Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сюрреализм Ю. Мамлеева («Русские сказки», «Черное зеркало»)




Ю.Мамлеев - один из немногих русских писателей, в чьем творчестве устойчиво продолжается традиция европейского сюрреализма. В произв-х раннего периода (повестях "Шатуны", "Вечный дом", в рассказах и "Русских сказках") происходит сближение иррационального, подсознательного и самого открытого натуралистического. Мамлеев создает метафизическую картину мироздания. При этом он использует традиционные средства, рисуя ирреальные образы несуществующих упырей, полутрупов. Эти фантастические создания, выписанные с мельчайшими натуралистическими подробностями, призваны " уверить нас, что жизнь - это не простая цепочка поступков от роддома до могилы, что вечное существование души, загробное бытие и потусторонняя реальность есть вещи несомненно весомые". Отсюда так велика в его произведениях роль рта, горла, живота. Рот, горло трансформируют невидимую мысль и звук, в нечто ощутимое. Герои Мамлеева любят созерцать свой собственный и чужие животы, так как живот - "средоточие всего плотского и земного, единственно возможное вместилище души". При этом эротики, чувственности в рассказах Мамлеева нет. Созерцание потаенного, интимного, нередко традиционно табуированного - это стремление проникнуть в другой мир, передвинуть границы реальности. "Акценты лежат на тех частях тела, где оно либо открыто для внешнего мира, то есть где мир входит в тело или выпирает из него, либо оно само выпирает в мир, то есть на отверстиях, на выпуклостях, на всяких ответвлениях и отростках. Это основа гротескной метафоры - определяющего приема для сюрреалистов. Часто в рассказах Мамлеева сакральный смысл получают руки. Они могут жить почти отдельно от человека. Руки, что-то делающие по велению разума, продолжающие свою работу даже во сне и перед смертью, воспринимаются как передатчик воли Абсолюта, Божества. Сюрреалисты особое значение придают различным аномалиям в человеческом теле. Люди, имеющие какие-то уродства, отмечены свыше, они напрямую связываются с Божеством, обладают знанием некоей Тайны. Особенное значение имеет сумасшествие, которое понимается как состояние, приближающееся к провидению. Большое значение в поэтике сюрреализма имеет сон, сновидение. Он является промежуточным состоянием между жизнью и смертью. Сон позволяет раскрыть внутренние бездны в душе человека, показать, что жизнь гораздо сложнее видимого на поверхности. Сюр-зм Мамлеева, особенно в "Русских сказках", основан на фольклоре. Как положено в сказках, герои лишены индивидуальности, хар-ра, обезличены. Они воплощают мысль, идею. "Сон в лесу" что-то среднее между сказкой и быличкой. "В глубоком тайном лесу, куда не любят заглядывать и звери, приютилась небольшая деревушка", где все как родные жили. Как и положено в сказках, самое невероятное случается с самой красивой девушкой Настей. Однажды, когда девушки играли в прятки, Настя пропала, а когда через год нашлась, то стала жить во сне. Не "будто во сне", а именно во сне, от которого ее пробудил, поцеловав (как в сказке), проезжий красавец. Вышла Настя замуж, казалось, счастливо зажила. Но на самом деле еще глубже стал ее сон. "Любовь не только не пробудила ее, а в еще больший сон погрузила". И не могут от этого сна спасти ни боль, ни знания. Каждое погружение в сон все более глубокое и все больше похоже на явь. Но далекий холодный голос говорит Настеньке, что даже Божий свет - это сон. Девушка с короной Небесной России раскрывает Насте суть ее состояния. Только вернувшись в родную деревню, проснется Настя: "Ты очнешься в своей деревне, и она - не сон". Вся сказка - это сюрреалистическая метафора любви к Родине. Жизнь есть сон, правда лишь то, что связано с местом рождения, и от этого нельзя спрятаться. Герои Мамлеева все время ищут Божество, Абсолют. В этих поисках они стоят на грани между бытием и небытием, пытаются ощутить какие-то предельные состояния. Их волнует, что там, за границей жизни и смерти. Мир его рассказов и сказок причудливый, таинственный. Это мир недомолвок, шепотов, странностей, с одной стороны, и подчеркнутой обыденности с другой. Герои стремятся постигнуть тайны. Но усилий разума для этого оказывается мало. Потустороннее, запредельное - это то, "отчего у людей ум расколется".

