Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проза и поэзия С. Гандлевского. Основные темы и мотивы. Особенности стиля




Сб. «Рассказ» 1989, и «Праздник» 1995. Стихи, охватывающие период студенчества, скреплены радостной, захлёбывающейся интонацией. Едва ли не половина стихотворений заканчивается здесь восклицательным знаком. Способность творить предстаёт как способность расслышать "музыку издалека", непрерывно звучащую в душе поэта. В стихах этого периода щедро представлены многие традиционные романтические мотивы, горестные размышления о смерти. Во 2 в стихах 1976-80г. Ганд-ий пишет о своих азиатских экспедициях. Мандельштамовские интонации различимы во многих стихах Ганд-го, но в чистом, беспримесном виде они встречаются в стихах о смерти. Острое переживание неизбежности смерти, встречается у Ганд-го довольно рано, но именно стихотворение, откровенно цитирующее Мандельштама, привносит в его поэзию подлинно трагическое мироощущение, связанное с осознанием пронизанности жизни смертью. Стихи 3 раздела (1979-82) — уже зрелый, классический Ганд-ий. Разрозненные составляющие его поэтики 70-х сплавлены воедино в стиле гармонии. Читателя, однако, не оставляет ощущение душевной смуты. "Душемутительно" — один из любимых эпитетов, неслучайно мелькающий в стихах. Одновременно с приятием жизни во всей полноте в его стихах постоянно присутствует подспудная горечь и связанная с ней ирония. Не традиционная ирония романтизма, направленная вовне, а ирония, направленная на себя. Последний, 4 раздел "Праздника" открывается программным стихотворением "Самосуд неожиданной зрелости"— является манифестом, стихотворение буквально перенасыщено афоризмами. Этот манифест дополняют иные: посвященное Сопровскому стихотворение "Когда, раздвинув остриём поленья" и "Есть в растительной жизни поэта". Так в поэзии Ганд-го появляется новая, ранее несвойственная ей тема. Большая часть стихотворений 1982-87 годов посвящена поэзии. Финальный аккорд "Праздника" лишний раз подтверждает тезис Гандл-го, что сказанное в рифму обязательно сбывается, но как-то вбок. Напророчив себе в стихах, предшествовавших операции, непоправимое поэт, доселе обращавшийся со смертью довольно коротко, испугался собственного пророчества. Реальная перспектива смерти заставила и задуматься о природе дара жизни, и уповать на Великое Авось. "История болезни" — подзаголовок "Трепанации черепа" — приобрёл значение символическое. "История болезни" — история всей предшествующей несуразной, не очень счастливой, но единственно прожитой жизни, приведшей поэта на больничную койку. Текст "Трепанации черепа" обильно усыпан скрытыми автоцитатами, маленькими шифровками, сулящими радость узнавания. В пятимерном прошлом "Трепанации черепа" "вранье" служит одним из синонимов искусства. Так, в одной палате с автором может лежать персонаж его стихов 90-го года, Косых Семен. В сущности, вся "история болезни" построена на обыгрывании каких-то отшлифованных застольями событий, бытующих уже на уровнелегенд. Так, дуэль автора с Санчуком действительно имела место, была впоследствии мифологизирована дружеским кругом — и вот мы сталкиваемся с редким случаем, когда мифологизация фиксируется авторской волей. Пафос "Трепанации черепа" заключается в стремлении (то есть даже не в стремлении, а это, слава Богу, произошло) к нормальной жизни — с женитьбой, с детьми, с приносящей радость работой, с печальными и светлыми воспоминаниями. Это стремление стать нормальным человеком, перестать быть "недобитком", "придурковатым подпаском" отчётливо выражено в финале. С.Г. создает свой р-н «<НРЗБ>» на основе 4 глав: в первой и третьей части рассказывается о главном герое, в остальных двух Лев Криворотов ведет повествование от первого лица - правда, спустя целых тридцать лет. В этом двойном напряжении между двумя эпохами (к тому времени Советский Союз уже похоронен) и между двумя повествовательными перспективами развивается литературная и частная биография Криворотова. Как выясняется, Лев терпит поражение в обоих жизненных проектах. В качестве поэта он имел определенный успех, но так и остается подающим надежды литератором, чей прорыв никогда не происходит. А Аня, которая так и не ответила взаимностью на его любовь, связывает свою жизнь с другим человеком. Тайным героем р-на становится не столько сам Криворотов, сколько московская богема 70-х годов, которую Ганд-ий в своем р-не сатирически и с отменным чувством юмора портретирует.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.