Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблематика и жанровое своеобразие прозы А.И.Солженицина 1990-х гг. Специфика жанра рассказа в его творчестве




Пр-ния А.И.Солженицина трудно поставить в типологический ряд. Не оправдано причисление первых его пр-ний к лагерной прозе, вторых- к деревенской, 3-х- к военной. Исследователи его тв –ва разграничивают идеологию и эстетику, пытаются представить это лит. явление двояко, противоречивым. Солженицын – новатор. Он ищет новые формы, реформирует язык худ. прозы. Но он и архаичен, т.к. приверженец реалистического письма. В последние годы жизни он писал в жанре крохотки и рассказа, но рассказ его необычен.1.*Крохотки* - критики называют их литературными миниатюрами, стихотворениями в прозе. Крохотки относятся к малым формам рассказа. В них Солженицин вкладывает важные мысли. Тематика крохоток обширна: в 1958-60 – х гг. – социальная тема. в 90 – е г. – общечеловеческие, философские. Но все его крохотки связаны с Родиной. В крохотках С. расширил арсенал выразительных средств (повторы лексические и синтаксические, символы, неологизмы, попытка в микротексте увидеть весь мир => необычайная лаконичность. В 93-98 гг. С. публикует двухчастные рассказы «На краях», «Эго», «Настенька» и др. Главный композиционный принцип двухчастных рассказов – противопоставление 2-х частей, 2-х характеров, 2-х судеб одного человека. Герои этих рассказов как простые люди («Эго»), так и оставившие след в истории («На краях»). Проблематика их формирует конфликт м/у историей и частным человеком. Пути разрешения конфликта приводят к одному результату: человек раздавлен, перемолот той эпохой, в кот.он живет. Знакомство с "двухчастными рассказами" Александра Солженицына началось еще в 1995 г. Они появились тогда в журнале "Новый мир. Идея "сопоставления двух человеческих судеб в малой прозаической форме", позволяющая создать "галерею человеческих характеров в сопряжении с историей страны", прежде воплощавшаяся на материале прошлых (гулаговских) лет, теперь решается на основе реалий современной действительности. То, что текст датирован 1996 г., то есть "между временем написания и временем прочтения почти нет дистанции", лишь обостряет интерес к нему. Рассказ Солженицына прямо перекликается с его выступлениями, касающимися общественной и политической жизни нашего времени, резкой критикой существующего режима. Ситуация излома эпохи, рассмотренная через призму двух человеческих судеб, предстает в прозе Солженицына гораздо более сложной..." На страницах рассказа ярко представлены две ключевые для нашего времени фигуры. В первой части "уверенной рукой" выписан портрет одного из преуспевающих красных директоров, руководителей ВПК, сильного и опытного представителя бывшей партноменклатуры - Дмитрия Емцова. Причем в "три странички" текста писателю удалось вместить весь путь героя. В менее прописанной второй части набросан образ "нового русского" - молодого удачливого банкира Алеши Толокнянова, в прошлом одаренного физика, Психологический рисунок характеров и судеб героев, их деловые и душевные качества, то, как каждый из них решает свою "формулу успеха" в конкретном контексте времени и к каким результатам приходит, - все это писатель изображает в неразрывной связи с процессами, происходящими в стране, общая обеспокоенность за судьбы которой заставляет особенно пристально следить за ходом мысли, ощущениями и прогнозами рассказчика Насыщенность текста, глубина и своеобразие анализа современной ситуации делают рассказ заметным событием литературного года, к которому, учитывая авторитет автора, и читатели и критики будут неоднократно обращаться, извлекая каждый раз много интересного, полезного и неожиданного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.