морочит людей, мстит за причиненное ему зло и бывает благодарным за оказанное ему добро. Он очень любит адзуки―мэси (рис, перемешанный и сваренный с красными бобами) и абура–агэ (все жаренное на масле, или жиру)».

«Что касается одержимости лисами, то злой дух (т.е. дух лисы) входит в человека между плечом и подмышечной впадиной, и на этом месте возникает опухоль. Пульс больного становится неритмичным, а большой палец часто сильно дрожит. Если хорошо разбирающийся в этих делах человек уколет больного горячей иглой, то лиса выйдет прочь. Либо, если есть сомнения (в том, что это одержимость), то больному дают порцию прожаренных листьев сикими. Тот, кто действительно одержим, ни за что не проглотит ее, однако, если болезнь действительно серьезна, то проглотит с готовностью, хотя ее запах и вкус ему неприятны.

Относительно тануки в той же энциклопедии[256] сказано, что его мясо излечивает геморрой и опухоли, если есть его три раза в виде супа. Представляется, что старое стихотворение Дзякурэна[257] демонстрирует, что в то время[258] уже был известен барабан–живот:

«Старый монастырь, где никто не живет,

Где даже колокола не издают звуков,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.