 

34. Образ мира и человека в философской прозе 1980-90-х гг.(«Отец-Лес» А.Кима, «Калоши счастья» Л.Бежина, «Плаха» Ч.Айтматова)

Роман А.Кима «Отец-Лес» поднимает этические и философские проблемы бытия людей XX века. Роман «Отец-Лес» — своего рода история жизни в XX веке трех поколений старинного рода Тураевых — деда, сына и внука. В этом роде соединилась дворянская и крестьянская кровь, что позволяет ему представлять русский народ. Род Тураевых вобрал в себя страдания и муки народа, выпавшие за весь век на его долю: голод конца 20-х, «лишенство», ужасы фронта и концлагерей, как советского, так и немецкого. Мысль о страдании и свободе человека — главная философская мысль романа. Каждое из трех поколений Тураевых по-своему понимает свободу, по-своему относится к страданию. Николай Николаевич — старший из рода, офицер-ветеринар, человек честный, добрый. В молодости он решил освободиться от общества, ибо оно, «с его жесткими обязательствами, предрассудками и разными правилами, как благородными, так и подлыми», мешало постичь натуральную свободу, как ему казалось, полную и неограниченную. С юности Николай Николаевич не любил высоких слов, затемняющих истинный смысл. Он плохо вписывался в среду студенческой молодежи конца XIX века с ее мечтаниями об общественной пользе, о благе народа. Николай Николаевич представлял, что свобода может реализоваться только в уединении, в изоляции от общественной суеты. В густом лесу он выстраивает себе дом. «Колин Дом» называет его жена Анисья — крепкая крестьянская баба, ставшая хозяйкой в этом доме. Николай Николаевич пытается на собственном опыте разобраться, что же такое свобода. В уединенности, отрезанности от остального мира он увидел раскрепощение, но не свободу. Образ ожога души проходит через весь роман. Он возникает в сознании и ощущениях Глеба Тураева. Но это генетически переданное чувство, рожденное физическими муками, испытанными отцом, душевной тоской деда. Ожог — это скорбь «по навеки утраченному прошлому», ужас от реалий этого прошлого. С одной стороны, герои романа испытывают одиночество. С другой — их сознание перепекает. Так, мысль, рождающаяся в сознании деда, передается внуку. Глеб воплощается в отца, а отец продолжает мыслить в сыне, то есть они составляют нечто единое, общее. Все судьбы в романе связаны и переплетены друг с другом и в пространстве, и во времени. А.Ким показывает, что судьбы отдельных людей связываются в непрерывную цепь страданий всего Человечества. Ч. Айтматов – один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. “Плаха” - многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Главная тема романа - противостояние человека и природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека, варварски относящегося к этому миру. Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии - жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова. Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так - на пределе - обострилось и сгустилось в мире. Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди - распяли. Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.

35. Особенности условно-метафорической прозы 1980-х -90-х гг. (на примере произведений В.Орлова "Альтист Данилов" и Ф.Искандера «Кролики и удавы»).

