КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип цикличности тренировочного процесса
Лекция 4. Принципы, реализуемые в процессе подготовки спортсменов Таким образом, на отдельных этапах подготовки в зависи-мости от конкретных ее задач могут быть реализованы различ-ные формы динамики нагрузок. В процессе же круглогодичной многолетней тренировки динамика нагрузок приобретает вол-нообразную или подобную ей форму, что в наибольшей мере соответствует закономерностям становления спортивного мас-терства спортсменов.
Тренировочному процессу присуще явление цикличности. Циклы тренировки —это относительно завершенные кру- гообороты определенных занятий, этапов, периодов. Как правило, каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего, но отличается от него изменением средств, методов, величин и характера нагрузок, обусловлен-ных закономерностями тренировочного процесса. Продолжи-тельность циклов соответствует продолжительности «волн» тре-нировочных нагрузок (см. Принцип волнообразности динамики нагрузок). Выделяют [11] «волны» следующих масштабов:
а) малые, характеризующие динамику нагрузок в циклах, которые охватывают в различных случаях от 2 до 7 дней и более (микроциклы);
б) средние, выражающие общую тенденцию нагрузок не-скольких малых «волн» (например, 3-6) в пределах этапов под- готовки (мезоциклы);
в) большие, характеризующие общую тенденцию средних «волн» в периодах тренировки (макроциклы).
При построении тренировочного процесса важно «обес-печить необходимое соответствие между динамикой нагру-зок в микроциклах и более общими тенденциями трениро-вочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов» [11].
Итак, только на основе познания специфических законо-мерностей спортивной тренировки и умелого использования их в процессе подготовки спортсмена с общими социальными и общеметодическими принципами прокладывается путь к рекор-дным достижениям.
8 9 Содержание
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................... 3
ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СПОРТА....................................................................... 5
1.1. Конкретизация понятий,
относящихся к физической культуре и спорту................................................ 5
1.2. Направления, разделы
и формы спортивного движения........................................................................... 7
1.3. Классификация видов спорта.................................................................... 1 1
1.4. Социальные функции спорта..................................................................... 1 3
1.5. Система подготовки спортсменов............................................................ 1 6
1.5.1. Спортивная тренировка........................................................................... 1 7
1.5.2. Соревнования в системе подготовки спортсменов........................... 1 7
1.5.3. Факторы, дополняющие тренировку
и состязания и оптимизирующие их эффект.................................................. 1 9
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ СПОРТСМЕНОВ................................. 2 1
2.1. Адаптация в спортивной тренировке....................................................... 2 1
2.2. Утомление
и восстановление при мышечной деятельности........................................... 2 5
2.2.1. Утомление при мышечной деятельности............................................ 2 7
2.2.2. Восстановление.......................................................................................... 2 9
ЛЕКЦИЯ 3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ................................................................................ 4 4
3.1. Физические упражнения
как специфические средства спортивной тренировки................................ 4 4
9 1 3.1.1. Техника двигательных действий............................................................ 4 5
3.1.2. Кинематические характеристики
движений человека................................................................................................ 4 6
3.1.3. Динамические характеристики
движений человека................................................................................................ 4 9
3.1.4. Классификация физических упражнений............................................ 5 1
3.1.5. Нагрузка в спортивной тренировке....................................................... 5 4
3.1.6. Отдых как средство спортивной тренировки..................................... 6 0
3.2. Методы спортивной тренировки............................................................... 6 1
3.2.1. Методы
строго регламентированного упражнения..................................................... 6 2
3.2.2. Игровой метод............................................................................................. 6 7
3.2.3. Соревновательный метод......................................................................... 6 8
3.2.4. Методы словесного воздействия............................................................ 6 9
3.2.5. Методы наглядного воздействия........................................................... 7 2
ЛЕКЦИЯ 4. ПРИНЦИПЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ
В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ................................................ 7 5
4.1. Общие социальные принципы.................................................................... 7 5
4.1.1. Принцип
всестороннего гармонического развития....................................................... 7 6
4.1.2. Принцип оздоровительной направленности
физической культуры и спорта.......................................................................... 7 7
4.1.3. Принцип связи деятельности
спортсменов с трудовой и иной деятельностью........................................... 7 8
4.2. Общеметодические принципы.................................................................... 7 8
4.2.1. Принцип сознательности и активности................................................ 7 9
4.2.2. Принцип наглядности................................................................................ 8 0
9 2 4.2.3. Принцип доступности и индивидуализации...................................... 8 0
4.2.4. Принцип систематичности...................................................................... 8 1
4.3. Специфические принципы
спортивной тренировки....................................................................................... 8 2
4.3.1. Направленность к максимуму достижений,
углубленная специализация и индивидуализация...................................... 8 3
4.3.2. Принцип единства общей
и специальной подготовки спортсмена.......................................................... 8 4
4.3.3. Принцип непрерывности
тренировочного процесса................................................................................... 8 4
4.3.4. Принцип единства постепенности
и тенденции к предельным нагрузкам............................................................. 8 5
4.3.5. Принцип волнообразности динамики нагрузок................................ 8 7
4.3.6. Принцип цикличности тренировочного процесса 8 9
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА....................................................................... 9 0
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |