Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проза и драматургия А.Слаповского. Особенности поэтики




Прозу Алексея Слаповского принято называть «авантюрно-философской». К этому критиков побудил когда-то сам Слаповский, назвав повесть «День денег» плутовским романом. И все же наименование «авантюрно-философская» гораздо лучше отражает особенность его творческой манеры, чем «плутовской роман». Как любой авантюрист и философ, Слаповский в глубине души — просветитель.Герои Слаповского — саратовцы, обыватели-провинциалы, проживающие в реальном литературном пространстве, проигрывающие известные народно-литературные штампы. Это хорошо узнаваемая, усреднённая данность быта-культуры. Это роли, замещающие наше дефектное стремление освоить мир в схемах, понятиях, предчувствиях, освоить символы мирозданья и тем самым разомкнуть видимый повседневный мир. Сюжеты Слаповского, с одной стороны, отвергают изображение жизни как единства с присущими ему связанными отличиями, но, с другой стороны, полного разрыва сознания с миром не происходит, потому что иллюзорным-то является сюжет как глобальный проект-мир. Реальный мир даёт каждому из нас право на поступок сознания. В большем выборе — больше выгоды. Философские сюжеты Слаповского не берут на себя полномочий отвечать от имени мира, «куда» всё направляется, но пробуют в качестве посредника между читателем и малоизвестной Вселенной предположить «как».. Писатель возвращает нам культурное пространство начала искусства и сознания: если мы способны пересочинять, то почему бы не представить культуру не в классической цепочке миф-фольклор-литература, а в более неожиданном — литература через фольклор играет с мифом, с универсальными категориями культуры, воображая новые тексты, забавные и трогательные, пригодные для жизни в тексте и в жизни за текстом. Индивидуальное и произвольное, сфантазированное — близнецы-братья. Поскольку и то и другое изначально не может быть признано конечным и определённым, Слаповский приводит в движение максимально возможную комбинацию смыслов, чтобы уйти от вечных истин, но показать веер разных путей их вероятностных интерпретаций, из которых человечество выбрало немногие варианты, в них заложенные. Как бы восстановить внешние атрибуты, когда прошлое, настоящее и будущее курсировали в сознании одновременно (сон Свинтицкого). Такая сконструированность заложена у Слаповского именно в телесном, осязаемом проигрывании историй, поскольку личностно ощущаемые слова невозможны в языке. Об этом так похожий на все остальные тексты Слаповского плутовской роман «День денег». Главный герой пьесы "Вишневый садик" Азалканов растил свое вишневое дерево на крыше старого дома, в котором прошли детство и молодость героя, и деревце проросло в кровельной щели. Под сенью этого дерева целовались влюбленные, повесился отец Азалканова, здесь устраивались театральные представления, в общем - шла жизнь. Прошли годы, дом обветшал, жильцы поразъехались... Неожиданно разбогатевший Азалканов приглашает друзей юности на свою инсценированную свадьбу, которая должна состоятся на чердаке старого дома, где когда-то все они жили. Приходят старые друзья, бывшая жена... Сюжет типично российский: встреча как-то связанных между собой людей с дальнейшим выяснением отношений. И вскоре выясняется, что на самом деле Азалканов банкрот. Потому что все его акции скупил друг юности Минусинский, отличник, удачник, который всегда был вторым после талантливого Азалканова. И лишь в финале станет ясно, что и Минусинский не такой уж крутой. Настоящий хозяин жизни - официант Васенька.Проза Алексея Слаповского - это удивительная смесь фантастики, детектива, психологизма, юмора, явных выдумок и чисто бытовых зарисовок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.