В начале 80-х годов роман "Альтист Данилов", созданный в редком жанре "магического реализма", принес В.Орлову огромную популярностъ. Роман о вечных ценностях, о большой любви как основе творчества. В этом поэтическом и воздушном, как музыка, произведении переплелось все: и безудержный полет фантазии, и острая социальная сатира с реальными свидетельствами, пусть и недавней, нашей истории. В романе Орлова герой-демон, "бессмертная по положению натура" живет среди людей и любит земную женщину Наташу. Роман написан в жанре «фантастического реализма» — действие, в основном, происходит в Москве в 1970-х годах, но главный герой Данилов при этом обладает сверхъестественными («демоническими») способностями, которые иногда применяет в повседневной жизни. В частности, он может перемещаться в любую точку пространства мгновенно или с любой другой скоростью, парить в облаках, любит «купаться в молниях». На фоне любви Данилова к Наташе, ее способностям к шитью, его мягкого и доброго характера, не соответствующего демонической натуре, хлопобудам, материальной и приземленной Клавдии Петровны, любви Данилова купаться в молниях и приключениях синего быка, девяти слоев и особого нюха Кудасова к обедам, там выделяется тема музыки, а именно тишизма – как высшего проявления музыки. В сказке «Кролики и удавы» Ф.Искандер с помощью аллегории показывает тоталитарное государство трех типов. Эго государство кроликов, государство удавов в отношения между кроликами и удавами. Удавы живут, как говорит автор, "в одной южной-преюжной стране". Их царство - это тоталитарное государство, во главе которого стоит Великий Питон. При его дворе находятся глупые, бездарные удавы. Например, главный визирь "на все вопросы умел отвечать не задумываясь, за что и был назначен главным визирем царя..." В царстве удавов всё основано на страхе и беспрекословном подчинении. Здесь существуют жестокие законы и обычаи. Великий Питон, появляясь, неизменно произносит "боевой гимн", который все удавы в знак верности "должны были выслушивать", приподняв голову. Гимн в царстве удавов - это приветствие, выражение верности Великому Питону. Не приподнявший во время приветствия головы лишался жизни как изменник. Удавы питаются кроликами, гипнотизируя их, то есть совершая священный ритуал гипноза, о котором запрещено говорить, во время последнего запрещено вступать в дискуссию с кроликами. Нарушивший этот ритуал был сурово наказан: изгнан в пустыню. В далекие времена в царстве удавов существовало ещё более жестокое наказание: казнь - самопоедание удавов. Жестокие, кровожадные, для них нет ничего святого. По образному выражению автора, душа каждого удава находится где-то в глубине его желудка, а родина для удава - это место, где он имеет прекрасную пищу.Удавы беспощадны по отношению друг к другу, они предают друг друга, доносят друг на друга. Царство удавов - это тоталитарное государство, но тоталитарный режим и его законы противоестественны природе любого общества, поэтому и в рядах удавов начинается постепенное разложение. Они становятся менее жестокими и кровожадными. Таким образом, в царстве удавов презиралась слабость, жалость, совесть, шло воспитание жестокости, а всех неугодных сурово наказывали. Такие же законы царили и в государстве кроликов, которое называлось Королевством. Глава его - Король и его приближенные составляют двор, в сказке он называется Столом, а придворные Допущенными к Столу. Те, кто хотел стать приближенным к Столу, назывались Стремящимися, "Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавов) можно разумно управлять жизнью кроликов". "...Ни один кролик никогда не видел Цветной Капусты. Правда, в кроличьей среде всегда жили слухи о том, что местные туземцы вместе с засекреченными кроликами, работающие на тайной плантации по выведению Цветной Капусты, добились решительных успехов. Как только опыты, близкие к завершению, дадут возможность сажать Цветную Капусту на огородах, жизнь кроликов превратится в сплошной праздник плодородия и чревоугодия. Время от времени сочетание цветов в изображении Цветной Капусты на знамени едва заметно менялось, и кролики видели в этом таинственную, но безостановочную работу истории на благо кроликов. Увидев на знамени слегка изменившийся узор цветов, они многозначительно кивали друг другу, делая для себя далеко идущие оптимистические выводы. Говорить об этом вслух считалось неприличным, нескромным, считалось, что эти внешние знаки внутренней работы истории появились случайно, по какому-то доброму недосмотру королевской администрации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.