Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Семинар 1. Этика: ее предмет и основные понятия




Семинар 1. Этика: ее предмет и основные понятия

В процессе подготовки к обсуждению первого вопроса семинара курсантам необходимо иметь в виду два обстоятельства: первое, что возникновение морали было связано с общественными потребностями в регулировании отношений между людьми; второе, что в основу классификации исторических типов морали положен формационный принцип. Курсантам необходимо различать: формы классовой морали и универсальные формы, в которых выступает мораль в любом человеческом обществе.

Важной и наиболее сложной задачей данного занятия является усвоение структуры и функций морали. Курсантам следует усвоить взаимосвязь цели, средств и результата деятельности, значение каждого из этих элементов деятельности в приобретении ею нравственного и безнравственного характера. Особое внимание должно быть уделено структуре морального сознания.

При подготовке второго вопроса необходимо сформировать представление об основных этических теориях о происхождении и сущности морали. Курсанты должны иметь в виду, что в истории развития этики как науки можно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали: предэтика (Гомер, Гесиод, Семь мудрецов); античная этика (Аристотель, Эпикур); средневековая этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский); этика Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант). Задача курсантов состоит в том, чтобы проследить изменение представлений о сущности морали на каждом этапе этической науки.

Подготовку третьего вопроса необходимо начинать с усвоения философского определения категорий как универсальных понятий человеческого мышления. Курсантам следует представлять, что каждая наука имеет свои категории. Необходимо обратить особое внимание на своеобразие этических категорий, процесс их формирования и значение для мировоззрения человека. Основные категории этики: добро и зло, благо, честь и достоинство, совесть и долг, справедливость и нравственность, смысл жизни и нравственный идеал, счастье. Курсантам следует усвоить содержание и сущность этих категорий.

Четвертый вопрос посвящен анализу основных этических категорий. Курсантам следует уделить особое внимание структуре совести, соотношению понятий «честь» и «достоинство», отличию категорий «справедливость» и «нравственная справедливость».

План занятия:

1. Структура морали.

2. Основные этические учения о происхождении и сущности морали.

3. Категории этики как теоретическая основа жизненных установок человека.

4. Содержание основных этических категорий (добро и зло, благо, совесть и долг, честь и достоинство, справедливость и нравственность, нравственная справедливость).

 

Темы докладов:

1. Совесть как внутренний регулятор поведения людей.

2. «Золотое правило» нравственности.

 

 

Литература:

Гусейнов А.А. Введение в этику. – М., 1985. – С. 32–43, 50–71, 76–114.

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М., 1988 (там же материалы к докладу).

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М., 1987. – С. 5–12, 22–47 и след.

Джафарли Т. Из истории домарксистской этической мысли. – Тбилиси, 1970. – С. 8–23, 34–57 и след.

Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. – Киев, 1990. – С. 8–21.

Психология. Педагогика. Этика: Учебник / Под ред. Ю.В. Наумкина. – М., 2002. – С. 479–483 (там же материалы к докладу).

Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. – М., 1980. – С. 2–47.

Дополнительная литература:

Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991. – С. 67–170.

Миронов В.К. Пир мудрецов. – М.,1994. – С. 248–288.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. – С. 5–14, 364–386.

Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и Н.С. Кона. – М., 1989.

 

Задание на самоподготовку:

1. Изучить конспект лекции по т. 1, 2 и рекомендуемую для подготовки к семинару литературу.

2. Усвоить определения основных терминов и понятий и выписать их в словарь.

3. Проверить уровень и полноту усвоения материала темы путем ответа на вопросы для самоконтроля.

4. Подготовиться отвечать на вопросы семинара. План ответа записать в рабочую тетрадь.

 

Содержание самостоятельной работы:

Изучить следующие учебные издания:

Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. – Киев, 1990. – С. 30–31, 39–48, 58–84 (там же материалы к докладу).

Киселев В.П. Этика. Материалы к курсу лекций. – Н. Новгород, 1994. – С. 17–55.

Кропоткин П.А. Этика. – М.,1991. – С. 260–280.

Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. – М., 1994. – С. 4–12, 46–59 (там же материалы к докладу).

Контрольные вопросы:

1. Какими общественными потребностями было обусловлено возникновение морали?

2. Каковы особенности массовой морали?

3. Какое значение имеют цель, средства и результат в оценке степени нравственности деятельности человека?

4. В чем особенности нравственных отношений?

5. Какова структура морального сознания?

6. В чем различие моральных принципов и моральных норм?

7. Каковы характерные особенности периода предэтики?

8. Каковы характерные особенности античной этики?

9. Каковы характерные особенности средневековой этики?

10. Каковы характерные особенности этики Нового времени?

11. Что такое категория?

12. В чем сущность категорий этики?

13. Что такое мировоззрение?

14. Раскройте содержание основных этических категорий: добро и зло, совесть и долг, честь и достоинство, смысл жизни и нравственный идеал, справедливость и нравственность.

15. Определите отличия понятий «справедливость» и «нравственная справедливость».

 

Определите термины и понятия:

Этика Профессиональная этика
Мораль Профессиональная мораль
Нравственность Профессиональная этика сотрудников ОВД
Категория этики Чувства
Достоинство Моральное сознание
Нравственный идеал Моральные нормы
Справедливость Моральные принципы
Долг Гуманизм
Совесть Мировоззрение
Смысл жизни Зло

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.